Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (94) 2018 год - page 76

74
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
I
NEW TECHNOLOGIES
не запустить его в космос? В обоих
случаях есть воздействие темпера-
туры. Четырех двигателей вполне
хватит для прыжка на 50 киломе-
тров. Установка дополнительного
жидкостного ракетного двигателя
(ЖРД) позволит достичь высоты
в 300 километров. Сейчас в Ниж-
нем Новгороде предлагают услу-
ги полета на истребителях, в том
числе полеты на большие высоты
и сверхзвуковые режимы. Часовой
полет стоит около 20 тысяч евро.
Тем более что у нас были проек-
ты суборбитального аттракциона
на основе МиГа-31 с встроенным в
него пороховым ускорителем.
– Для выхода в верхние слои атмо-
сферы нужен жидкостной ракетный
двигатель, как у ракеты?
– Более того, в нашем проекте
ЖРД должен быть кислородно-ке-
росиновый, потому что основное
топливо – керосин. Тяга нужна
небольшая, от 20 до 100 тонн. Но
у двигателя должно быть прилич-
ное время работы и хороший ре-
сурс по запускам. И приемлемая
цена...
Я бы вообще не занимался этим
проектом, если бы не одно обстоя-
тельство: такой двигатель у нас
есть! Эти двигатели, предназна-
ченные для второй ступени ра-
кет, полностью прошли испыта-
ния еще в 1970‑х годах. Их нужно
расконсервировать и испытать.
За небольшое время работы такой
двигатель поднимет наш само-
лет на 100 километров. На высоте
20 километров пилот Fanstream
включит ЖРД, который вытолкнет
самолет еще на 70 километров. Ре-
сурс данного двигателя – 1000 се-
кунд, то есть его хватит на несколь-
ко полетов. За то время, пока мы
будем расходовать их ресурс, мож-
но восстановить производство.
– А нет ли угрозы столкновения
самолета в космосе с космическим
мусором?
– Наша конструкция позволя-
ет сделать суборбитальный полет
не на 100 километров, а на 300,
но по международным правилам
безопасности летать выше 100
километров на суборбитальном
аппарате нельзя. Он на орбиту
не выходит, и скорости относи-
тельно Земли у него нет никакой
– это лифт. А космический му-
сор летает с первой космической
скоростью – девять километров
в секунду. Никакая броня не вы-
держит гайку, летящую с такой
скоростью. Считается, что на
высоте 100 километров мусор не
держится, а выше 100 километров
такая плотность мусора, что веро-
ятность столкновения становится
достаточно большой.
После выхода в космос пассажи-
ры смогут парить в невесомости
пять с половиной минут. До тех
пор, пока самолет не начнет тор-
мозиться в верхних слоях атмосфе-
ры. Входить в атмосферу он будет
по более пологой траектории, чем
«Спейс шаттл». У нас предусмо-
трены газовые струйные рули на
концах крыльев. Более пологая
траектория позволит получить
температуру около 500 градусов на
кромке крыла. Для суборбитально-
го варианта, возможно, нам при-
дется заменять предкрылки на ти-
тан или нержавеющую сталь.
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
– И все же, насколько безопасными
будут перелеты на таком самолете?
– Безопасность любых СПС как
минимум в 10 раз меньше той, что
достигнута на практике в граж-
данской авиации. Безопасность
рассчитывается из статистики и
теории вероятности. В нашем слу-
чае она на уровне военных истре-
бителей-бомбардировщиков.
– На которых стоят кресла-ката-
пульты, в 80 случаях из 100 спасаю-
щие жизнь летчикам...
– Обеспечить каждого пассажира
катапультным креслом невозмож-
но. По сравнению с другими СПС
салон и кабина нашего самолета
представляют собой сравнитель-
но небольшую капсулу. Ее спа-
сти вполне реально, используя
Англо-французский сверхзвуковой
лайнер «Конкорд» в небе над
Атлантикой в сопровождении
британских истребителей
Ту-144 на аэродроме Раменское
1...,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75 77,78,79,80,81,82,83,84,85,86,...124
Powered by FlippingBook