102
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
лет, но сделать так и не смогли. Потому и было реше-
но подключить какое-нибудь космическое КБ из Рос-
сии. В нашей стране конструкторских бюро, умев-
ших создавать подобную технику, было несколько,
и у германской стороны – головной в проекте – была
возможность выбора. Так состоялось первое знаком-
ство КБ «Салют» с иностранным подходом к совмест-
ной работе: нужно было сначала выиграть конкурс.
– Я увидел, что работа, во-первых, интересная,
а во-вторых, нам абсолютно понятная,– вспоми-
нает Эдуард Радченко.– Захотелось в ней участво-
вать – нужны были деньги. Но немцы, похоже, сами
толком не представляли, за какое дело взялись. Гово-
рили только о возвращаемой капсуле, не учитывая,
что ей нужен некий сервисный модуль, в котором
будут системы, обеспечивающие ее полет, условия
для спуска – надо же задать ей точную скорость, сори-
ентировать под нужным углом в конкретную точку
Земли и так далее. Наш подход к делу им, видимо,
понравился. Мне показалось, что с ними впервые
разговаривали так конкретно. С определенного мо-
мента я понял, что конкурс выиграем именно мы,
это уже заранее решено.
Как потом выяснилось, в конкурсе на создание
аппарата «Экспресс» участвовали не только рос-
сийские, но и американские фирмы. Но победило
именно КБ «Салют». Генеральный конструктор «Са-
люта» Дмитрий Полухин первоначально не хотел
браться за проект. Причиной были крайне сжатые
сроки, на которых настаивала немецкая сторона,–
они бы потребовали нарушения технологии проек-
тирования. Только обещание немцев поднять оплату
за работу – а деньги в середине 1990-х были, без пре-
увеличения, вопросом выживания не только пред-
приятия, а всей отрасли – сподвиглоПолухина все же
согласиться.
Немецкая сторона потребовала государственных
гарантий. Их могло дать только Российское косми-
ческое агентство (РКА), таким образом тоже ставшее
участником проекта.
4 марта 1993 года руководители Российского и Гер-
манского космических агентств поставили свои под-
писи под соглашением по созданию космического
аппарата «Экспресс». Основными подрядчиками
выступали фирма ЭРНО (DASA/ERNO) от германской
стороны и КБ «Салют» – от России.
В самом КБ «Салют» ответственность за выполнение
работ была возложена на главного конструктора про-
екта Э.Т. Радченко и группу ведущего конструктора
темыЮ.П. Корнилова.
УРОК ВТОРОЙ:
КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ
Именно КБ «Салют» первому из отечественных кос-
мических фирм пришлось столкнуться со знамени-
той формулой «клиент всегда прав».
Сроки создания «Экспресса» были поистине авраль-
ные, но приступить к проектированию сразу кон-
структоры не могли. Предстояло сначала составить
«прокьюримент документ», который в КБ «Салют»
вскоре окрестили «прокуренным». Для отечествен-
Германия
– управление
программой, поставка отдельных
бортовых систем, поставка 50%
полезной нагрузки, управление
полетом (из ЦУП под г. Мюнхен)
Япония
– поставка 50%
полезной нагрузки,
предоставление ракеты-
носителя и пусковых услуг
на полигоне Кагосима
Россия
– создание
КА «Экспресс» в составе
возвращаемой капсулы (ВК)
и сервисного модуля (СМ)
Австралия
–
предоставление полигона
Вумера для посадки
возвращаемой капсулы,
средств поиска и эвакуации
103
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017
ной космической отрасли он оказался не просто ка-
кой-то новой «технической бумагой» – это был новый
подход кмеждународному сотрудничеству в космосе.
– Речь шла о «закупочном документе». Это амери-
канская система,– поясняет Эдуард Радченко.– Люди
платят деньги и хотят четко понимать, за что. Имен-
но с этого документа начинаются отношения. В нем
оговорены все условия, сроки, отчетность, все задей-
ствованные силы и средства. С нашей стороны его
пришлось составлять Юрию Петровичу Корнилову.
Намучился он, но деваться было некуда.
Заслуженный конструктор РФЮрийКорнилов вспо-
минает, что для него составление «прокьюримент
документа» оказалось даже сложнее, чем в авральные
сроки спроектировать сам «Экспресс».
– Чтобы такой документ правильно составить, нуж-
ны грамотные юристы, экономисты, причем разби-
рающиеся и в нашей отрасли, и в «новых экономиче-
ских условиях». А где их было взять? В итоге многие
вопросы оказались полностью упущены. Проблема
еще в том, что по правилам этот документ должен со-
ставляться до подписания соглашения. А мы работа-
линад нимпосле. Вот иполучилось, что, по сути, ра-
боты велись не по нашим правилам, но и не по тем,
которые приняты во всеммире.
УРОК ТРЕТИЙ:
ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ КОНКУРЕНТА
ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ
Создание космического аппарата с нуля всегда за-
нимает не меньше трех лет, что проверено мировой
практикой. Но по заключенному соглашению старт
готового «Экспресса» должен был состояться всего че-
рез полтора года.
Авральные сроки требовали от КБ «Салют» нестан-
дартного подхода – по сути, нарушения технологии
проектирования.
По правилам, процесс создания космического ап-
парата делится на четкие этапы: эскизный проект,
подготовка чертежей, подготовка производства и так
далее. Заказчик желал принимать работу по окон-
чании каждого этапа и только после этого давать
разрешение приступить к следующему. А самое
главное – только после подобной приемки немцы вы-
плачивали очередной денежный транш.
Однако группе Корнилова из-за авральных сроков
пришлось сломать эту стройную схему – этапы велись
параллельно.
«Экспресс» был очень простым аппаратом по срав-
нению с орбитальными станциями и военными
аппаратами, над которыми всегда работало КБ «Са-
лют». Схема его была понятна, поставщикам уже
заказывались блоки и системы, и те готовы были их
сделать – были бы деньги. А денег немцы не давали –
у них график.
В итоге сроки отправки «Экспресса» в Германию
были сорваны – вместо 1 февраля 1994 года, предусмо-
4 марта 1993 г.
– подписание соглашения
между РКА (Ю. Н. Коптев) и ДАРА (К. Берге)
по созданию КА «Экспресс», по которому
основными подрядчиками выступали ЭРНО
(DASA/ERNO) от германской стороны и
КБ «Салют» от российской стороны.
Март 1993 г.
(всего 1,5 года
до пуска!) – официальное
начало работ по созданию
КА «Экспресс» в КБ «Салют»
Конец августа
– начало
сентября 1994 г. – планируемая
дата пуска КА «Экспресс»
15 января 1995 г.
– фактическая
дата пуска
Запланированное время
существования спутника
на орбите Земли – 5,5 суток
Юрий Корнилов, заслуженный конструктор РФ