Владимир Чванов: годы работы как этапы создания двигателей
English
VLADIMIR CHVANOV: years of work as stages of creation of engines
О пути в профессию, о принципах руководителя и о том, как сохранить бодрость духа и работоспособность на многие годы, конструктор рассказал корреспонденту журнала.
Военное детство
Владимир Чванов: Когда немцы подошли к Воронежу, начали бомбить и Тамбов. Нас посадили в поезд, но на узловой станции Кочетовка эшелон разбомбили. И мы 33 дня шли пешком. Мне было пять лет. С тех пор я ничего не боюсь.
В школу я пошёл в 1943 году. Напротив неё было разрушенное здание штаба. Мы забрались туда с ребятами, и в результате у меня оказались шесть гранат, две противопехотные мины, патроны. Поэтому я был очень опасным парнем. (Смеётся).
Неслучайная случайность
Владимир Чванов: Когда я окончил школу, из Тамбова приехал в Куйбышев (Самару) поступать в институт. Подал документы в Политехнический и уже перед началом учебного года на спортивной площадке встретился с ребятами – студентами Куйбышевского авиационного института. И прямо во время игры они меня быстро переагитировали: «Неправильно ты выбрал дорогу, пойдём в авиационный!» Буквально без моего участия перенесли документы. Заканчивал я в итоге как специалист авиационного моторостроения.
Последние два курса института работал в КБ Кузнецова и занимался темой «Охлаждаемые лопатки турбины». Защитил диплом, и меня отправили на завод Фрунзе.
Так я оказался в сборочном цехе, где начиналась сборка ракетного двигателя. На заводе работали 27 тысяч человек, и около 7% персонала были брошены на создание жидкостного ракетного двигателя. Это было самое начало, и перед нами встало очень много вопросов – технических, технологических. В технологическом бюро я стал заниматься новым направлением: впервые в цехе сборки производилась настройка двигателя.
Добиваться цели научил спорт
Владимир Константинович Чванов – чемпион по прыжкам с трамплина, атакующий защитник сборной по баскетболу. До 58 лет он играл за сборную «Энергомаша».
Владимир Чванов: Олимпийским чемпионом я не стал. Но играл за молодёжную сборную города Тамбова, за Куйбышевский институт, за «Энергомаш». В 1953 году стал чемпионом среди юношей по прыжкам с трамплина. Всё это было помимо работы.
Когда шла война, воспитание было другим. Спортивные соревнования проводились как военные, мы с детства воспитывались в духе лидерства. Я не мог проигрывать. Поэтому когда приходило время – выкладывался.
Годы работы как этапы создания двигателей
Д-120 для второй ступени ракеты «Зенит», РД-180 для ракеты «Атлас», РД-191 для «Ангары» – каждый двигатель Владимир Чванов как главный конструктор НПО «Энергомаш» старался сделать лучшим не только в стране, но и в мире. Он внёс большой вклад в переговоры с американцами по поставке российских двигателей, которые выведены из-под американских санкций.
Владимир Чванов: В США велись трудные переговоры, когда мы искали коммерческое применение нашего двигателя. Шли этапы конкурса, а я находился в Сан-Франциско с другой миссией. И вдруг я узнаю, что в Лос-Анджелесе Гарри Мункер делает окончательный выбор – РД-180. Мы вылетели, но переговоры прошли неудачно, и тут поступило предложение от другой частной компании: надо отправляться в Вашингтон... В итоге всё сложилось.
Сегодня Владимир Константинович – советник генерального директора НПО «Энергомаш». Кабинет главного конструктора передаётся по служебной лестнице. Там, где когда-то работал Валентин Глушко, 20 лет работал и Владимир Чванов. Сегодня этот пост занимает Пётр Лёвочкин.
