Космическое будущее – увидеть и воплотить
English
SPACE FUTURE – TO DESIGN AND IMPLEMENT
Natalya L. Burtseva, Lecturer, Department of Journalism, Institute of Mass Media, Russian State University for the Humanities, Postgraduate Student, Korolev, Russia, natalya.burtseva@rsce.ru
Владимира Пирожкова по праву можно назвать главным российским космическим дизайнером. Он разрабатывал проекты автоматических спутников CubeSat и ПТК НП «Федерация».
Ранее он был дизайнером автомобилей у ведущих мировых брендов, но всегда мечтал сделать нечто важное для всего человечества. Время, когда ведущие космические державы создают новые корабли, он воспринял как время новых возможностей, в том числе и для себя.
– Как судьба свела вас с космосом? «Тойота» – это очень крупная и достойная компания, но не космических масштабов.
– Я всегда мечтал о космосе. И понимал при этом, что грандиозные проекты бывают раз в 50-70 лет в двух странах: России и США. Сейчас мы – свидетели больших технических достижений, новых американских кораблей. И у России должен быть свой передовой корабль. Что касается моей предыдущей работы – автомобильных дизайнеров в мире не так много, меньше, чем покорителей космоса.
– На российском салоне МАКС-2013 Владимир Пирожков представил смелый, почти провокационный макет будущего космического корабля.
– Мы создавали его совместно с космонавтами: Павлом Виноградовым, Юрием Усачёвым и Марком Серовым. В 2012 году начали создавать интерьер габаритно-массового макета ПТК НП. Надо было отработать те решения, которые были в эскизном проекте, собрать все воедино.
ПТК НП – перспективный транспортный корабль нового поколения, переименованный в результате всероссийского голосования в корабль «Федерация», а позже получивший имя «Орёл».
Рис. 2. Владимир Пирожков и Марк Серов у макета корабля
– В процессе создания макета сотрудничали с предприятиями? Интересовались космическими разработками?
– Мы вплотную работали с РКК «Энергия» и НПП «Звезда». Начали проектировать и прототипировать кресла, предложив концепцию с облегчёнными композитными материалами. Можно сказать, что мы быстро всё сделали – много работы и мало времени.
В итоге в интерьере собралось 20 тысяч деталей. Был создан предварительный цифровой аватар корабля, и уже в 2013 году мы представили его на МАКС.
В интерьере много уникального, в том числе есть полноценная установка АСУ, то есть туалет. Он вызвал неподдельное восхищение инженеров Lockheed Martin Corporation. Эта компания работает над конкурентом – кораблём ORION. Кроме того, их удивила зона возле туалета, где можно вытянуться во весь рост. Возможность выпрямиться очень важна для космонавта.
В 2015 году нам предложили сделать макет экстерьера корабля: полностью проработать, вплоть до того, как будут крепиться теплоизоляционные панели.
Рис. 3. Полноразмерные макеты корабля на МАКС
АСУ – ассенизационно-санитарное устройство – санитарно-гигиенический блок, находящийся на пилотируемом космическом корабле или орбитальной станции. Когда только зарождалась пилотируемая космонавтика и полёты были короткими и, соответственно, выполнялись в большинстве своём в скафандрах, первые устройства для сбора твёрдых и жидких отходов представляли собой эластичные трусы со сменными гигроскопическими прокладками – прообразами подгузников.
– Когда работали над креслами, понимали: очень важно, чтобы они могли складываться и трансформироваться. Таким образом, при их сложении образуется много свободного места. В пристыкованном к станции корабле это пространство выполняет функцию комнаты и одновременно дополнительного санитарного узла.
ПТК НП готовился под лунную миссию: помещалось 4 космонавта и необходимый в такой экспедиции груз. Версия на 6 членов экипажа рассчитана под орбитальные миссии.
В 2015 году мы подготовили проект экстерьера корабля, и тогда же он был представлен на МАКСе президенту Владимиру Путину. Далее работа над кораблём продолжалась на РКК «Энергия».
Наша компания разрабатывала автоматические спутники CubeSat и систему автоматического запуска для них. Раньше такой системы не было, спутники запускали вручную космонавты. А сейчас мы планируем заниматься дизайном скафандров параллельно с НПП «Звезда».
– Есть ли у вас особый подход к космическим разработкам, какие-то чёткие принципы?
– К космическим проектам наш Центр относится очень ответственно. Мы должны погружаться в специфику, поэтому изучаем все связанные с космосом отрасли, в том числе авиастроение, медицину. У нас есть уникальный парк оборудования на базе МИСиС. Но космическая техника – специфическая. Мы разрабатываем изделия, с которыми взаимодействует человек в космосе, и поэтому всегда держим в уме антропогенный фактор.
Эргономика, материалы – всё это связано с сохранением и жизнеобеспечением людей, их благополучием в ультраэкстремальных условиях. Наша задача – сделать жизнь космонавтов, людей, выполняющих тяжелейшую работу, проще и комфортнее. В процессе создания каждого изделия мы задействуем такие области науки, как цветоделение, эргономика, материаловедение, физиология. Поэтому каждое из них можно назвать кросс-научным изделием.
