Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (94) 2018 год - page 117

115
Воздушно-космическая сфера
I
Aerospace Sphere Journal №1(94) 2018
уже официально вышло постановление прави-
тельства о привлечении к полетам сотрудников
фирм космической отрасли и Академии наук.
Через несколько лет в отряд пришел Дмитрий
Ююков. Был среди нас и сын генерального –
Сергей Челомей.
Генеральный конструктор пытался достичь
абсолютной безопасности полетов с помощью
спецподготовкикосмонавтов.Поегоприказувод-
ном из корпусов предприятия поставили аналог
орбитального «Алмаза» – не макет, а полноцен-
ную станцию, которую можно было запустить
в космос. И когда на орбитальном «Алмазе» на-
ходился экипаж, на его земном собрате жил –
именно жил – и работал по той же программе
экипаж спецконтингента. Любая нештатная
ситуация, возникшая на орбите, решалась ими
в аналоге, после инструкции передавались
наверх. Так впервые в мире был осуществлен
особо сложный ремонт, когда в октябре 1976‑го
буквально встал вопрос о ликвидации стан-
ции. Сначала экипаж Волынова и Жолобова
досрочно ее покинул – космонавты сообщили,
что чувствуют сильный запах гептила. А после
их спуска на «Алмазе» отказал бортовой вычис-
лительный комплекс (БВК). Менять на станции
атмосферу и ремонтировать БВК отправились
Горбатко с Глазковым, но успех миссии ковали
челомеевские космонавты на Земле.
– Я здесь, на аналоге, искал подходы к сломан-
ной аппаратуре – как подлезть, как дотянуться,
вынуть, как заменить,– вспоминает бывший
член группы спецконтингента, космонавт-ис-
пытатель Дмитрий Ююков.– Потом Глазков мои
действия в космосе повторил, и БВК заработал.
Далее атмосферу меняли, хотя с ней, по сло-
вам космонавтов и по данным исследований,
Д. А. Ююков, член группы спецконтингента, космонавт-
испытатель, в возвращаемом аппарате ТКС
–Максимальный диаметр орбитальной пилоти-
руемой станции «Алмаз» – 4,15метра, это позво-
лило разместить длиннофокусныйфотоаппарат
«Агат‑1»,– рассказываетЛеонардСмиричевский.–
Диаметр, кстати, взялся не простотак – это
диаметр нашего «Протона», максимальный
диаметр, которыйможно провезти всеми видами
транспорта, в первуюочередь пожелезной дороге,
отМосковскогомашиностроительного завода
имениМ.В. Хруничева до Байконура. Бытовой отсек
имел диаметр 2,9метра, при выведении станции
он закрывался головнымобтекателемракеты-но-
сителя. Здесь был столик, спальныеместа для двух
человек, медицинская аппаратура для детального
контроля. Впервые появиласьтакая вещь, как косми-
ческийтуалет. Под поломразместили инфракрас-
нуюаппаратуру для разведки.Можетпоказаться,
что станция рассчитана на силутяжести – ком-
поновка-то горизонтальная. Казалось бы, зачем
заниматьместо, размещаятотже лежак горизон-
тально, если в невесомости без разницы. Но это ведь
самые первые станции. Сначала она стояла в каче-
стве стендового изделия вИнституте авиационной
и космическоймедицины, где в ней были отработаны
многосуточныетренировочные программы. Акогда
действующий экипажбыл на орбите, в станции-ана-
логемог комфортножить и работать нашэкипаж
инженеров из группы спецконтингента. Люди,
которые в реальномвремени должныбыли проана-
лизировать любуюнештатную ситуациюи выдать
практические рекомендации работающимна орбите
космонавтам.
Леонард Дмитриевич
СМИРИЧЕВСКИЙ,
заслуженный испытатель
космической техники, член
группы спецконтингента,
космонавт-испытатель ЦКБМ
1...,107,108,109,110,111,112,113,114,115,116 118,119,120,121,122,123,124
Powered by FlippingBook