Георгий Береговой. К 100-летию со дня рождения

 
Георгий Тимофеевич Береговой родился раньше всех космонавтов, когда-либо побывавших на орбите. Он единственный дважды Герой Советского Союза, получивший свою первую звезду за Великую Отечественную войну, а вторую – за полёт в космос.
Александр Борисович Железняков, Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), советник директора – главного конструктора, Санкт-Петербург, Россия, zheleznyakoz@rtc.ru
 
 


English

ANNIVERSARY

Georgy Beregovoy. To the 100th Anniversary of the Birth

Alexander B. ZHELEZNYAKOV,
Adviser to Director – Chief Designer, Central Research and Development Institute of Robotics and Technical Cybernetics (RTC), Saint-Petersburg, Russia, zheleznyakoz@rtc.ru

ABSTRACT. Georgy Timofeevich Beregovoy was born before all the cosmonauts who have ever been in orbit. He is the only twice Hero of the Soviet Union to receive his first star for the Great Patriotic War, and the second for a flight into space. His path to the stars was not easy. Before he reached the next peak, he had to work hard, prove his right to be who he wanted to be. Front-line pilot, test pilot, cosmonaut pilot – these are the main milestones in his life. And in each of these professions, he achieved perfection. Once the famous Soviet pilot Valery Chkalov said: "If you exist, then be the first". This covenant was followed by Georgy Beregovoy during all his life.

Keywords: cosmonautics, aviation, space flight, pilot-cosmonaut, cosmonaut training, Georgy Timofeyevich Beregovoy
 

Его путь к звёздам не был лёгким. Прежде чем он достигал очередной вершины, ему приходилось много работать, доказывать своё право быть тем, кем он хотел быть. Лётчик-фронтовик, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт – вот основные вехи его жизненного пути. И в каждой из этих профессий он достиг совершенства.

Когда-то знаменитый советский лётчик Валерий Чкалов сказал: «Если быть, то быть первым». Этому завету всю свою жизнь следовал Георгий Береговой.

Береговой Георгий Тимофеевич, командир-пилот КК «Союз-3», 1968 год

Береговой Георгий Тимофеевич, командир-пилот КК «Союз-3», 1968 год

Путь в небо

Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка на Полтавщине. Но детство и юность он провёл в городе Енакиево в Донбассе, куда вскоре после его рождения перебрались родители. Там же в 1928 году пошёл в школу [ 1 ].

Школьные годы Георгия были похожи на жизнь его сверстников тех лет. Как и тысячи других мальчишек, он грезил небом. Это не удивительно – в те годы комсомол взял шефство над авиацией, повсюду звучал призыв: «Комсомолец – на самолёт!» Ребята зачитывались рассказами о героях – лётчиках Валерии Чкалове, Михаиле Громове, Валентине Гризодубовой, надеялись повторить и превзойти их рекордные перелёты.

Но путь в небо для маленького Жоры начался не с настоящих самолётов, а с кружка авиамоделизма, куда он записался в пятом классе. Премудрости изготовления моделей он постиг достаточно быстро и уже через год стал инструктором, а ещё спустя полгода – руководителем кружка. Сверстники безоговорочно признали его лидерство. Лидером он был и в другие периоды своей жизни, чем бы и где ему ни приходилось заниматься.

Окончив восемь классов, Георгий пошёл работать на металлургический завод – надо было помогать семье. Там же записался в местный авиаклуб.

Свой первый полёт на учебном самолёте У-2 Береговой запомнил на всю жизнь. Спустя годы он так описывал свои впечатления от первой встречи с небом: «Полёт изумил меня не тем, что я увидел в небе, а тем, как выглядела оттуда земля. В небе, как мне показалось, и разглядывать было нечего – беспредельная, неосязаемая пустота, только у самого горизонта – паутинка перистых облаков. Зато земля... меня и восхитила, и ошарашила. Я и вообразить не мог, что она такая роскошная, такая незнакомо прекрасная» [ 2 ].

