Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (94) 2018 год - page 74

С тех пор как сверхзву-
ковые пассажирские
самолеты (СПС) Ту-144
и «Конкорд» заверши-
ли свои полеты, умы
авиаконструкторов
будоражит идея созда-
ния СПС нового поколе-
ния, в котором были бы
учтены все недостатки
своих именитых предше-
ственников. Проектов
сверхзвуковых бизнес-
джетов в России и мире
за последние годы приду-
мано немало. Но по тем
или иным причинам,
связанным с дороговиз-
ной создания и испыта-
ний подобного самолета
и с отсутствием тех-
нологий и материалов,
способных решить кон-
кретные технические
задачи, ни один замысел
сверхзвукового лайнера
нового поколения так
и не был осуществлен.
72
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
I
NEW TECHNOLOGIES
НЕБЕСНАЯ РОСКОШЬ
– Александр Аркадьевич, каковы
экономические обоснования вашего
проекта?
– Несмотря на то, что сверхзвуко-
вые пассажирские самолеты уже
давно не летают, спрос на них в
мире существует, прежде всего сре-
ди тех людей, ктоможет себе позво-
лить «прокатиться на сверхзвуке»,
ведь это недешевый полет.
Правда, несколько лет назад веду-
щие авиакомпаниимира с ужасом
обнаружили, что количество пере-
летов сильно сокращается. Раньше
бизнесмен летал из Европы в Аме-
рику пять-шесть раз в год, для того
чтобы пообщаться с клиентами,
партнерами, а сейчас есть Skype и
другие способы оперативной свя-
зи. Многие деловые поездки отме-
няются. Теперь он слетает один раз
в год, чтобыпожать руку своему за-
океанскому партнеру, но для этого
достаточно простого самолета.
– Богатых людей в мире много. И
все же, сколько из них захотят иметь
подобный самолет?
– Когда компании, проектирую-
щие
сверхзвуковые
лайнеры,
заявляют, что могут построить
100 самолетов, – они лукавят.
Я думаю, что реально построить
10–20 сверхзвуковых бизнесдже-
тов. Цена такого самолета при-
ближается к цене «Аэробуса А380».
Стоимость производства очень
высокая.
Благодаря моей идее затраты на
разработку и испытания будут от-
носительно небольшие, поскольку
используемые нами отечествен-
ные технологии давно проверены
на практике. А вот продать такой
самолет можно будет очень доро-
го. Полет на Fanstreamиз России в
Америку или наоборот обойдется
в 30 тысяч евро. Но наслаждение
от передвижения со скоростью
«быстрее собственного визга» оку-
пит его с лихвой.
АЛ‑31 – ЛУЧШИЙ МОТОР
ДЛЯ FANSTREAM
– Самое главное в самолете – это
двигатель. Какие двигатели будут
стоять на вашем самолете?
– Создать новый двигатель го-
раздо сложнее, чем любой само-
лет с этим двигателем. Поэтому
нужно исходить из того, что уже
есть. Двигатели – вечное боль-
ное место отечественной авиа-
ции. Счастливое исключение,
созданное за последние десяти-
летия, – двигатель АЛ-31, который
стоит на всех современных истре-
бителях Су. В проектах новейших
СПС предварительно (на рисунках)
устанавливают тридвигателя, хотя
и двух было бы вполне достаточно,
если бы они обладали тягой необ-
ходимой величины.
Даже в варианте с тремя дви-
гателями в иностранных проек-
тах СПС все равно нужно будет
создавать новый мотор, с тягой
около 20 тонн. Похожий по па-
раметрам двигатель стоит на
межконтинентальном сверхзву-
ковом бомбардировщике Ту-160.
На Fanstream будут установле-
ны четыре двигателя АЛ-31. Они
оптимизированы под работу на
больших скоростях в дозвуко-
вом режиме на средних высотах
и очень хорошо подходят для
сверхзвуковых режимов. Эти па-
раметры полностью соответству-
ют нашему проекту, ведь част-
ный бизнесджет будет вынужден
часто летать над сушей на дозву-
ковых скоростях, на сверхзвуке
предполагаются полеты только
над океаном. Если самолет будет
совершать один рейс в день, ре-
сурса АЛ-31Ф – 1000 часов – хватит
на год до его замены.
Александр Аркадьевич ГОМБЕРГ,
российский двигателист
1...,64,65,66,67,68,69,70,71,72,73 75,76,77,78,79,80,81,82,83,84,...124
Powered by FlippingBook