117
Воздушно-космическая сфера
I
Aerospace Sphere Journal №1(94) 2018
чтобы вести разведку, а научные «Салюты» по-
выше, где экономится топливо, поскольку нет
остатков атмосферы. Нам надо держать стро-
жайшую ориентацию на земную поверхность,
а «Салютам» она по большому счету не важна.
Добавьте характер радиосообщений со стан-
ций, сброс наших капсул специнформации…
В общем, что это военные станции, американ-
цы поняли очень быстро. Пилотируемая раз-
ведка слишком заметная получилась. Кроме
того, когда в 1976 году на «Салюте‑5» – это же
наш «Алмаз» – Волынову и Жолобову показа-
лось, что там пахнет гептилом… Это наделало
много шума. Конкуренты из «Энергии» в лице
того же Валентина Петровича Глушко загово-
рили, что станция несовершенна.
«Салют‑5» оказался последним пилотируе-
мым «Алмазом» на орбите – военные к нему
охладели. Появлялась новая аппаратура, ну-
жен был курс на более выгодную беспилотную
разведку.
У Челомея уже был проект беспилотных
«Алмазов», которые поднимались на орбиту
дважды – в 1987‑м и в 1991‑м при генеральном
конструкторе предприятия Герберте Алексан-
дровиче Ефремове. Начиненные аппаратурой,
они прекрасно отработали военные и некото-
рые научные программы. Но уже было ясно,
что будущее за малогабаритными спутника-
ми-разведчиками. Тогда отряд челомеевских
космонавтов еще существовал, но ряды его за-
метно поредели.
– Я ушел из группы, честно говоря, потому что
надежду потерял. Тема закрывалась, – вздыха-
ет Леонард Смиричевский. Занялся кандидат-
ской диссертацией, защитился в 1983 году, стал
начальником отдела по новой тематике.
Л. Д. Смиричевский показывает капсулу специнфор-
мации на стенде музея НПО машиностроения
– Капсула специнформации – это полноценный
автоматический грузовой спускаемый аппарат
со своей теплозащитой, только очень малень-
кий, – рассказываетЛеонард Смиричевский. –
Специальнымманипулятором космонавты
загружали ее в пусковую камеру, которая находи-
лась в нижней части шлюзовой камеры орбиталь-
ной станции, после чего открывался наружный
люк и капсула выбрасывалась. У нее была своя
двигательная установка: двигатели закрутки
и двигатели раскрутки. Первые обеспечивали
стабильный вход в атмосферу и баллистический
спуск, а вторые были нужны для прекращения
вращения капсулы перед раскрытием парашюта,
чтобы стропы не перекрутились. Приземлялась
она в Казахстане. Если бы по какой-то причине
капсула приземлилась вне советской террито-
рии, то сработало бы взрывное устройство,
которое уничтожило бы доставленные на Землю
пленки и все оборудование.