При разработке ЗРС ряда С-300В особое внима-
ние уделялось не только достижению высоких
боевых характеристик и возможностей систе-
мы, но и обеспечению надежного функциони-
рования входящих в ее состав средств в боевых
условиях, сокращению времени простоя в неис-
правном состоянии и достижению тем самым
максимального значения коэффициента тех-
нической готовности (Ктг) в условиях эксплуа-
тации.
С целью сокращения времени простоя воору-
жения в неисправном состоянии все боевые
средства ЗРС оснастили автоматизированны-
ми системами проведения функционального
контроля, а также средствами тестирования и
поиска неисправности, вплоть до типового эле-
мента замены (ТЭЗ). В состав системы включи-
ли также специально разработанные техниче-
ские и вспомогательные средства, состоящие из
средств технического обслуживания (дивизион-
ные средства) и средств ремонта и технического
обслуживания (средства группы ЗРС, то есть бри-
гадные средства).
Средства технического обслуживания включа-
ют в свой состав машины технического обслужи-
вания (МТО), предназначенные для проведения
технического обслуживания, текущего ремонта
агрегатным методом (путем замены неисправ-
ных узлов и ТЭЗов), размещения, хранения и
транспортировки комплектов запасного имуще-
ства и принадлежностей (ЗИП) и контрольно-из-
мерительной аппаратуры. МТО оснащаются
отделения технического обеспечения (ОТО) зе-
нитных ракетных дивизионов.
К средствам ремонта и технического обслужи-
вания относятся машины ремонта и техниче-
ского обслуживания (МРТО), предназначенные
для углубленного технического обслуживания
боевых средств системы, а также ремонта неис-
правных блоков, узлов и ТЭЗов из комплекта ЗИП
МТО. Комплектом МРТО оснащается ремонтное
подразделение зенитной ракетной бригады.
Такое разделение функций обслуживания
и ремонта и эшелонирование соответствующих
средств позволило существенно сократить вре-
мя, затрачиваемое на поиск неисправностей
и их устранение.
В состав вспомогательных средств входит транс-
портная машина 9Т82М, три вида комплектов
специальных ЗИПов (одиночный, групповой и
ремонтный) и другое оборудование.
Транспортная машина (ТМ) 9Т82Мпредназна-
чена для транспортировки по всем видам до-
рог, временного хранения и доставки на огне-
вые (стартовые) позиции двух ЗУР 9М83М или
одной ЗУР 9М82М в транспортно-пусковых
контейнерах, а также вывоза (эвакуации)
с огневых позиций использованных транс-
портно-пусковых контейнеров многоразового
использования.
Сравнение ЗРС С‑300В4
с зарубежными системами
ЗРС С-300В4, как и большинство систем ПВО
российского производства, прямых зарубежных
аналогов не имеют. Вместе с тем на международ-
ных выставках вооружений конкуренцию рос-
сийской системе С-300В4 пытается составить ЗРК
Patriot PАC-3, на который полагают возможным
возложить решение задач ПРО-ПВО на ТВД. Од-
нако объективные оценки, в том числе зарубеж-
ных экспертов, показывают, что ЗРК Patriot PAC-3
не дотягивает даже до С-300ПМУ2.
Что касается ЗРС С-300В4, ее сравнитель-
ные возможности с ЗРК Patriot PAC-2 и PАC-3
по борьбе с баллистическими ракетами раз-
личных классов, а также площади, прикрыва-
емые от ударов БР, представлены на
рис.3
. Эти
авторские данные впервые демонстрирова-
лись на выставке вооружений в Объединенных
Арабских Эмиратах применительно к предше-
ственнице ЗРС С-300В4 – системе С-300ВМ «Ан-
тей-2500», обладавшей несколько меньшими
возможностями, но возражений с американ-
ской стороны даже тогда не вызвали.
Как следует из представленных данных, ЗРК
Patriot PAC-3 по площади, прикрываемой от
ударов ОТБР типа «Скад-Б» (одна и та же ракета
«Скад-Б» выбрана для достижения корректно-
сти расчетов), в 4,6 раза уступает ЗРС С-300В4,
а с ракетами с дальностью старта более 1000 км
ЗРК Patriot PAC-3 бороться вообще не способен.
По помехозащищенности ЗРК Patriot PAC-3
в целом существенно (не менее чем в два раза
по прямым расчетам) проигрывает ЗРС С-300В4
(рис.3)
.
Что касается ЗРС HQ-9 (другое обозначение
FD-2000) китайского производства, то она не
является даже приближенным аналогом ЗРС
С-300В4. Тем не менее появление на междуна-
родном рынке подобной системы необходимо
учитывать, особенно принимая во внимание ее
цену.
Известно, что для того, чтобы остаться на дли-
тельное время в кильватере научно-техническо-
го прогресса, любой образец вооружения должен
непрерывно модернизироваться и совершен-
ствоваться, что предусмотрено и в ЗРС С-300В4 –
надежном страже неба в XXI веке.
20
ОБОРОНА
21