Наша работа сложна со всех сторон. Здесь нет права на ошибку. Возьмём, например, детские коляски: это, на самом деле, сложное изделие. Особенно учитывая, как многие мамы их эксплуатируют! (смеётся). Это продукт B to C – «бизнес – клиенту». И придирчивый клиент решает, какую из множества представленных колясок приобрести за свои деньги. Космические корабли – это B to G, «бизнес – государству». Всё решает правительство. И это решение должно быть верным однозначно.
– Когда вы продумываете дизайн, представляете ли себя внутри того, что рисуете? Внутри космического корабля?
– Конечно! Я и скафандры примерял: «Сокол», «Орлан», сидел в креслах. Ведь для эргономики очень важно понять и ощутить всё самому. Но я бы в космос не полетел, это не моё.
Я восхищаюсь этими сильными людьми – космонавтами. Они очень помогали нам в работе над кораблём. Я имел доступ ко всем тренажёрам, и они, как эксперты, рассказывали, что желательно доработать, изменить.
Я мечтал бы стать вторым космическим дизайнером после удивительной Галины Балашовой. С гордостью и честью буду нести это знамя!
Рис. 5. Интерьер корабля
– А что будет дальше, как думаете?
– Если космический дизайн будет поддерживаться на государственном уровне, нам будет что показать. Уже есть новые, прорывные разработки, но пока это секрет. Планы масштабные.
Мне очень повезло оказаться «в правильном месте и в правильное время», а также, что важно, с правильным опытом и навыками. Новые корабли запускаются, по сути, второй раз за 70 лет. Предыдущее поколение космической техники разрабатывалось в начале 60-х годов прошлого столетия.
И то, что у нас сейчас появилась новая «Ангара», ПТК НП, «Восточный» – это прорыв, и одновременно только начало. Всем, кто только планирует связать свою жизнь с космонавтикой, надо понимать, что перспективы огромны, надо чувствовать дух времени, быть очень «заряженным» и готовым качественно.
Рис. 6. Дизайнерская модель корабля
– А вы представляете, какой должна быть станция будущего?
– Главная задача в том, что она должна быть реально возводимой на тех технологиях, что есть уже сейчас. Но ещё важнее иметь верное целеполагание на будущее.
Я считаю, в настоящее время очень важно вести популяризацию космоса среди школьников. Если бы я искал человека для продвижения идей освоения космоса, я бы ориентировался на подростков 13‑14 лет. С ними порой непросто, но у них есть бесстрашие и творческое мышление новой формации.
Руководство страны принимает решение о дорогостоящих проектах, например таких, как полёт на Марс, лишь в том случае, если общество поддерживает эти траты, если налогоплательщик скажет: да, такой космос нам нужен. В данный момент у общества интересы другие. Соответственно, если подрастающее поколение будет согласно вкладывать свои средства и энергию в изучение и покорение других планет, в развитие космонавтики, тогда и правительство, без сомнения, будет вкладываться в него. Но пока, на мой субъективный взгляд, нет чёткой цели комплексного освоения космоса.
Много шума наделал Crew Dragon. По сути, это аналог «Союза» с качественным дизайном интерьера, но прямая трансляция пуска была информационно мощной, глобальной и крайне эффектной. Запуск нашего корабля должен стать не менее, а то и более ярким.
Сейчас и в США, и у нас ведётся активная работа: конкурирующие корабли задали свой темп в создании новых технологий, и переговоры возобновляются с новой силой. «Догнать и перегнать» снова актуально.
© Бурцева Н. Л., 2020
Владимир Вячеславович Пирожков – российский дизайнер
Учился в Свердловском архитектурном институте по специальности «промышленный дизайн» (1985–1992 гг.). Во время учёбы на четвёртом курсе проходил стажировку в студии всемирно известного дизайнера Луиджи Колани, где участвовал в работах по заказам таких фирм, как Adidas, Ferrari, Yves Saint Laurent. Защитил диплом по теме «Дизайн автомобиля Ferrari Testa d’Oro». Далее продолжил обучение в Швейцарии в Art Center College of Design.
С 1994 года работал в компании Citroën. С 2000 года – старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota в Ницце.
С февраля 2005 года – почётный член Российской академии художеств.
С 2007 года работает в России, создал мультиотраслевой центр промышленного дизайна и инноваций «Кинетика» НИТУ МИСИС.
За 13 лет существования Центром реализовано более 20 сложных инновационных проектов в различных отраслях народного хозяйства, среди которых разработка официальной раскраски и элементов фирменного стиля нового пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100 компании «Гражданские самолёты Сухого», а также дизайн факелов эстафет Олимпийского и Паралимпийского огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Совместно с РКК «Энергия» построена концепт-модель ПТК НП «Федерация».
История статьи:
Поступила в редакцию: 21.08.2020
Принята к публикации: 06.09.2020
Модератор: Гесс Л. А.
Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования:
Бурцева Н. Л. Космическое будущее – увидеть и воплотить // Воздушно-космическая сфера. 2020. № 3. С. 64-71.
Скачать статью в формате PDF >>