Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (94) 2018 год - page 64

62
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА
I
AEROSPACE DEFENSE
карту опасности столкновений
для различных классов КА и раз-
личных орбитальных областей
в ОКП. В международной прак-
тике обычно принято деление
орбитальных областей по высо-
там орбит. Наибольшей веро-
ятностью столкновений харак-
теризуется
низкоорбитальная
область,
конкретно,
диапа-
зоны высот от 700 до 1000 км
и от 1400 до 1500 км. Опасность
и вероятность столкновений,
конечно, коррелируют с такой
характеристикой, как плот-
ность КО в данной орбиталь-
ной области. Однако некоторые
орбитальные области вносят
существенные поправки в эту
корреляцию. Например, в ге-
остационарном поясе орбит,
в котором плотность КО весьма
высока, вероятность столкнове-
ний и особенно их опасность до-
вольно низки. Это объясняется
общим движением КО в основ-
ном в одну сторону и малой от-
носительной скоростью их сбли-
жения в этом поясе [7].
Для определения опасности
столкновений с конкретным
КА (это, например, необходи-
мо делать при выборе нужной
орбиты в конкретном проек-
те, а также при расчете манев-
ров уклонения КА от столкно-
вений) можно ограничиваться
довольно узкой орбитальной об-
ластью, учитывая не только
высоту орбиты, но и другие ее
параметры – наклонение, экс-
центриситет и прочее. В этом
случае исходные данные о засо-
ренности орбитальной области
будут более определенными,
а результаты расчета опасности
столкновений – более точными.
В этом существенную помощь
может оказать дальнейшее со-
вершенствование
динамиче-
ских моделей техногенной засо-
ренности ОКП.
ВЫВОДЫ
1.
 При рассмотрении вопросов безопасности космических полетов нужно с насто-
роженностью относиться к упрощенным оценкам опасности столкновений, на-
пример к использованию обобщенных и усредненных оценок, определению опас-
ных КО исходя только из их размера и тому подобного.
2.
 Предложено в основу процедуры принятия решения об уклонении действую-
щего КА от столкновения с КМ положить взвешенное сравнение составляющей
оценки опасности, касающейся столкновения с конкретным каталогизирован-
ным КО, и статистической составляющей (учитывающей некаталогизированные
популяции мелкого КМ).
3.
 Анализ динамики рангов опасности происшедших в прошлом разрушений
КО позволяет оценить, насколько удачно были выбраны орбитальные области
для проведения потенциально опасных космических экспериментов.
4.
 Узким местом при построении точных оценок является в первую очередь ин-
формация о плотности и динамике мелких фракций КМ. Требуется совершен-
ствование способов и средств их наблюдения и, соответственно, моделей потоков
мелкого КМ.
5.
 Ввиду большого дефицита измерений мелкого КМ (из-за недостатка средств
наблюдения с соответствующими возможностями) и с учетом его значитель-
ной опасности для космической деятельности крайне актуально сотрудничество
владельцев всех имеющихся в мире источников таких измерений. В частности,
весьма полезно было бы наладить регулярный обмен каталогами КО, в первую оче-
редь, между СККП США и РФ как наиболее содержательными.
1...,54,55,56,57,58,59,60,61,62,63 65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,...124
Powered by FlippingBook