Трудный полёт Германа Титова
English
Gherman Titov’s Difficult Flight
Anton I. PERVUSHIN, Master of Technical Sciences, writer, scientific journalist, member of the Union of St. Petersburg Writers, member of the Union of St. Petersburg Scientists, member of Russian Cosmonautics Federation, St. Petersburg, Russia, apervushin@mail.ru
ABSTRACT. In August 1961, the daily flight of the Vostok-2 Soviet spacecraft took place. Gherman Titov, the best representative of the Air Force cosmonaut squad, was on board. During the flight, he was supposed to test the system of manual control of the spacecraft's orientation for the first time, to conduct a film survey of the Earth's surface, and to make observations using an optical device.
However, it was much more important to answer the question whether a person can live long enough in zero gravity state. Despite a number of technical failures, the flight turned out to be successful, and Titov told in detail about the vestibular disorders that prevented him from working and resting. Based on his honest report, changes were applied to cosmonaut training.
Keywords: Gherman Titov, Yuri Gagarin, Vostok-2 spacecraft, space equipment test, weightlessness study, cosmonaut training
На его борту находился Герман Титов, лучший представитель отряда космонавтов ВВС. В ходе полёта он должен был впервые испытать систему ручного управления ориентацией корабля, провести киносъёмку земной поверхности, осуществить наблюдения с помощью оптического устройства. Однако намного важнее было ответить на вопрос, сможет ли человек достаточно долго жить в условиях невесомости. Несмотря на ряд технических сбоев, полёт завершился успехом, и Титов подробно рассказал о вестибулярных расстройствах, которые мешали ему работать и отдыхать. На основе его рассказа были внесены изменения в подготовку космонавтов.
Лучший из лучших
В марте 1960 года был утверждён состав первого отряда слушателей Центра подготовки космонавтов Военно-воздушных сил (ЦПК ВВС, в/ч 26266). В него вошли 20 человек, которые ранее несли службу в авиационных подразделениях европейской части СССР [5, с. 594].
Отобранные лётчики, прибывая в Москву, сразу приступали к теоретическим занятиям и спортивным тренировкам. Среди них быстро выделился старший лейтенант Герман Степанович Титов из 103-го истребительного авиационного полка 41-й истребительной авиационной дивизии 76-й воздушной армии, базировавшегося в посёлке Сиверский Ленинградского военного округа . Он значительно опережал других членов отряда по физическим данным, отличился в ходе парашютной подготовки и на тренажёрах, уверенно осваивал теоретические дисциплины .
В сентябре 1960 года было принято решение о создании специальной группы «ускоренной подготовки к первому полёту в космос» из шести человек. Выбор сделал полковник медицинской службы Евгений Анатольевич Карпов, возглавлявший ЦПК ВВС. В служебно-политической характеристике на Титова он писал:
«Физическое развитие хорошее. Рост 166 см, вес 60 кг. Увлекается гимнастикой и акробатикой. Обладает хорошей координацией движений. <...> Специальные виды тренировок (полёты, парашютная подготовка, упражнения на центрифуге и на других стендах) переносит легко, с нормальной физиологической реакцией организма. Интеллектуальное развитие высокое. Эмоциональные реакции соответствуют характеру воздействующих раздражителей. Волевые процессы устойчивые. Отличается логичностью, точностью и последовательностью мышления, "исследовательским умом".
Дисциплинированный, грамотный офицер. <...> Теоретический материал усваивает легко. Зачёты сдаёт с общим баллом "5". По характеру спокойный. Упорный в достижении намеченной цели. Самокритичен. Скромный. Коллектив уважает. Является группкомсоргом отдела. Политически развит, идеологически выдержан. Морально устойчив. Предан делу партии и социалистической Родине. Умеет хранить военную тайну. Зарекомендовал себя растущим офицером. Является наиболее подготовленным во всех вопросах слушателем» [7, 315-316].
Примечательно, что «наиболее подготовленным» Карпов назвал одного Титова. Например, Юрий Алексеевич Гагарин определён как «один из наиболее подготовленных слушателей» [7, 315]. Таким образом, Титов вполне мог претендовать на то, чтобы стать первым космонавтом. Но стал вторым. Очерёдность полётов была определена по итогам экзамена, который сдавали шестеро слушателей 17 и 18 января 1961 года.