Наше поколение не считало время. В сутках должно быть столько часов, за сколько я смогу выполнить поставленную передо мной задачу.Владимир Чванов
Грандиозные задачи вдохновляют
Владимир Чванов: Стиль у меня такой: моя жизнь – это моя специальность. Вдохновляет то, что сегодня перед ракетно-космической отраслью стоят грандиозные задачи, происходит смена поколений. Формируется программа развития космической отрасли до 2030 года и далее. Я хочу помочь в решении всех связанных с этим вопросов.
Мы имели непосредственное отношение к тем двигателям, на которых полетел Гагарин. Мы взаимодействовали с заводом «Прогресс», на котором собирались ракеты Р-7, сопровождали монтаж двигателей на ней. Это было большой гордостью. Я отлично помню 12 апреля 1961 года. Наше участие в разработках, конечно, было засекречено, поэтому радость была со слезами на глазах, мы гордились как бы про себя.
Так же, ранее, при запуске первого спутника 4 октября 1959 года каждый из нашего бюро радовался, что внёс лепту в это «впереди планеты всей».
Пётр Лёвочкин о Владимире Чванове
Работа под руководством Владимира Константиновича – это школа! Когда надо, он может ввернуть суровое слово, когда надо – похвалит. В быту он интеллигент, как и вся его семья. Он вырастил детей, которые окончили школу с медалями. А его ученики – это продолжение его собственной школы, развитие которой для него – одна из важнейших задач. Дело, которому он служит, развивается. Мы принимаем во внимание все его идеи.
Владимир Константинович – лауреат многих премий. Медали, ордена, благодарности и знаки отличия… Но главным для него остаётся по сей день космос.
Пример руководителя
Валентин Петрович Глушко, имя которого носит НПО «Энергомаш», был непосредственным руководителем Владимира Чванова. Он организовал перевод Владимира Константиновича из Самары в Москву и навсегда остался для него примером руководителя.
Владимир Чванов: Я не был в команде его постоянных учеников или доверенных людей, но он сделал меня начальником отдела и научил составлять документы. Валентин Петрович никогда не тратил время на разговоры, всегда требовал прямого неукоснительного ответа. Хвалить он не любил, но если высоко ценил работу – это было заметно по отношению.
Слово «увольнять» из лексикона исчезло, поменялось на «оптимизировать». «Когда вас уже оптимизируют?» – спрашиваю я у своих возрастных коллег. Отвечают: «Если нас оптимизируют, кто же будет работать?»Владимир Чванов
Когда потребовалось запустить трёх космонавтов в скафандре после аварии «Восхода-2», он много делал, чтобы включить в работу компонент циклин. Так и потребовал от нас: «Чтобы я через час увидел план внедрения циклина, план создания нового двигателя на новом топливе!» И мы сделали! Я храню этот план, он был принят безоговорочно.
Глушко принял на себя командование РКК «Энергия» после неудачного внедрения Н-1. Прошёл много сложностей на пути создания двигателя, спорил с руководством страны, с Челомеем, с Янгелем! Это человек, который защищал до конца идею, в которой был уверен.
Секреты бодрости духа
Конструктор Владимир Константинович Чванов на рабочем месте 60 лет. 20 из них во главе конструкторского бюро по разработке российских двигателей.
Владимир Чванов: Я не думаю, что есть какой-то особенный рецепт. Хорошая память у меня от профессиональных тренировок. Главный совет – работайте, ребята, работайте! Очень полезно при этом заниматься не спортом, а физкультурой.
Я везде всё делал с надрывом.
Что сказал бы я себе мальчишке-студенту? Ничего не бойся, иди вперёд и делай так, как тебе подсказывает твоя совесть. Когда человек боится ошибиться – он умер. Если не боится – живёт.
© Бурцева Н. Л., 2020
История статьи:
Поступила в редакцию: 20.03.2020
Принята к публикации: 17.04.2020
Модератор: Дмитрюк С. В.
Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования: Бурцева Н. Л. Владимир Чванов: годы работы как этапы создания двигателей // Воздушно-космическая сфера. 2020. № 2. С. 90-95.
Скачать статью в формате PDF >>