Перехват
English
Interception
Второй день два американских авианосца стоят в Японском море на расстоянии двух часов лета: для дальневосточной дальней разведывательной авиации просто разминка. Погода – полный штиль, нижний край плотного тумана над авианосцами - меньше 50 метров. Отчаянные сорвиголовы пытались поднырнуть под него, но не вышло. Для планового снимка прохода над авианосцем нужна высота не менее 600 метров, для перспективного фотографирования сбоку - не менее 100 метров, но где ее взять? Маневра по высоте нет.
В сентябре 1971 года вот так же экипаж майора Черетникова в Охотском море ушел на предельно малую высоту 60 метров, но фактически получилось вдвое меньше - из-за неправильных данных о минимальном давлении над уровнем моря. Выполняя разворот, самолет задел крылом водную поверхность, перевернулся, взорвался и затонул близ восточного побережья острова Сахалин. Экипаж погиб.
Командир отряда самолетов-разведчиков Ту-16Р майор Юрий Васильевич Мезенцев вторые сутки с дежурным экипажем находился на КП – командном пункте. Только что начальник связи полка получил по дальней связи радиограмму от радиста ведущего пары разведчиков, находившихся в районе поиска авианосцев: «Над целью образовались разрывы в облачности, выполнить фотографирование не удалось. Перехват палубной авиации за 200 километров до авианосцев».
А радист ведомого точно указал высоту нижнего края облаков квадрата поиска цели.
- Значит, на себе испробовал, опускался на предельно малую высоту, чтобы уточнить, - с благодарностью подумал Мезенцев о своем друге, капитане Алексееве. Его явно не хватало в эту минуту. Только с ним можно было договориться без слов в полете, и он выполнял любой маневр, не выходя на связь.
Специальное задание на поиск авианосной группы - на контроле у Москвы. Задача - выявить размещение новейших палубных истребителей четвертого поколения F-14 «Томкэт» на авианосце «Энтерпрайз» и их энерговооруженность - управляемые ракеты класса «воздух – воздух». Обязательно плановое фотографирование палубы. Если повезет и F-14 взлетит - выполнить неограниченное фотографирование во всех ракурсах. Эти палубные истребители еще в деле не были. Они только пришли на смену «фантомам».
Рис. 1 и 2. F-4 Phantom II («Фантом») – истребитель перехватчик
В 1974 году авиагруппа авианосца «Энтерпрайз» первая получила новейший для того времени F-14 Tomcat («Томкэт») - двухместный реактивный истребитель-перехватчик четвертого поколения для замены истребителя F-4 Phantom II. Согласно требованиям ВВС США к разработчикам, характеристики должны были быть не хуже, чем у МиГ-21 - главного соперника американских истребителей. Внешний вид нового самолета окончательно сформировался к марту 1969 года. В нем явно просматривалось большое влияние революционного советского МиГ-25. В боевой нагрузке F-14 на внешней подвеске находились четыре управляемые ракеты «Феникс», две «Спарроу» и две «Сайдвиндер». Пик ввода самолетов F-14 «Томкэт» пришелся на 1976-1977 годы, они появились на авианосцах «Китти Хок», «Констеллейшн», «Нимитц» и «Джон Кеннеди».
Постановка задачи
Два авианосца - «Энтерпрайз» и «Мидуэй» - вышли в нейтральные воды Японского моря как будто специально, чтобы продемонстрировать свои новые палубные истребители. Видимо, на Филиппинах, в Южнокорейском море, а потом уже в Желтом, для них оказалось мало зрителей.
Здесь, в нейтральных водах, вблизи западного побережья острова Хонсю, на удалении 300 километров от города Аката, они сделали стоянку. На контрольно-диспетчерском пункте шли предполетные указания для дежурной пары наших разведчиков. Ведущий - майор Юрий Васильевич Мезенцов, его ведомый - капитан Альберт Михайлович Испуганов, одни из самых опытных и надежных летчиков. Здоровый, как медведь, Испуганов - настоящий богатырь, обладающий многими достоинствами, которые выделяли его среди сослуживцев, одаренный редкостным тонким юмором.
Рис. 3 и рис. 4. Капитан Альберт Михайлович Испуганов крайний справа в первом ряду (на обоих снимках)
Юрий Васильевич, в противовес ему, среднего роста, с мягкими чертами лица, был больше похож на учителя младших классов, чем на военного летчика. Он и приказывать не мог - только просил учтиво, мягко, чтобы не обидеть.