В 1938 году, сразу после окончания аэроклуба, 17-летнего юношу призвали в ряды Красной армии и направили в Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса. К армейской дисциплине Георгий Береговой привык быстро. Это было ему не в тягость, он и в детстве выделялся среди товарищей организованностью и целеустремлённостью. Тем более что наградой за это была возможность летать. Как и у многих других известных лётчиков, в его характеристике было записано: «Летать любит, летает с удовольствием». И это в полной мере отражало действительность.

Обучение Береговой завершил в самый канун Великой Отечественной войны. 14 июня 1941 года он окончил Ворошиловградскую школу, став лётчиком бомбардировочной авиации. Его первое воинское звание – старший сержант.

Георгий Береговой (справа в первом ряду) среди курсантов-отличников Луганской школы военных летчиков, 1940 год

Георгий Береговой (справа в первом ряду) среди курсантов-отличников Луганской школы военных лётчиков, 1940 год

Георгий Береговой с Ил-2, 1942 год

Георгий Береговой с Ил-2, 1942 год

Полёт изумил меня не тем, что я увидел в небе, а тем, как выглядела оттуда земля. В небе, как мне показалось, и разглядывать было нечего – беспредельная, неосязаемая пустота, только у самого горизонта – паутинка перистых облаков. Зато земля... меня и восхитила, и ошарашила. Я и вообразить не мог, что она такая роскошная, такая незнакомо прекрасная.
Г. Т. Береговой, «Три высоты»

Война

Несмотря на непростую обстановку, сложившуюся летом 1941 года, на фронт он попал не сразу. Прежде чем вступить в смертельную схватку с врагом, ему пришлось освоить управление «летающим танком» – штурмовиком Ил-2.

Жизнь Георгия Берегового в авиации условно можно разделить на три части: лётчик-штурмовик, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт. Мастерство, которого человек достигает в любой из этих профессий, делает его фигуру значимой в авиации. А Береговому удалось достичь вершин везде.

Первый боевой вылет он совершил только 13 июня 1942 года. Неизбежная для новичков скованность прошла уже во втором полёте. В бою он как будто сливался с самолётом, безукоризненно выводя его на цель.

Через два месяца молодого лётчика представили к первому боевому ордену Красного Знамени. В документе отмечалось отличное владение машиной и проявленное в боях мужество, что позволило добиться высокой эффективности, умело выводить свой Ил из-под удара зениток и благополучно приземляться на аэродроме даже с серьёзными повреждениями [ 3 ].

Своё первое офицерское звание лейтенанта Береговой получил незадолго до начала Курской битвы. На первую штурмовку в ходе того сражения он вылетел 27 июля 1943 года. А уже на следующий день самолёт лейтенанта Берегового сбили немецкие мессершмиты. Он вовремя смог воспользоваться парашютом и вскоре вернулся в строй.

Специфика работы штурмовой авиации состояла в том, что экипажам приходилось преодолевать массированный огонь зениток. Даже боевой опыт зачастую не уберегал от попадания снаряда в кабину или мотор. Да и вражеские истребители нередко проникали через заслон прикрытия. Всего же за годы войны Береговому пришлось трижды покидать гибнущую машину.

Звание Героя Советского Союза капитану Береговому присвоили 26 октября 1944 года «за героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях» и за 106 боевых вылетов [ 4 ]. Всего же до конца войны он выполнил на штурмовике 186 боевых вылетов.

На испытательной работе

После Победы начинается второй период жизни Георгия Берегового в авиации – жизнь лётчика-испытателя. Он окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу, высшие офицерские курсы и факультатив лётчиков-испытателей. После чего шесть лет прослужил в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте Военно-воздушных сил.

За эти годы он освоил множество типов самолётов. В том числе и истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом. В совершенстве овладел искусством выполнения штопора на реактивных истребителях Су-9. И мало того что овладел этой премудростью, но и обучил десятки строевых лётчиков.

Занимаясь испытательной работой, передавая свой опыт другим, учился и сам. В 1956 году Береговой завершил обучение в Военно-воздушной академии в Монино.

Для большинства лётчиков испытательная работа становится вершиной их лётной карьеры. Возможно, так было бы и у Берегового, получившего 14 марта 1961 года звание заслуженного лётчика-испытателя СССР. К тому моменту в его активе значились почти шесть десятков машин, которые он «научил» летать [ 5 ].

