110
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
ПТИЧКА «ОРИОН»
С Василием Цымбалом мы вме-
сте учились в Армавирском учи-
лище, в 1981 году вместе прибыли
в 941-й авиаполк в Килпъявре под
Мурманском.
В тот сентябрьский день 1987-го
я должен был сменить его на де-
журстве. В «дежурке» стоят па-
рами – два летчика, каждый
на своем самолете. Мы приехали
с напарником. Смотрим – в до-
мике, где должна находиться
только дежурная смена, целая
толпа: замкомандира полка, ин-
женер, особист и еще полно на-
рода. Вася сидит, пишет что-то.
Вокруг все молчат.
Через некоторое время садят-
ся два борта, и в каждом – по ко-
миссии. Одна из Архангельска
из штаба армии, вторая – из Мо-
сквы. И всем очень интересен
Васин Су-27. Он стоял ближе всех
к домику дежурки, мы сразу не за-
метили, что у самолета с верхуш-
ки правого киля снесена «пилот-
ка» радиоантенны и чуть ниже
видны три зазубрины.
Василий сначала говорил, что
столкнулся с птицей. Ему отве-
тили, что про столкновение ве-
рят, а вот про птичку попросили
поподробнее, раз из-за нее вы-
шел скандал на международном
уровне. Тогда-то он признался,
что это был норвежский самолет.
Сам Цымбал нам потом рас-
сказывал: он вылетел на пере-
хват борта, который шел рядом
с границей. Прилетает, опозна-
ет, докладывает: норвежский
самолет-разведчик Р-3 «Орион».
«Орион» сбрасывает гидроакусти-
ческие буи. А это уже совсем нехо-
рошо: демонстративно искать
наши подводные лодки в присут-
ствии нашего же истребителя.
Тут Цымбалу дается, как потом
говорили, «безадресная коман-
да», то есть на ленте радиообмена
она записалась, но не понятно,
кто говорит и кому. Всего одно
слово: «помешать».
А как помешать в нейтральных
водах? Можно пройти под «Орио-
ном» и выскочить у него перед но-
сом на форсаже, чтобы он попал
в так называемый спутный след.
Чем ближе к нему выскочишь –
тем сильнее его тряхнет. В учеб-
ных воздушных боях, когда Су-27
против Су-27, бывали случаи, ко-
гда влетали в спутный след,– вы-
брасывает, даже с переворотом.
На малой высоте вполне реально
так завалить самолет.
Или еще вариант, запрещен-
ный прием: аварийный слив
топлива. Выныриваешь перед
противником и включаешь слив.
Правда, перед реактивными са-
молетами мы так не делали.
А перед транспортниками, пе-
ред теми же «Орионами» – нор-
мальное явление. Доставалось
нам за это, конечно. Так ведь мы
и не докладывали. Если включить
слив на несколько секунд, об этом
никто не узнает.
Все это Цымбал наверняка де-
лал. В любом случае надо было
заходить снизу, а «Орион» в это
время начал в него своими буями
кидать. Тогда Цымбал сместился
чуть вправо, и норвежский лет-
чик потерял его из виду. Стал
искать – качаться кренами впра-
во-влево, чтобы увеличить обзор,
и попал лопастью винта по пра-
вому килю Су-27. «Удачно» по-
пал – лопасть отлетела и пробила
«Ориону» фюзеляж.
Василий недолго думая ушел
на форсажах на свою территорию.
Через некоторое время примча-
лось звено F-16 и застало только
разгерметизированный «Орион»
с поврежденным двигателем. Он
еле до дома дотянул под сопро-
вождением.
Для Цымбала история кончилась
тем, что его отправили подаль-
ше – с севера на юг, в Краснодар-
ский край. Через несколько лет он
погиб во время несчастного слу-
чая, не связанного с авиацией.
Скандал заминали наверху.
Через несколько месяцев по-
сле «тарана» Цымбала наш полк
на полигоне Северного флота
проводил боевые стрельбы. Там
опять какой-то «Орион» объ-
явился, везде лезет, никто ему
не указ – воды-то нейтральные.
Я тогда пошутил в присутствии
командира – мол, Васю бы сюда.
Он мне: «Чернявый, я тебя убью!
Я же, наверное, единственный
командир авиаполка, который
имеет выговор от министра ино-
странных дел!»
ПЕРВЫЙ БОЙ
ОСТАЛСЯ
НЕИЗВЕСТНЫМ
Современные скандалы, когда
иностранцы обвиняют наших
летчиков в непрофессионализ-
ме,– это политические игры,
не военные. И мы, и они всегда
летали в нейтральных водах.
После того как Цымбал «засве-
тил» «Ориону», командующий
авиацией войск ПВО Андреев дал
приказ ближе 500 метров к чужим
самолетам не подходить. Изви-
ните, а как в таком случае его бор-
товой номер прочитать?
Приказ есть приказ, но кто это
соблюдал? Если мы идем с кем-
то параллельным курсом, я его
не трогаю, но он меня трогает –
не удирать же мне.
Перекрашенный после столкновения
Су-27 Василия Цымбала уже под номером 38
Р-3 «Орион»
(Lockheed P-3 Orion)
–
береговой патрульный самолет,
созданный в 1959 году. В странах НАТО
часто используется в качестве самолета-
разведчика. Экипаж – 10 человек.
Обладает хорошими маневренными
характеристиками, поисковая скорость –
300–320 км/ч, максимальная – 760 км/ч,
дальность полета – до 9000 км,
продолжительность полета – до 17 ч,
может быть увеличена при выключении
в полете одного или, если позволяет
полетный вес, двух двигателей.
Самолет Василия Цымбала номер 36 незадолго перед
столкновением в полете
Вырезка из газеты Flight International от 26 сентября 1987
Съемки, сделанные с борта «Ориона», которые в итоге
оказались в зарубежной прессе
«Орион» после столкновения. Видно, что одной лопасти
у винта нет, хоть ракурс неудачный
1
2
3
4
111
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017