По этому поводу генерал-лейтенант Николай Петрович Каманин, занимавший в то время должность заместителя начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке и возглавивший экзаменационную комиссию, писал в личном дневнике: «Все слушатели показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики, мед. книжки и оценки слушателей по дисциплинам, которые принимались в течение года, комиссия единогласно решила всем слушателям поставить общую отличную оценку и записала в акте: "Экзаменуемые подготовлены для полёта на космическом корабле «Восток-3А». Комиссия рекомендует следующую очерёдность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович". После окончания экзаменов в присутствии членов комиссии я объявил результаты экзаменов экзаменуемым, пожелал им успехов в дальнейшей учёбе и в космических полётах» [3, с. 47].
По поводу назначения на первый полёт Юрия Гагарина существует множество народных версий, однако архивные документы свидетельствуют, что выбор был сделан на основе учёта особых психологических качеств кандидата. Например, в сводном отчёте «Сведения, выводы и заключения об исследованиях, проведенных в 1959–1961 гг. с целью подготовки Ю. А. Гагарина к первому космическому полёту», выпущенном 13 сентября 1961 года, сказано прямо:
«По комплексной оценке результатов космонавт Ю. А. Гагарин был оценен как один из наиболее подготовленных кандидатов. <...> Специфически благоприятными особенностями космонавта Ю. А. Гагарина именно в отношении предстоящего космического полёта как полёта первого космонавта были:
1. Спокойная реакция на "новизну", что отмечалось не у всех кандидатов в космонавты.
2. Хорошая переносимость и выносливость по отношению к постуральным воздействиям (что было важно, учитывая особенности штатного приземления), в такой степени эти качества не были представлены у большинства кандидатов в космонавты.
3. Способность к активному отдыху и расслаблению даже в короткие паузы, которые можно использовать для отдыха с возможностью быстрого включения в активную деятельность. Это качество не было отмечено ни у одного из кандидатов в космонавты.
<...> Эмоциональная устойчивость, чувство юмора, склонность к добродушной шутливости и доброжелательное отношение к людям позволяли предполагать, что напряжённая подготовка в предстартовый период будет значительно облегчена. Эти же соображения обосновывали предположение о высокой адекватности поведения и в послеполётный период» [10, с. 160].
Изменить предварительное решение было можно, но затруднительно: поскольку очерёдность была утверждена главкомом ВВС, то и весь дальнейший процесс подготовки к первому полёту оказался подчинён сделанному выбору. Гагарин раньше остальных получил скафандр СК-1, сшитый по индивидуальной мерке, больше времени проводил на тренажёрах и т. п.
Опасная невесомость
Одной из наиболее серьёзных проблем космического полёта, которую учёные не могли решить в наземных условиях, была неопределённость по вопросу, какое воздействие окажет на человеческий организм невесомость. Согласно данным американских исследователей, к июлю 1960 года в США было проведено свыше 2000 авиаполётов, в ходе которых создавалась «параболическая» невесомость, однако продолжительность самого длинного из таких экспериментов не превышала 40 секунд. Хуже того, пилоты, участвовавшие в них, отмечали негативные изменения: тошноту, дезориентацию, перебои в работе сердечно-сосудистой системы и дыхания. Если экстраполировать собранные данные на более длительный полёт, то получалось, что человек не сможет долго жить и работать в невесомости .
Со своей стороны, советские специалисты получили обширный материал по суточному полету «второго космического корабля-спутника» (1К № 2) в августе 1960 года. На его борту находились собаки Белка и Стрелка, и наблюдения за ними дали неоднозначный результат: после четвёртого витка Белка стала вести себя беспокойно, часто лаяла, её вырвало. Учёные предположили, что негативное влияние невесомости начинает сказываться не сразу, а с некоторой задержкой, поэтому рекомендовали длительность первого орбитального рейса ограничить одним витком .
Полёт Юрия Алексеевича Гагарина, состоявшийся 12 апреля 1961 года, прошёл без каких-либо последствий для его самочувствия, что поколебало позицию тех, кто скептически относился к перспективам пилотируемой космонавтики. Гагарин успешно работал на орбите, вёл наблюдения, делал записи, принимал пищу и воду. Но «проблема четвёртого витка» оставалась, поэтому главной научной задачей следующего суточного рейса должно было стать продолжение исследований влияния невесомости на человеческий организм. Кроме того, планировалось, что пилот испытает ручное управление ориентацией корабля, проведёт киносъёмку через иллюминатор и наблюдения земной поверхности через специальное оптическое устройство [8, с. 152].