Рис. 5 и рис. 6. Юрий Васильевич Мезенцев
Командование полка Ту-16Р знало на практике, что больше двух дней авианосцы стоять не будут, сегодня уйдут, крайний срок – завтра поутру. Потом ищи их. К тому же метеоусловия плохие, а задача, поставленная разведывательным отделом армии, сложная – прорваться к «Энтерпрайзу» и подтвердить наличие истребителей F-14. Жесткого противодействия со стороны палубной авиации не избежать: опасными маневрами в непосредственной близости от разведчиков они будут мешать фотосъемке, пристраиваясь под фюзеляжи самолетов. Просто так не дадут сделать плановый снимок. Командир полка обращается к экипажам разведчиков и просит проявить смекалку и задание выполнить. Вылет - через 50 минут. Мезенцев обращается к своему ведомому:
- Альберт Михайлович, выход один: разогнать истребители прикрытия на боевом пути к авианосцу на встречных курсах, на разных высотах. Так мы выполним два плановых фотографирования палубы. Схема выхода на авианосец необычная, если конкретнее - ни в одной инструкции не прописанная. Мой эшелон - 600 метров, твой - 900 метров. С первого захода истребители прикрытия не дадут нам пройти над авианосцем. Усыпим их бдительность. Пройдем «Энтерпрайз» с правой стороны парой с выполнением перспективной съемки сбоку. После прохода авианосца ты с правым разворотом уходишь в обратную сторону, а я продолжаю полет по прямой от авианосца до рубежа 10 километров от него. По моей команде: «Работаем» одновременно разворачиваемся на 180 градусов и становимся на боевой путь. Главное - выдержать курс и высоту. Разгонять истребители не будем, уйдут сами.
Командиры разведчиков приняли единственное правильное решение для выполнения боевой задачи. Маршрут проложен по указанным координатам первой парой Ту-16Р, частоты радиолокационных станций дальнего обнаружения авианосцев известны, самолетное оборудование проверено, замечаний нет. Экипажи готовы к вылету. Через несколько минут они уже измеряли время километрами, мелькающими под крылом воздушного корабля. Пара разведчиков, первой выполнявшая поиск авианосной группы в Японском море, в это время возвращалась на базу. По внешней связи они передали: «В квадрате поиска облаков нет, туман плотный, но уже рассеивается. Авианосцы друг от друга в тридцати километрах».
Две пары Ту-16Р разошлись в небе, качнув крыльями.
Воспоминания
Капитан Испуганов вспомнил себя молодым правым летчиком Ту-95. Вспомнил, как ходил на перехват первого атомного авианосца «Энтерпрайз» - в Норвежском море. Веселое было время. Отдавался приказ, и попробуй его нарушить. Сейчас проще. Руководство просит экипажи выполнить очень сложную и рискованную задачу и надеется на их профессиональную честь.
31 июля 1964 года первый атомный авианосец «Энтерпрайз» в составе группы, в которую входили корабли с ядерными энергетическими установками - фрегат «Бейнбридж» и крейсер «Лонг Бич» - покинул Средиземное море. Задача кораблей охранения - обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны атомного авианосца в кругосветном походе. Цель - продемонстрировать автономность плавания авианосной группы с символичным названием «Морская орбита», без единой заправки топливом и пополнения запасов в течение 65 дней. Засекли авианосную группу в Норвежском море. Экипажам Ту-95 приказано было выполнить плановое – сверху - фотографирование палубы авианосца, но удалось только сбоку - перспективный снимок. На второй день для достижения цели за 50 километров до авианосца пара Ту-95 сходу встала на боевой путь – проход над целью. Плановое фотографирование палубы было произведено, задание выполнено. Но, как могло рассудить командование авианосной группы, выход стратегической авиации на боевой путь с проходом над кораблем - прямая угроза уникальному авианосцу. Через некоторое время была расшифрована радиограмма, посланная командиром авианосца и предназначенная для президента Соединенных Штатов: «Два русских стратегических бомбардировщика на боевом пути. Разрешите сбить?» Ответ последовал незамедлительно: «Самолеты сбивать запрещаю. Вы не знаете русских, они могут пойти на таран». После этих событий министр обороны США Макнамара на пресс-конференции заявил: «Каждый советский самолет, пролетевший над авианосцем США, должен быть обнаружен и может быть сбит».
