Boeing – один из самых из-
вестных игроков на мировом
рынке авиастроения, но это
лишь одно из направлений,
по которому сегодня рабо-
тает корпорация. В сфере
ее интересов также космос,
пилотируемый и беспилот-
ный. Деятельность Boeing –
отличный пример участия
частного бизнеса в космиче-
ских программах. Об этом
говорит участник Inspace
Forum – 2017, директор кос-
мических программ Boeing
Валерий Аксаментов
.
– Валерий, как вы относитесь к довольно распростра-
ненному тезису, гласящему, что в авиастроении есть
место бизнесу, а космос – это прерогатива государства?
– Космос, конечно, дорогостоящая сфера деятель-
ности. Создавать самостоятельные предприятия,
которые работают над глобальными космическими
проектами, очень тяжело. Однако сегодня суще-
ствует множество ниш для появления новаторских
решений. В них будут заинтересованы большие
предприятия и государственные инвесторы. Глав-
ное – создать баланс между предприятиями и ин-
весторами. Союз между новизной и, как говорят
в Америке, «советом седых бород» может обеспечить
прорыв.
Стартапы могут быть разного типа. Не только
с нуля, но и «спин-офф» – с разработки технологии
для космических предприятий. Например, тех-
нологии, разработанные «Боингом» для космоса,
на которые у «Боинга» есть патенты, корпорация
передала для использования в других областях со-
вершенно новым предприятиям, которые были
в них заинтересованы. Так же поступали и другие
крупные компании. Если есть бизнес-план и идея,
техническая и экономическая, то можно обеспечить
успех не только в авиационной, но и космической
области.
– Составит ли космическая программа «Боинга» конку-
ренцию SpaceX Илона Маска?
– Это параллельные направления, которые разраба-
тываются под определенные задачи. Я представляю
сегодня ту идеологию, ту дорожную карту, которая
имеется в понимании «Боинга»,– каким образоммы
можем достичь Марса. У Илона Маска, мягко гово-
ря, более агрессивный проект. Подход к решению
многих важных задач у Маска и «Боинга» разный.
А значит, и решение задач будет разное.
Мировые корпорации, такие как «Боинг», «Локхид»,
«Эйрбас», работают и на авиационном, и на косми-
ческом рынках. Эти два бизнеса дополняют и под-
держивают друг друга, а на уровне технологий,
компонентов и систем часто обеспечиваются одними
и теми же поставщиками. Современный тренд – по-
вышение эффективности бизнеса за счет создания
многоразового авиационно-космического транспор-
та. В то же время в России по традиции, заложенной
еще в 40–50-х годах прошлого века, авиационное
и ракетно-космическое направления развиваются
параллельными курсами, создают свои двигатели,
приборы и производственные технологии. Эти два
направления растут от одного корня, но пересекают-
ся лишь в отдельных комплексных программах.
КОМПАНИЯ BOEING:
ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС
В КОСМОСЕ
60
ФОРУМ
В 2017 году Boeing представил кон-
цептуальный проект транспортных
систем, призванных доставить че-
ловека к Луне и Марсу, о чем было
сообщено на сайте корпорации.
Система Deep Space Gateway, собран-
ная на окололунной орбите за четыре
пуска сверхтяжелой ракеты, позволит
создать плацдарм для дальнейшего
освоения космоса, а также станет ос-
новой для реализации коммерческих
и международных программ. В со-
став Deep Space Gateway может войти
корабль Deep Space Transport, пред-
назначенный для отправки человека
к Марсу. Deep Space Gateway и Deep
Space Transport планируется снабдить
собственными солнечными электри-
ческими двигателями, сочетающими
в себе возможности ионной силовой
установки и солнечных батарей.
Сейчас НАСА стремится расширить
присутствие людей за пределами Земли,
в том числе на поверхности Марса.
В связи с этим компания «Боинг» считает
своим долгом использовать опыт 60 лет
участия в космической программе для
выполнения новых задач: поиска новых
живых организмов на других планетах
и спутниках, поиска ценных минеральных
ресурсов, защиты человечества
«от неизвестных угроз», а также доставки
колонистов на Марс.
В рамках будущей марсианской миссии
инженеры «Боинга» готовы участвовать
во всех необходимых конструкторских
работах. Среди них компания
перечисляет следующие: разработка
радиационной защиты для безопасной
доставки людей на Марс; тестирование
новых технологий для обеспечения
автономной работы астронавтов
и техники на Марсе и в космосе;
разработка систем жизнеобеспечения
на солнечной энергии и тестирование
их на орбите; проведение научных
исследований на окололунной орбите
и на Луне.
Директор космических программ Boeing беседует
с журналистами
61
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017