В космический корабль «Восток-2» (3КА № 4), на котором предстояло лететь Герману Титову, были внесены соответствующие изменения: добавлен дополнительный пневмобаллон в систему ориентации; доработана конструкция носимого аварийного запаса (НАЗ), а также скафандра и кресла; внутри кабины разместили кронштейн с кинокамерой «Конвас» и устройство «Визир» с трёх- и пятикратным увеличением; система кондиционирования была заменена более надёжной и дважды испытанной на Земле, с ресурсом на 12 суток. В штатном варианте автоматический цикл посадки включался на 17-м витке; в случае плохого самочувствия пилота предусматривалась возможность досрочного прекращения полёта на первом, третьем или шестом витке с использованием автоматической системы ориентации, либо на четвёртом, пятом или семнадцатом витке с применением ручного управления. В случае невыполнения спуска по автоматической схеме на 18-м витке пилот должен был принять решение о посадке в ручном режиме самостоятельно на витках с 19-го по 22-й [4, с. 4 – 5].
Сутки над планетой
Корабль «Восток-2» был запущен с космодрома Байконур 6 августа 1961 года в 9:00 по московскому времени трёхступенчатой ракетой «Восток-К» (8К72К № Е103-17). Он благополучно вышел на орбиту высотой 178 × 257 км и наклонением 64° 56’. На борту находился космонавт Герман Титов с позывным «Орёл».
Через пять минут после выведения на орбиту Титов снял перчатки, открыл гермошлем скафандра и проверил работу оборудования. В соответствии с полётным заданием в 10:00 космонавт включил ручное управление и остановил медленное вращение корабля в пространстве. Титов убедился, что «Восток-2» хорошо слушается, а подготовленный пилот способен быстро сориентировать его «по-посадочному» [8, с. 185-186]. В начале второго витка космонавт приступил к наблюдениям и впервые в истории провёл ручную киносъёмку земной поверхности и звёздного неба через иллюминаторы. Он продолжал ею заниматься в течение всего полёта небольшими сеансами. Пользовался Титов и оптическим устройством «Визир», но выяснилось, что для наблюдения за наземными объектами оно не годится, поскольку цель быстро уходит из поля зрения [8, с. 213].
Бортжурнал лётчика-космонавта Г. С. Титова
Хотя в сообщениях информационного агентства ТАСС, освещавшего полёт, утверждалось, что Титов чувствует себя «хорошо» и «отлично», на самом деле у него начал развиваться кинетоз, как того и опасались учёные.
На третьем витке Титов пообедал. В меню входили 150 граммов супа-пюре с хлебом, мясной и печёночный паштеты в тубах, черносмородиновый сок. Но есть совершенно не хотелось, поэтому он ограничился соком [8, с. 188]. В ходе полёта космонавт должен был вносить корректировку в прибор «Глобуса», указывающий положение корабля над поверхностью планеты. Работать с ним было тяжело: оставаясь привязанным к креслу (выход из него не был предусмотрен программой полёта), Титов едва дотягивался до ручек настройки. Провести коррекцию удалось, но космонавт сильно вспотел, а после возвращения обнаружил синяки на правой руке. После 13-го витка он отказался от дальнейших коррекций, решив, что если автоматическая посадка сорвётся, то необходимую процедуру он провести успеет [4, с. 6].
Г. С. Титов с супругой Тамарой Васильевной. Москва. 1961 г.
Хотя в сообщениях информационного агентства ТАСС, освещавшего полёт, утверждалось, что Титов чувствует себя «хорошо» и «отлично», на самом деле у него начал развиваться кинетоз (болезнь движения), как того и опасались учёные. Выступая 8 августа перед государственной комиссией, он описывал свое состояние так: «Примерно на 3-4-м витке я почувствовал в лобных пазухах какую-то тяжесть, но я думал, что это естественно. Потом, примерно на 7-м витке, я почувствовал, что, когда я поворачиваю глаза, гляжу влево, вправо, вверх – очень больно поворачивать их, боль такая ощущается. <…> Нельзя сказать, чтобы это было плохое состояние, но в то же время как-то несколько угнетало. Муторное. Вот именно, муторное» [8, с. 206-207].
