ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
ПТИЦА-ФЕНИКС ИЗ КОСМОСА
Когда 15 января 1995 нашим специалистам сооб-
щили, что из-за низкой орбиты «Экспресс» сгорел
в атмосфере, было особо отмечено: аппарат сгорел
целиком – возвращаемая капсула не отделилась.
Для немцев это было логично – в мюнхенском ЦУПе
педантично изучили инструкцию по управлению
и знали, что отделение должно было произойти
по их команде. Но, похоже, немцы не поняли сти-
ля работы КБ «Салют», смысла многочисленных
проверок и испытаний. Еще на стадии отделения
от ракеты-носителя, попав в аварийную ситуацию,
лишенный связи с Землей, «Экспресс» зажил сво-
ей, заранее просчитанной жизнью.
– У нас всегда и на все есть резервное решение, –
рассказывает Эдуард Радченко. – Из-за слишком
малой высоты выведения машина не могла удер-
жаться на орбите и действовала, как полагается
спутнику, входящему в атмосферу. Высокая внеш-
няя температура заставила сработать пирозамки,
которые отделили сервисный модуль от капсулы.
Модуль сгорел, как и должен, а спускаемая капсула
пошла к Земле. Все запланированныена этомучаст-
ке эксперименты шли своим чередом. А на опреде-
ленной высоте сработало барореле, по его команде
была задействована парашютная система – это все
мы отработали еще на испытаниях. При посадке
подал радиосигнал микромаяк, вот только при-
нять этот сигнал было некому.
Спустя почти год после старта «Экспресс» вдруг
вернулся из небытия: в декабре 1995 года его сигнал
все же добрался до Германского космического агент-
ства. Но какова была география этого сигнала! В Гер-
манию пришло сообщение из Австралии от англий-
ского специалиста, работавшего на американскую
космическую фирму, о том, что еще в начале года
на территорию африканского племени в Гане с неба
спустилось нечто, от чего едва не загорелся кустар-
ник в джунглях.
Кто знает, может, таинственный объект так и остал-
ся бы легендой аборигенов, «даром богов», если бы
вождь племени когда-то не учился в Москве. На яр-
ко-оранжевомкуполе парашюта онпрочитал русские
слова и сообщил властям об упавшем спутнике. Пока
за капсулой не прибыли военные, сын вождя пять су-
ток охранял ее с копьем в руках. Почему Гана не про-
информировала российскую сторону, неизвестно.
Когда на военную базу, где хранился спутник, при-
были представители Германии, к нему уже водили
экскурсии.
– Потом немцы выставили его на ИЛА-96 – Между-
народной аэрокосмической выставке в Берлине,–
рассказывает Юрий Корнилов.– У них на руках
оказались результаты всех экспериментов, запла-
нированных на этапе посадки. Главное, был про-
веден эксперимент с новым термостойким мате-
риалом, что окупило все затраты. Впрочем, нам
партнеры ничего не докладывали, никуда не зва-
ли: ни на освидетельствование, ни на проверку,
ни на выставку.
Тем не менее это был триумф российской конструк-
торской мысли. «Первый блин» в коммерческой кос-
монавтике отнюдь не вышел комом.
В начале 1990-х годов представи-
телям нашей космической отрасли
казалось, что умение делать кос-
мические аппараты говорит само
за себя. Эффективность рекламной
продукции явилась полной неожи-
данностью.
«Немцы постоянно дарили нам
всякие кружки, кепки, даже фут-
болки со своей символикой, – вспо-
минает Юрий Корнилов. – А у нас
не было ничего подобного, ника-
ких представительских расходов.
Тогда я прямо заявил руководству
о необходимости „сказать ответ-
ное слово“. Позвонили куда-то,
принесли шариковые ручки с над-
писью „КБ «Салют»“. Вручил эти
ручки немцам – они обрадовались
как дети. И тут же начали ими что-
то писать. К стыду моему, ручки все
потекли».
