118
ИСТОРИЯ
I
HISTORY
– У тех, кто оставался, вся надежда была только
на ТКС – их выводить на орбиту еще планиро-
вали и, кстати, вывели. Вот мы и продолжали
тренировки, – вспоминает Дмитрий Ююков. –
Валерий Романов по программе подготовки
к полету 10 суток просидел в ТКС, я – в возвра-
щаемом аппарате.
ПОД БЕЗЛИКИМ ШИФРОМ
«КОСМОС»
Транспортный корабль снабжения В.Н. Че-
ломея – самый большой одноразовый пи-
лотируемый корабль за всю историю кос-
монавтики. С привычным «Союзом» даже
не сравнить – по размерам он ненамного мень-
ше орбитальной станции. Кроме того, у ТКС
было два пульта управления: один в возвращае-
мом аппарате для выведения и посадки, второй
в функционально-грузовом блоке для стыковки.
Так же, как и на «Союзе», была предусмотрена
система спасения экипажа в случае неудачно-
го старта. Однако в отличие от спускаемого ап-
парата «Союза», возвращаемый аппарат ТКС –
опять же впервые в мире – был многоразовым.
ТКС трижды запускали в космос на «Прото-
нах», всякий раз шифруя под безликим назва-
нием «Космос».
В июле 1977‑го взлетел «Космос‑929», задачей
которого было отработать автономный полет
и посадить возвращаемый аппарат. В апреле
1981‑го к орбитальной станции «Салют‑6» при-
чалил «Космос‑1267». Из-за гигантских размеров
корабля именно «Салют‑6», а вовсе не «Мир»,
можно считать первой в истории модульной
станцией. К тому же совместный полет столь
крупного и тяжелого тандема и был програм-
мой испытаний – перейти в ТКС экипаж стан-
ции не мог из-за того, что разные стыковочные
узлы не позволяли открыть люки. Полноцен-
ный полет ТКС состоялся в марте 1983‑го, когда
он стартовал под именем «Космос‑1443».
– Это была полноценная стыковка со станци-
ей «Салют‑7». Работавшие на ней Александров
и Ляхов высоко оценили наш корабль, – говорит
Леонард Смиричевский. – Он легко разгружал-
ся, груз перемещался по рельсам. Подвез к люку
стыковочного узла, отцепил и перебросил –
всего и делов. Кроме того, мы впервые смогли
не только доставить, но и вернуть на Землю сра-
зу около 300 килограммов груза.
Пилотируемых полетов ТКС не было. Говори-
ли, что старт запретили сверху из-за гептила,
но на самом деле добро не давал сам Челомей.
Он считал, что программа испытаний возвра-
щаемого аппарата еще не отработана «до зво-
на», и отказывался рисковать людьми. Но че-
рез год конструктора не стало. А потом вдруг
выяснилось, что его мощному, комфортабель-
ному и до сих пор современному кораблю про-
сто… нечего возить.
– Стоит ли такой тяжелый и дорогой корабль
с таким дорогим носителем использовать для
снабжения станций типа «Салют», «Мир»
и той же МКС? – говорит Владимир Абрамо-
вич Поляченко. – На мой даже взгляд, это бу-
дет неверно. Загрузить-то его под завязку,
чтобы оправдать старт, просто нечем, даже
МКС не требуется столько груза сразу. Это толь-
ко «Алмазу» для военных целей нужно было
много грузов, одних только капсул специн-
формации ТКС привозил сразу восемь штук.
ТКС – чисто военный корабль для военной же
Космонавт-испытатель Д. А. Ююков (второй слева) на
парашютной подготовке
Д. А. Ююков на тренировке по выживанию