После повторения процедуры ручного управления, с 7-го по 12-й виток, когда «Восток-2» почти не проходил над территорией СССР, по программе полагался сон: одной из научных задач полёта было установить на практике, может ли человек спать на орбите. Но выполнить её оказалось нелегко: Титов долго не мог заснуть – руки всплывали, и тогда он засунул пальцы в рукавные резиновые манжеты. Тут в иллюминатор попали солнечные лучи, и космонавта вырвало, ему пришлось воспользоваться гигиеническим пакетом. Спал Титов всё время на спине, в одной позе, а ноги для упора ставил на кронштейн для крепления «Визира», придавливая таким образом себя к креслу. Сон был крепким, без сновидений. После 15-го витка никакой работы с оборудованием космонавт не проводил. Итоговых записей не делал, «потому что всё-таки трудно было писать» [4, с. 6].
7 августа, в начале 17-го витка, заработала автоматическая система, обеспечивающая спуск и приземление корабля в заданном районе. «Восток-2» сориентировался в пространстве по солнечному датчику. Затем включилась тормозная двигательная установка, которая отработала 45 секунд, снизив скорость корабля. Но ожидаемого отделения приборного отсека от спускаемого аппарата не произошло. Как потом выяснилось, причиной стала ошибка в монтаже, из-за которой не отстрелилась гермоплата электроразъёмов кабель-мачты, соединявшей две части корабля. При вхождении связки в плотные слои атмосферы из-за аэродинамического нагрева кабель-мачта перегорела, после чего с опозданием в десять минут произошло разделение [4, с. 7].
На высоте 7 км отстрелилась крышка входного люка, и кресло с космонавтом катапультировалось из спускаемого аппарата. Всё было хорошо до ввода запасного парашюта, который повис, не надувшись (по циклограмме запасной парашют вводился автоматически, даже если основной раскрылся нормально). Чтобы он не замотался за ноги, Титов отвёл лямки в сторону и держал их во время спуска [4, с. 7]. Позднее он рассказывал: «Землю я встретил больше задом и левым боком. Причём в самый последний момент, когда я спускался (примерно метрах на 300), я взял попробовал ручку автоотцепки. Потянул, что было силы, не знаю, может быть, недостаточно тянул. Когда я приземлялся, меня несло боком и задом. Смотрю, НАЗ заякорил и его несёт за мною с пылью. Чувствую, что тут труба вообще приходит. Потому что меня может плашмя ударить. Я немного принял ноги назад и голову прижал к гермошлему, чтобы не было удара о землю. Я так и приложился. Сделал сальто. Стукнулся головой. В голове зазвенело, откровенно говоря. Лямки подвесной системы попали мне под ногу, и меня протащило на боку» [8, с. 199].
В 10:18 по московскому времени космонавт приземлился на гороховое поле сельхозартели «40 лет Октября» в 13 км от посёлка Красный Кут Саратовской области. Продолжительность полёта «Востока-2» составила 25 часов 18 минут. В течение этого времени корабль совершил 17 витков вокруг Земли, преодолев 700 000 км.
8 августа Титов, выступая перед главными конструкторами ракеты-носителя и космического корабля, рассказал о своём полёте и честно описал расстройства, которые мешали ему отдыхать и работать. Информацию о проблемах не стали скрывать от мировой общественности, и вскоре в научно-популярных журналах появились соответствующие статьи [1, 6]. По итогам изучения состояния космонавта была создана методика дополнительной тренировки вестибулярного аппарата, которая продемонстрировала очень хорошие результаты. Хотя кинетоз, вызываемый невесомостью, победить окончательно не удалось, с ним научились бороться. В космос Герман Титов больше не полетел.
По итогам изучения состояния Германа Титова была создана методика дополнительной тренировки вестибулярного аппарата, которая продемонстрировала очень хорошие результаты. Хотя кинетоз, вызываемый невесомостью, победить окончательно не удалось, с ним научились бороться.
1. Газенко О., Генин А., Яздовский В. Физиологические исследования на «Востоке-2» // Авиация и космонавтика. 1962. № 7. С. 29-34.
2. Земные орбиты покорителей космоса. К 60-летию первого полета человека в космос [Электронный ресурс]. URL: https://60cosmonauts.mil.ru (Дата обращения: 19.08.2021).
3. Космические дневники генерала Н. П. Каманина // Новости космонавтики. 1994. № 6. С. 44-48.
