Слово редактора к №2-2021 журнала «ВКС»
Размышляя над биографией Берегового, диву даёшься, сколько испытаний выпало на человеческую жизнь.
Фронтовик, он совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 за линию фронта, уничтожил множество вражеской техники, трижды был подбит, трижды горел, выбрасывался из самолёта. После войны работал испытателем новейшей реактивной техники, а в 1968 году полетел в космос. Каждую строчку в этой биографии можно развернуть в картину.
Как эскадрилья капитана Берегового, подавив зенитную батарею и уничтожив эшелон с танками, оказывается без прикрытия в кольце немецких фоккеров – вражеских истребителей, сильно превосходящих штурмовики в скорости и манёвренности.
– Делай как я! – командует по рации ведущий и ложится брюхом прямо в поле подсолнухов. Группа повторяет манёвр командира. Штурмовики идут на бреющем, почти над самой землёй, режут пропеллерами жёлтые подсолнухи, срывают струёй лепестки и, оставляя после себя жёлтую пыль, слепят немецкие истребители.
В небе Курской дуги, где в воздухе тесно от гари, огня, разрывов, трассеров, загорающихся и падающих факелами немецких и советских самолётов, в этой огненно-кипящей воздушной мясорубке представляется охваченный пламенем Ил-2. В машине – лётчик Береговой и стрелок Ананьев. До линии фронта лететь несколько минут, но огонь вот-вот перекинется на баки с горючим. Прыгать сейчас – попадёшь в плен, оставаться в самолёте – взорвёшься.
– Прыгай! – командует лётчик стрелку, – а я попробую дотянуть до линии фронта.
Стрелок отвечает не сразу, он сбивает пламя с горящих сапог:
– Ты пробуй, а я посмотрю.
Дотянув до линии фронта, лётчик и стрелок на высоте трёхсот метров выбрасываются с парашютом и видят, как на их глазах взрывается самолёт.
Видится сосредоточенное лицо лётчика-испытателя Георгия Берегового, но на этот раз – в кабине тяжёлого реактивного самолёта. У машины отказал двигатель. Пилот может дёрнуть рычаг катапульты и спасти себе жизнь, но ему важно спасти дорогую технику – результат работы многих людей – и «привезти дефект» опытного образца на землю.
– Девяносто километров планирования?! Этого не может быть! – кричат ему на земле техники.
И вот – совсем другое выражение лица. Наконец мы видим счастливого человека. В тонком шерстяном костюме и с телекамерой в руках он парит в невесомости. Это командир космического корабля «Союз-3» Георгий Тимофеевич Береговой ведёт первый в истории человечества репортаж из космоса.