Рис. 7. Пролет самолета-разведчика Ту-95 над авианосцем «Энтерпрайз» с группой охранения: фрегат «Бейнбридж» и крейсер «Лонг Бич»
Выход на цель
Воспоминания прервал доклад оператора радиотехнической разведки о работе радиолокационной станции дальнего обнаружения авианосца «Энтерпрайз»: «Удаление 350 километров до цели, довернуть вправо на пять градусов для выхода на нулевой пеленг». Экипаж готов к работе. Проведена смена эшелонов и проверка готовности фотооборудования. В корме командир огневых установок и воздушный стрелок-радист смотрели в оба, прильнув к блистерам, ожидая перехваты палубных истребителей с задней полусферы. На удалении 200 километров до авианосной группы корма сообщила о перехвате разведчиков Ту-16Р истребителями F-4 «Фантом» и штурмовиками A-7E «Корсар». Новых палубных истребителей F-14 не наблюдали. «Фантомы» встали под фюзеляжами самолетов-разведчиков, «корсары» разошлись по сторонам.
Рис. 8 и рис. 9. А-7Е Corsair («Корсар») – палубный штурмовик
Рис. 10. Группа прикрытия и сопровождения «Фантом» и «Корсар» самолетов-разведчиков Ту-16Р
Командир отдал приказ своему штурману и ведомому: «Открыть створки бомболюков, пусть посмотрят, что они пустые, бомб нет. Так, на всякий случай. Всем спокойнее будет». За 100 километров до авианосца разведчики готовились уйти на ранее утвержденные эшелоны – 600 – 900 метров. Еще два «фантома» с характерно скошенным хвостовым оперением - видимо, подмога - встали рядом. Пилот истребителя усердно размахивал руками, показывая, что лететь в сторону авианосца не надо, чем здорово рассмешил экипажи разведчиков. Командир понимал: «Все правильно, старый прием пиратов. Самолеты прикрытия будут брать их в клещи, чтобы сильно не трепыхались. Один над ними, второй под бомболюком встал. Двое, вновь прибывшие, по сторонам уже висят. С другой стороны, разгонять их будет легче». Он дал команду на смену эшелонов и приказал всем проявлять осмотрительность. Истребители слепые, как котята, надежды на них нет. Резкий шум от помех в наушниках ничего хорошего не предвещал. Мезенцев закрутил головой и слева по курсу увидел знакомый силуэт EA-6B Prowler («Проулер», название переводится как «мародер») – палубный самолет радиоэлектронной борьбы, принятый на вооружение в 1971 году. Применяется для постановки помех бортовым РЛС и системам связи противника при сопровождении группы самолетов. EA-6B, достойный своего прозвища, имел в составе экипажа одного летчика и трех офицеров – операторов систем РЭБ. Моряки с авианосца явно серьезно занялись разведчиками. Наверняка, не было внешней связи между самолетами Ту-16Р, да и с КП тоже. Успокаивало только одно: перед вылетом все оговорено.
Рис. 11 и рис. 12. ЕА-6В Prowler («Проулер») - «Мародер»
Цель под нами
На малой высоте в полный штиль океанская вода казалась огромным зеркалом. Авианосец «Энтерпрайз», открытый со всех сторон, стоял как на ладони. Окруженный кораблями охранения, он выглядел нелепым и неуместным в этом мире красоты и тепла.
Два разведчика в строю парой, сопровождаемые истребителями и штурмовиками прикрытия, прошли справа от авианосца, выполняя перспективное фотографирование сбоку. После прохода авианосца самолет Испуганова ушел в правый вираж, чтобы выполнить «коробочку» и на встречных курсах с превышением 300 метров встретиться с ведущим над авианосцем. Истребители прикрытия увязались за ним. Самолет Мезенцева продолжил полет по прямой, как и было оговорено, от авианосца до рубежа 10 километров. Через минуту в эфире сквозь помехи прозвучала команда: «Работаем». Ведомый услышал ее и, мгновенно выполнив правый разворот и сбив с толку истребителей, встал на боевой путь. От неожиданности истребители на мгновение разошлись по сторонам, но затем дружно облепили разведчика. В их поведении уже не чувствовалось уверенности морских дьяволов. Этот русский летчик явно ввел их в заблуждение. Тактика выхода на цель, отработанная годами, почему-то была изменена разведчиками. Уйдя на приличное расстояние от охраняемого истребителями авианосца, два русских Ту-16Р вдруг развернулись и пошли навстречу друг другу. На запросы истребителей прикрытия, что им делать в создавшейся обстановке, контрольно-диспетчерский пункт авианосца не отвечал. Разницу высот, на которых навстречу друг другу летели Ту-16Р, на глаз определить для них было невозможно. Это вызвало панику: русские самолеты сойдутся лоб в лоб над авианосцем, произойдет взрыв, пожар, корабль затонет! Такого шоу они явно не ожидали. В небе стало неуютно всем. Только фотоаппараты на борту разведчиков продолжали исправно работать, наматывая на катушки метры отработанной пленки, запечатлевая происходящее, как черно-белое кино.
