116
ИСТОРИЯ
I
HISTORY
полный порядок был. Но Владимир Николае-
вич Челомей считал, что гарантия безопас-
ности должна быть стопроцентной. И вот мы
тут отработали, а потом на орбите по нашим
«следам» частично стравливали воздух за борт
до безопасного давления, а потом из запасных
баллонов наполняли станцию. Мы показали,
что в космосе можно работать, ремонтировать,
обслуживать технику. Этого не надо бояться.
Поломка – не конец экспедиции, не конец по-
лета. Эту очень важную школу для будущих по-
колений космонавтов мы вместе на «Алмазе»
прошли, который все знают как «Салют‑5».
Военные пилотируемые станции «Алмаз»
в космосе побывали трижды, но ни разу под
своим именем – их шифровали под исследо-
вательские «Салют‑2», «Салют‑3» и «Салют‑5».
Но то, что «Алмазы» вдруг стали «Салютами»,
сам Челомей назвал «пиратским набегом
на его остров».
«АЛМАЗ» В ЧУЖОЙ ОГРАНКЕ
На «остров» Челомея влезла в первую очередь
политика – приближалось 100‑летие со дня
рождения В.И. Ленина. Самым лучшим подар-
ком к столь знатному юбилею было бы в очеред-
ной раз напомнить миру, «кто в космосе хозя-
ин». Запускпервой вмире орбитальной станции
был бы неоспоримым аргументом.
К 1970 году уже было готово несколько корпу-
сов «Алмаза», а вот работа над системами жиз-
необеспечения и двигателями затянулась. За-
пускать сырую станцию Челомей отказывался
категорически – давить на него было бесполез-
но. Тогда группа конструкторов из Центрально-
го конструкторского бюро экспериментального
машиностроения (ЦКБЭМ, нынешняя корпора-
ция «Энергия») во главе с К.П. Феоктистовым
предложила интересный выход из ситуации
секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову, курировав-
шему ракетно-космическую промышленность.
Тот вынес его на рассмотрение в Политбюро, где
тут же вынесли соответствующее постановле-
ние о передаче уже готовых корпусов «Алмазов»
в ЦКБЭМ.
– Феоктистов в своей книге «Траекторияжизни»
сам признался, что наши корпуса они забрали
именно пиратским способом. Так и пошла стан-
ция в космос – наша, но и не наша, – разводит
руками Леонард Смиричевский. – Взяли корпус
нашего «Алмаза», начинили его системами
«Союза», хотя это было подобно тому, что в тело
взрослого человека поместить органы ребенка.
Но все равно к юбилейной дате не успели. «Са-
лют‑1» взлетел только в 1971‑м.
Спешка была такой, что возникла путаница
в названиях. Станция улетела на орбиту с име-
нем «Заря», потом вспомнили, что так уже на-
зывался первый китайский спутник, запущен-
ный недавно, и в сообщениях ТАСС о станции
говорили как о «Салюте».
С тех пор изготовлением станций занялись
сразу два КБ: ЦКБЭМ делало научно-исследова-
тельские «Салюты», а челомеевская фирма «Ма-
шиностроение» – военные «Алмазы», которые
в целях секретности тоже называли «Салют».
Только конспирация оказалась, мягко говоря,
не совсем уместной.
– Ежу было ясно, что это разные станции, –
грустно усмехается Владимир Поляченко, –
по составу экипажей, по орбите, по ориентации
станции. Наши-то летали поближе к Земле,
Космонавт-испытатель Д. А. Ююков отрабатывает ремонт
БВК на аналоге «Алмаза» для выдачи рекомендаций экипажу
действующей станции. Позднее это фото побывало
в космосе (видна печать орбитальной станции)
Тренировка на невесомость (в центре Д. А. Ююков)