ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
104
тренного договором, он был построен только к 1 мая.
Но и тут немецкая сторона не принимала готовый
аппарат, буквально выискивая малейшие поводы
для замечаний. В «Салюте» родилось подозрение,
что заказчик тянет время намеренно. Вскоре это под-
твердилось.
Оказалось, что в Бремене немцы должны были ста-
вить на «Экспресс» свое оборудование, но оно не было
готово. Старт срывался по вине германской стороны,
просто эту вину пытались переложить на россиян.
Создание «Экспресса» активно освещалось в немец-
кой прессе, и упор всякий раз делался на крайнюю
необязательность и плохую подготовку русских спе-
циалистов.
– Я, помню, не выдержав, сказал руководителю
немецкой фирмы: что же вы делаете? Мы же одна
команда, да и причины всех наших задержек объек-
тивные, и вы это знаете,– рассказывает Юрий Кор-
нилов.– На что он честно ответил: мы – известная
европейская фирма, и нам не нужны конкуренты
в будущем.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ:
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ
Созданный в КБ «Салют» спутник «Экспресс» был
первым в истории отечественной космонавтики то-
варом в прямом смысле этого слова.
Советская конструкторская школа подразумевала,
что создатели аппарата несут полную ответствен-
ность за свое детище в течение всего периода его су-
ществования. Поэтому представители КБ всегда при-
сутствуют на стартах и в ЦУПе во время полета своих
аппаратов, выезжают на место посадки с поисковы-
ми группами.
Впервые по условиям заключенного в марте
1993 года соглашения ответственность КБ «Салют»
за спутник формально заканчивалась сразу после
проведения испытаний в России. Далее, как и по-
лагается товару, он передавался покупателю. Согла-
шение предусматривало определенную «поддерж-
ку изделия» в Германии и Японии, но касалось это
в основном оказания помощи при доукомплектации
и подготовке к пуску.
– Видно было, что немцы сами не имели опыта
в международном сотрудничестве,– рассказывает
Эдуард Радченко.– Они считали, что, раз получили
от нас изделие, дальше все сами сделают, только ин-
струкцию нашу прочитают. Руководитель полетов
в немецком ЦУПе в Оберпфаффенхофене под Мюн-
хеном о нашем участии в управлении даже слышать
не хотел. С превеликим трудом мы все же сумели до-
говориться, что небольшая группа от нас будет в их
ЦУПе хотя бы «из-за плеча» наблюдать за полетом,
поскольку могут возникнуть любые ситуации, каких
в инструкции не предусмотришь.
Еще до пуска на испытаниях системы управления
при подаче напряжения немцы перепутали «плюс»
и «минус». Моноблок системы не пострадал, про-
шел все тестовые режимы. Но что будет на орбите?
В итоге, несмотря даже на то, что запасной мо-
ноблок был, заменить старый удалось только после
1. Ю.П. Корнилов на фоне установочно-пускового устройства с
установленной ракетой. Пропуск на полигон Кагосима
2. В сборочной башне 4-я ступень ракеты M3S-II с уже находящимся
под обтекателем КА EXPRESS перед установкой на ракету
3. Ю.П. Корнилов (слева) на фоне 2-й ступени ракеты M3S-II
4. Япония. Сборка и испытания в МИКе КА EXPRESS российскими и
немецкими специалистами
1
2
3
4
105
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017
грандиозного скандала. При этом немцы стреми-
лись сэкономить где можно и где нельзя. Была про-
игнорирована адаптация спутника к ракете – рас-
четы, показывающие, насколько надежно спутник
«срастается» с ракетой, что происходит с аэроди-
намикой, развесовкой, прочностью, вибрациями
в любых ситуациях, которые могут возникнуть в по-
лете. Ведь абсолютной точности не бывает.
УРОК ПЯТЫЙ:
ЗАРАБАТЫВАЙ НА САМОРЕКЛАМЕ
Старт японской твердотопливной ракеты-но-
сителя М-ЗSII с космодрома Кагосима был осу-
ществлен без всяких заминок 15 января 1995 года
в 22:45 по местному времени. Тогда-то российские
специалисты внезапно получили еще один урок
коммерческой космонавтики – узнали, что такое
хорошая самореклама. Как по волшебству появи-
лись сувениры с символикой «Экспресса» – от ручек
до футболок, которые щедро раздавались пришед-
шим полюбоваться на старт зевакам. Проблема
была лишь в том, что все они символизировали
торжество германо-японской космической мысли,
российское участие почти не было отражено.
Однако именно японская космическая мысль
оказалась для проекта не самой удачной.
– Мы на космодроме ждали сигналов от «Экспрес-
са». А их все не было, – рассказывает Юрий Корни-
лов. – Тут вышел к нам японец со слезами на гла-
зах, поклонился. Сказал, что это их вина – ракета
не вывела спутник на нужную орбиту. Правда,
сначала опять пытались переложить вину на нас.
Мол, система управления у спутника как-то не так
работала. Но быстро стало ясно, что проблема
именно в ракете.
Было установлено, что на 103-й секунде полета от-
казала система контроля вектора тяги второй сту-
пени ракеты-носителя. Из-за этого «Экспресс» был
выведен на слишком низкую орбиту. При этом все
системы спутника сработали штатно – это стало
понятно, когда все же удалось поймать его сигна-
лы. Но вскоре они исчезли.
Нашим специалистам сообщили, что, по расче-
там, аппарат на третьем витке сгорел в плотных
слоях атмосферы и его остатки затонули в Тихом
океане в районе островного государства Кирибати.
За более точными сведениями пробовали обра-
титься к американцам, которые громогласно за-
являли, что от них на орбите не укроется ни один
объект больше 15 см в диаметре. Но на сей раз они
сообщили, что не засекли вообще ничего. Именно
с тех пор авторитет американских космических
систем слежения пошатнулся.
Специалистам КБ «Салют» оставалось утешать-
ся тем, что к ним заказчик претензий не имеет –
об этом был даже выдан сертификат.
Проведение экспериментов по испытанию
немецких и японских теплозащитных покрытий
при их возвращении и посадке, а также
экспериментов по материаловедению в условиях
невесомости.
Запуск 15 января 1995 года из Космического
центра Кагосима был выполнен силами Институ-
та космонавтики и аэронавтики (ISAS) Японии.
Это был восьмой и последний запуск 4-ступен-
чатой твердотопливной ракеты-носителя M-3SII
с наклонным стартом фирмы Nissan Motor Co.
«Экспресс» оказался выведен на нерасчетную
низкую орбиту из-за отказа системы контроля
вектора тяги второй ступени на 103-й секунде
полета.
«У меня к японской ракете отношение изначаль-
но было негативное, – говорит Эдуард Радченко. –
Она была твердотопливной. В то время хорошие
ракеты с порохом длительного хранения умели
делать только американцы. Я не слышал, чтобы
японцы достигли в этом деле каких-то особых
высот. Подозреваю, что японская ракета проле-
жала где-то на хранении, и вот результат – порох
„подсел”, нужного импульса не выдал, и спутник
ракета недовывела».
Эдуард Радченко, заслуженный конструктор
РФ