Рис. 13. Перехват F-14 «Томкэт» с задней полусферы самолета Ту-16Р
Мезенцев увидел приближавшийся самолет ведомого, и ему захотелось превратиться в птицу, чтобы увернуться от надвигавшейся опасности. Внизу прямо по курсу маячил авианосец. Он медленно рос, превращаясь в настоящего монстра. Майор вдруг подумал, что в этот миг на него нацелены зенитные орудия корабля, а пилот истребителя держит палец на спусковом крючке. Но теперь это не имело значения, впереди - цель. Корма доложила, что истребители ушли. «Отлично, - подумал он, - выдавливать их не придется». В то же время плохо: с кораблей охранения могут открыть огонь. Два Ту-16Р сходились в одном месте, но на разных высотах. Ведомый чуть опаздывал, но это хорошо. Если произойдет сбой фотооборудования, напарник подстрахует.
«Цель под нами», - доложил штурман. Самолет ведомого вырос, словно айсберг. И вот доли секунд страшного ожидания наконец позади: самолеты разошлись в нескольких метрах друг от друга. Истребители прикрытия растворились в небе, будто их и не было. Видимо, этот цирк пришелся им не по нраву. Пусть русские сделают свою работу и уходят с миром.
В наушниках прекратился шум помех. Корма доложила, что с палубы авианосца взлетела пара тех самых новых истребителей. Ведомый по внешней связи подтвердил присутствие долгожданных гостей - самолетов F-14.
Рис. 14. Взлет с авианосца пары палубных истребителей F-14 Tomcat
Два «Томкэта» встали рядом с Ту-16Р. Качнув крыльями, показали свое вооружение – ракеты класса «воздух - воздух». Потом замерли, давая возможность разведчикам сфотографировать их. Экипажи фотографировали без суеты: нужны качественные снимки. Про «Мидуэй» забыли, оставили на потом.
Рис. 15. Сопровождение Ту-16Р истребителем F-14 «Томкэт»
Однако летчики разведчика Ту-16Р не знали, что через два года у «лисицы» больше не останется тайн. Военный летчик-истребитель капитан Беленко в 1976 году продаст Родину, честь и заодно уникальный самолет, перелетев с аэродрома Чугуевка в Японию. В аэропорту Хакодатэ он передаст новейший истребитель американским военным, нанеся урон обороноспособности уже бывшей своей страны.
Разведчики, сфотографировав и «Мидуэй», взяли курс на базу. Два F-14 встали рядом. Американские пилоты покачивали головами, а затем показали знак «окей». Мезенцев только широко развел руками: «Что поделаешь, ребята. Такая у нас работа»!
Пара F-14 покачала крыльями и, выполнив на прощание изящный высший пилотаж, скрылась за горизонтом. Радист передал на КП: «Задание выполнено. Третьей мировой не будет. Идем домой»!
P. S. Жизнь летчика – в профессии, а порой и буквально - короткая и яркая, как падающая звезда. Юрий Мезенцев и Альберт Испуганов не достигли вершин долголетия.
Но они прожили удивительные годы – в небе, оставляя за плечами тысячи миль пройденных маршрутов и уже при жизни становясь причастными к вечности звезд.
© Михайлов В.П., 2019
История статьи:
Поступила в редакцию: 03.04.2019
Принята к публикации: 21.05.2019
Модератор: Плетнер К.В.
Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования:
Михайлов В.П. Перехват // Воздушно-космическая сфера. 2019. №2. С. 110-117.