4. Маринин И. Полёту Германа Титова полвека! // Новости космонавтики. 2011. № 8. С. 2-7.
5. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди / Под ред. Ю. Батурина. М.: РТСофт, 2005. 747 с.
6. Парин В. Физиология человека и космос // Природа. 1961. № 10. С. 32-37.
7. Первый пилотируемый полёт. Российская космонавтика в архивных документах / Под ред. В. А. Давыдова. Книга 1. М.: Родина МЕДИА, 2011. 535 с.
8. Первый пилотируемый полёт. Российская космонавтика в архивных документах / Под ред. В. А. Давыдова. Книга 2. М.: Родина МЕДИА, 2011. 560 с.
9. Титов Г. С.: «Голубая моя планета...». К 50-летию первого суточного полёта на космическом корабле «Восток-2» [Электронный ресурс]. URL: http://old.rgantd.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/titov-k-50-letiyu-pervogo-sutochnogo-poleta-vostok-2.shtml (Дата обращения: 19.08.2021).
10. Человек. Корабль. Космос: сборник документов к 50-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина. М.: Новый хронограф, 2011. 846 с.
11. Яздовский В. На тропах Вселенной. Вклад космической биологии и медицины в освоение космического пространства. М.: Слово, 1996. 288 с.
12. Weightlessness – Physical Phenomena and Biological Effects: Proceedings of the Symposium on Physical and Biological Phenomena Under Zero G Conditions Held July 1, 1960 at Hawthorne, California. Edited by Elliot T. Benedikt. Springer, Boston, MA, 1961. 170 p.
References
1. Gazenko O., Genin A., Yazdovskiy V. Fiziologicheskie issledovaniya na "Vostoke-2". Aviatsiya i kosmonavtika, 1962, no. 7, pp. 29-34.
2. Zemnye orbity pokoriteley kosmosa. K 60-letiyu pervogo poleta cheloveka v kosmos. Available at: https://60cosmonauts.mil.ru (Retrieval date: 19.08.2021).
3. Kosmicheskie dnevniki generala N. P . Kamanina. Novosti kosmonavtiki, 1994, no. 6, pp. 44-48.
4. Marinin I. Poletu Germana Titova polveka! Novosti kosmonavtiki, 2011, no. 8, pp. 2-7.
5. Mirovaya pilotiruemaya kosmonavtika. Istoriya. Tekhnika. Lyudi. Ed. Yu. Baturin. Moscow, RTSoft, 2005. 747 p.
6. Parin V. Fiziologiya cheloveka i kosmos. Priroda, 1961, no. 10, pp. 32-37.
7. Pervyy pilotiruemyy polet. Rossiyskaya kosmonavtika v arkhivnykh dokumentakh. Ed. V. A. Davydov. Kniga 1. Moscow, Rodina MEDIA, 2011. 535 p.
8. Pervyy pilotiruemyy polet. Rossiyskaya kosmonavtika v arkhivnykh dokumentakh. Ed. V. A. Davydov. Kniga 2. Moscow, Rodina MEDIA, 2011. 560 p.
9. Titov G.S.: «Golubaya moya planeta...». K 50-letiyu pervogo sutochnogo poleta na kosmicheskom korable "Vostok-2". Available at: http://old.rgantd.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/titov-k-50-letiyu-pervogo-sutochnogo-poleta-vostok-2.shtml (Retrieval date: 19.08.2021).
10. Chelovek. Korabl'. Kosmos: sbornik dokumentov k 50-letiyu poleta v kosmos Yu. A. Gagarina. Moscow, Novyy khronograf, 2011. 846 p.
11. Yazdovskiy V. Na tropakh Vselennoy. Vklad kosmicheskoy biologii i meditsiny v osvoenie kosmicheskogo prostranstva. Moscow, Slovo, 1996. 288 p.
12. Weightlessness – Physical Phenomena and Biological Effects: Proceedings of the Symposium on Physical and Biological Phenomena Under Zero G Conditions Held July 1, 1960 at Hawthorne, California. Edited by Elliot T. Benedikt. Springer, Boston, MA, 1961. 170 p.
История статьи:
Поступила в редакцию: 19.08.2021
Принята к публикации: 05.09. 2021
Модератор: Плетнер К. В.
Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования: Первушин А. И. Трудный полёт Германа Титова // Воздушно-космическая сфера. 2021. № 3. С. 110-120.