Однако 12 апреля 1961 года произошло событие, которое в корне изменило судьбу Георгия Тимофеевича, – состоялся первый в истории полёт человека в космос. Мгновенно изменилось мироощущение людей. Из обычного биологического вида, коих множество на нашей планете, человек превратился в космическую расу, стремящуюся вырваться на галактические просторы.

Сквозь тернии к звёздам

Подвиг Юрия Гагарина стал новой путеводной звездой и для Берегового. Он долго и тщательно взвешивал все за и против, прежде чем в 1962 году подал заявление в отряд советских космонавтов.

У многих такое решение заслуженного лётчика вызвало удивление. Да и как не удивляться, если Гагарин отправился в космос в 27 лет, Титов – в 25, Николаев – в 33, Попович – в 32. Помимо возраста, он и опытом значительно превосходил тех, кто уже готовился к космическим полётам.

Именно возраст и стал причиной того, что мандатная комиссия не рекомендовала Берегового к зачислению в отряд. Даже несмотря на то, что медицинскую комиссию он прошёл без затруднений и по всем параметрам подходил для такой работы.

Георгию Тимофеевичу удалось добиться нового рассмотрения своего заявления на мандатной комиссии. Но и на этот раз члены комиссии сочли его зачисление в отряд «нецелесообразным».

И тогда Береговой решил задействовать тяжёлую артиллерию. Он обратился к генералу Каманину, под чьим началом служил в годы войны. На тот момент его боевой командир руководил отбором и подготовкой советских космонавтов. Кстати, именно Каманин возглавлял мандатную комиссию, посчитавшую зачисление Берегового нецелесообразным.

В своём дневнике Николай Петрович записал: «Спустя 20 лет после войны я встретился с полковником Береговым. Откровенно говоря, перед встречей с Георгием Тимофеевичем я предполагал, что боевой однополчанин, освоивший после войны профессию лётчика-испытателя сверхзвуковых самолётов, человек, которому перевалило за сорок, должен быть довольным своей жизнью и своим местом в ней. Думалось, что он хочет повспоминать фронтовые были, друзей, а он сразу удивил меня просьбой взять его в группу лётчиков-космонавтов. "Хорошо ли подумал, Георгий? Ведь тебе, если память не изменяет, за сорок?" – "Сорок четыре, Николай Петрович. Но у меня здоровье лётчика-испытателя, на которое не жалуюсь ни я, ни медики. Пройду любую комиссию. Поверьте мне, не подведу". Глаза его блеснули прежним, как когда-то на фронте, огневым задором» [ 6 ].

Г.Т. Береговой, тренировка на учебной катапульте, 1967 год

Г. Т. Береговой, тренировка на учебной катапульте, 1967 год

И это обращение возымело действие – в январе 1964 года Береговой был зачислен в отряд советских космонавтов в составе дополнительного набора. Решение было принято единолично главкомом советских Военно-воздушных сил Константином Вершининым. Конечно, это произошло в первую очередь благодаря протекции Каманина, изменившего своё отношение к «вопросу о Береговом» после личной встречи с ним. Но свою роль сыграло и упорство, с которым Георгий Тимофеевич шёл к новой мечте.

Медико-биологическое исследование

Медико-биологическое исследование

Во время тренировки на тренажере космического корабля «Союз», 1968 год

Во время тренировки на тренажёре космического корабля «Союз», 1968 год

Парашютная подготовка космонавтов, Береговой готовится к прыжку с парашютом

Парашютная подготовка космонавтов, Береговой готовится к прыжку с парашютом

Георгий Береговой в кругу семьи

Георгий Береговой в кругу семьи

Спустя 20 лет после войны я встретился с полковником Береговым. Откровенно говоря, перед встречей с Георгием Тимофеевичем я предполагал, что боевой однополчанин, освоивший после войны профессию лётчика-испытателя сверхзвуковых самолётов, человек, которому перевалило за сорок, должен быть довольным своей жизнью и своим местом в ней. Думалось, что он хочет повспоминать фронтовые были, друзей, а он сразу удивил меня просьбой взять его в группу лётчиков-космонавтов. "Хорошо ли подумал, Георгий? Ведь тебе, если память не изменяет, за сорок?" – "Сорок четыре, Николай Петрович. Но у меня здоровье лётчика-испытателя, на которое не жалуюсь ни я, ни медики. Пройду любую комиссию. Поверьте мне, не подведу". Глаза его блеснули прежним, как когда-то на фронте, огневым задором.
Н. П. Каманин