106
1. Ступени ракеты M3S-II
в МИКе
2. Сервисный модуль EXPRESS
на балансировочном стенде
3. Памятный лейбл, посвящен-
ный полету КА «Экспресс»,
выпущенный немецким ЦУПом
(GSOC)
4. КА EXPRESS на взвешивании,
центровке и балансировке в
фирме IABG (Германия). Юрий
Корнилов – справа
1
2
3
4
107
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017
О ПОЛЬЗЕ ВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
После «Экспресса» КБ «Салют» стало сотрудничать
с американцами, которые заинтересовались со-
вместными полетами на «Мире» – вернее, возмож-
ностями долговременной пилотируемой космонав-
тики, в которой отставали на годы.
Сегодня говорят, что американцы задешево уз-
навали тайны, которые давались нам слишком
дорого. Зато благодаря американским деньгам КБ
«Салют» достроило ржавевшие модули «Спектр»
и «Природа» для того же «Мира». Но главная поль-
за первых коммерческих космических проектов
заключалась в том, что США и Россия активно учи-
лись друг у друга и привыкали строить отношения.
– К примеру, нам МКС была понятна – по сути, мы
повторяли «Мир». Но для американцев это все было
внове,– говорит Эдуард Радченко.– И они по-на-
стоящему у нас учились имногого достигли, особен-
но в проектировании. Во многом переняли нашу
форму ведения документации. Я с ними много лет
работал – видел, как они умнеют. И уже нас кое-где
обходят. Потому что не копировали наши решения,
а домысливали и переосмысливали. Тут уже мы
должны у них учиться. Это отличные инженеры.
Хороший контакт с американцами оказался воз-
можным благодаря тому, что десятилетия кос-
мического противостояния выработали у нас
одинаковую «философию надежности», которая
оказалась непонятной тем, кто наблюдал за этой
гонкой со стороны.
Во время создания «Экспресса» конфликты с за-
казчиком часто возникали из-за предубеждения:
немцам казалось, что русские просто разбазарива-
ют деньги, проводя бесчисленные испытания. Они
требовали «оптимизировать расходы», перейдя
на современные методы математического модели-
рования. Заказчиков даже возмущало, что, прове-
дя расчеты, русские тратят время и деньги на экс-
периментальные проверки. Раздражало создание
многочисленных дублирующих систем. Немцы
не понимали, почему даже при малейшем подо-
зрении на сбой русские целиком меняют дорого-
стоящие блоки. Зато у американцев такие методы
вопросов не вызывали, поскольку сами они посту-
пали точно так же.
Но самый главный урок так и остался невыучен-
ным. До сих пор о по-настоящему триумфальной
эпопее «Экспресса» знает только узкий круг специ-
алистов в России, и даже в иностранных космиче-
ских кругах эта история не очень известна. Мол-
чать об этом наша космическая отрасль не имела
права. Это, может быть, один из главных законов
коммерции, и не только в космонавтике – коммер-
ция вообще не терпит ложной скромности.
15 января 1995 года через несколько часов
после неудачного старта были готовы расчеты,
согласно которым из-за слишком низкой
орбиты «Экспресс» сгорел в атмосфере и его
обломки затонули в Тихом океане в районе
Кирибати. Однако, несмотря на полный
крах программы, среди ее участников
была сторона, уже получившая свой
«положительный результат». Хотя эта сторона
не сделала для проекта ровным счетом ничего.
«Полигон Вумера в Австралии, где должна
была приземлиться наша капсула, – огромная
пустынная территория, – рассказывает Юрий
Корнилов. – Жить там, насколько знаю,
невозможно, принадлежит она каким-то
аборигенам. Ох и заломили они цену немцам
за пользование „их“ пустыней! Потребовали,
чтоб немцы построили им там культурный
центр. По последнему слову техники».
На снимках спускаемая капсула КА EXPRESS,
таинственно воскресшего в Гане (Африка).
Видно, что аппарат в прекрасном состоянии.
На укрупненном снимке виден «пятак» того
самого немецкого материала, испытания
которого были самой важной частью всей
программы