73
Воздушно-космическая сфера
I
Aerospace Sphere Journal №1(94) 2018
ЛЕТАТЬ ВЫШЕ И ТИШЕ
– От вопроса про двигатели ло-
гично перейти к вопросу о звуковой
безопасности. Ведь сверхзвуковые
самолеты, мягко говоря, очень
сильно шумят?
–Действительно,когдасверхзву-
ковой самолет движется на опти-
мальной для него высоте от 18 до
20 километров над поверхностью
земли, от него идет косой скачок
звукового уплотнения. Ударная
волна проходит через здания и
наши уши, превышая в децибе-
лах допустимый уровень шума
от самолетов в два-три раза. По-
этому СПС запрещалось летать
над сушей, хотя Ту-144 это делал!
Fanstream сравнительно не-
большой по размерам и напо-
минает Су-27, практически по-
добен ему по аэродинамике,
только в полтора раза раза боль-
ше. Остальные же проекты СПС –
это «длинные стрелки», вытяну-
тые больше, чем «Конкорд» или
Ту-144, где места в кабине мень-
ше, чем у нас. Наши конкурен-
ты утверждают, что в продувках
на сверхзвуке (дорогостоящий
эксперимент) им удается сни-
зить уровень воздействия удар-
ной волны. Но эти заявления по
меньшей мере весьма спорны.
Никому пока не удается снизить
уровень ударной волны до до-
пустимых значений. Чтобы это
получилось, летать надо выше.
С 30 километров волна до земли
вообще не доходит. Но это не са-
мый оптимальный режим для
полета.
В СОДРУЖЕСТВЕ С ВВС
– Если вам не удастся минимизи-
ровать шум во время полета над
землей, то при посадке и взлете
мощные истребительные моторы
тоже дадут о себе знать?
– Да, шум от них существенно
превзойдет допустимый уровень
для гражданских аэропортов.
Иниодингражданскийаэропорт
в мире не согласится на такие
регулярные рейсы. Но по всему
миру бок о бок с гражданскими
существуют военные аэродро-
мы. Придется договаривать-
ся, чтобы они пускали к себе.
У многих наших потенциаль-
ных клиентов – не бедных, так
скажем, людей – есть свои аэро-
дромы на собственных островах.
Для обычного «Гольфстрима»
нужна дистанция 1200 метров.
Значит, взлет и посадка бизнес-
джета должны осуществляться
с маленького аэродрома. За счет
уникальной конструкции имен-
но наш проект сможет взлетать
с маленьких частных взлетно-по-
садочных полос, а также успешно
на них садиться.
СПРАВА ПО БОРТУ –
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
– Александр Аркадьевич, ваш са-
молет будет не только перевозить
пассажиров быстрее скорости
звука, но и запускать их в суборби-
тальный полет, то есть прак-
тически совершать путешествие
в космос. Как вам пришла такая
идея и благодаря чему она сможет
быть реализована на практике?
– Перегрузки от +7,5 до -5,5 g,
которые будут закладываться в
расчетах, существенно выше,
чем любые перегрузки на дозву-
ковом гражданском самолете.
Когда я понял, что перегрузки
на Fanstream близки к требова-
ниям, предъявляемым к субор-
битальным космическим аппа-
ратам, то подумал: почему бы
Fanstream («Фанстрим»)– fantas-
tic gulfstream – предварительное
название сверхзвукового
бизнесджета нового поколения,
спроектированного Александром
Гомбергом