Подготовка

С первых дней пребывания в отряде Береговой активно включился в работу по освоению новой для себя профессии. Для него был составлен индивидуальный план общекосмической подготовки, которую он прошёл вдвое быстрее, чем его коллеги по набору. Квалификацию «космонавт ВВС» все участники второго набора получили одновременно.

В середине 1960-х годов многие советские пилотируемые программы имели военную направленность. В условиях острого противостояния СССР и США космос рассматривался как одна из сред, где в будущем возможны боевые действия. Поэтому не удивительно, что Берегового сразу же включили в подготовку к одной из таких программ. Ему предстояло заниматься вопросами боевого применения космических аппаратов.

Вскоре он получил назначение в один из экипажей корабля «Восход-3», старт которого планировался на вторую половину 1965 года по военно-прикладной программе. Однако этот полёт не состоялся из-за закрытия программы – мощностей советской ракетно-космической промышленности явно не хватало на реализацию многих интересных идей в условиях начавшейся лунной гонки.

С 1966 года начал готовиться по программе «Союз» в качестве командира одного из экипажей по проекту стыковки двух пилотируемых кораблей на околоземной орбите. Этот полёт должен был стать подготовкой к осуществлению будущих экспедиций к Луне. Вполне реально, что Береговой мог бы стать участником одного из таких полётов.

Однако создание корабля «Союз» шло с большими трудностями. Первые три запуска в беспилотном варианте, состоявшиеся в конце 1966 – начале 1967 года, были аварийными. Корабль был сырым. Тем не менее было принято решение о запуске новой машины с космонавтами на борту. Как известно, эта поспешность привела к трагическим последствиям.

23 апреля 1967 года в космос отправился корабль «Союз» с Владимиром Комаровым на борту. На следующий день должен был стартовать «Союз-2» с тремя космонавтами. В тот же день они должны были состыковаться друг с другом, а два космонавта из экипажа второго корабля через открытый космос должны были перейти в первый.

Осуществить запланированный эксперимент не удалось. Проблемы у первого «Союза» возникли сразу же после отделения от ракеты-носителя. Поэтому от запуска второго корабля отказались в тот же день. Главной задачей стало возвращение космонавта на Землю. Но сделать этого не удалось – из-за сбоя в работе парашютной системы корабль разбился, а Владимир Комаров погиб.

Произошедшая катастрофа фактически приостановила реализацию советской пилотируемой программы. Ко всем несчастьям добавилась гибель первого космонавта планеты Юрия Гагарина в марте 1968 года в ходе в общем-то рядового тренировочного полёта.

Как ни были тяжелы потери, надо было двигаться дальше. К тому времени планы полётов претерпели существенное изменение. От «кавалерийского наскока» перешли к поэтапной подготовке экспериментов. Следующим шагом должна была стать стыковка пилотируемого «Союза» с беспилотным кораблём. Выполнение этого задания было решено доверить Георгию Береговому, как единственному на тот момент из отряда, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

П. И. Климук, командир КК «Союз-13», и начальник ЦПК Г. Т. Береговой. Торжественная встреча экипажа КК «Союз-13», 1973 год

Начальник ЦПК Г.Т. Береговой и командир КК «Союз-19» А.А. Леонов. Торжественная встреча экипажа «Союз-19» в Звездном городке, 1975 год

Начальник ЦПК Г. Т. Береговой и командир КК «Союз-19» А. А. Леонов. Торжественная встреча экипажа «Союз-19» в Звёздном городке, 1975 год

Заместитель начальника ЦПК А.Г. Николаев, начальник ЦПК Г.Т. Береговой, экипаж КК «Союз-23» В.Д. Зудов и В.И. Рождественский. Комплексная экзаменационная тренировка на тренажере ТПК «Союз», 1976 год

Заместитель начальника ЦПК А. Г. Николаев, начальник ЦПК Г. Т. Береговой, экипаж КК «Союз-23» В. Д. Зудов и В. И. Рождественский. Комплексная экзаменационная тренировка на тренажёре ТПК «Союз», 1976 год

Начальник ЦПК Г.Т. Береговой, командир КК «Союз-27» В.А. Джанибеков и бортинженер КК «Союз-27» О.Г. Макаров, 1978 год

Начальник ЦПК Г. Т. Береговой, командир КК «Союз-27» В. А. Джанибеков и бортинженер КК «Союз-27» О. Г. Макаров, 1978 год

В парадном строю в день празднования 20-летия со дня создания Центра космонавты социалистических стран – участники космических полeтов по программе «Интеркосмос», справа налево: М. Гермашевский (ПНР), Х. Фалькон (Куба), З. Йен (ГДР), Б. Фаркаш (ВНР), Ж. Гуррагча (МНР), А. Александров (НРБ), Г. Иванов (НРБ), апрель 1980 г. Готовность к параду проверяет начальник Центра Г. Т. Береговой

В парадном строю в день празднования 20-летия со дня создания Центра космонавты социалистических стран – участники космических полётов по программе «Интеркосмос», справа налево: М. Гермашевский (ПНР), Х. Фалькон (Куба), З. Йен (ГДР), Б. Фаркаш (ВНР), Ж. Гуррагча (МНР), А. Александров (НРБ), Г. Иванов (НРБ), апрель 1980 г. Готовность к параду проверяет начальник Центра Г. Т. Береговой

 

Мне довелось посвятить жизнь одной из самых динамичных профессий: смысл труда и лётчика, и космонавта – в процессах движения, точнее, в овладении ими в интересах самого непоседливого существа на Земле – человека.
Г. Т. Береговой, «Три высоты»

Полёт в космос

Беспилотный «Союз-2» стартовал 25 октября 1968 года, а на следующий день был запущен «Союз-3», который пилотировал Береговой. Стыковку планировалось осуществить вскоре после старта второго корабля, в тени Земли, при отсутствии связи с Центром управления полётами.

Сделать это не удалось. Автоматическое сближение кораблей до расстояния 30 метров друг от друга прошло нормально, а вот состыковать их в ручном режиме Береговому не удалось. За две минуты ручного управления кораблём он потратил 40 килограммов топлива – практически всё, что отводилось на маневрирование. От дальнейших попыток стыковки пришлось отказаться.

В те годы ещё не было достаточного количества данных о воздействии невесомости и других факторов космического полёта на организм человека. В том числе и на поведение вестибулярного аппарата на различных этапах полёта. Позднее выяснилось, что космонавт заводил свой корабль на цель «в перевёрнутом состоянии» [ 7 ].

И это не было ошибкой пилота. Это, скорее, было следствием неполноты наших знаний о космосе.

Несмотря на то, что Береговому не удалось выполнить стыковку с другим кораблём, его четырёхсуточный полёт внёс большой вклад в копилку наших знаний о поведении машины в условиях реального полёта. Спустя два с половиной месяца два «Союза» смогли успешно состыковаться на орбите.

За свой полёт Георгий Береговой был удостоен второй Золотой Звезды Героя Советского Союза [ 8 ].

Передавая свой опыт другим

Полёт в космос в октябре 1968 года стал единственным в космической карьере Берегового. Больше в экипажи пилотируемых кораблей его не назначали. Причиной этого стало и невыполнение программы полёта корабля «Союз-3», и то, что в отряде было множество других хорошо подготовленных космонавтов, которые ещё не летали.

Да и Николай Каманин перестал к тому времени руководить подготовкой космонавтов и формированием экипажей и не мог сказать своё веское слово. Теперь эта задача легла на плечи самого Берегового, который в 1969 году был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, а в 1972 году – возглавил Центр.

За 15 лет, в течение которых он возглавлял Центр подготовки, отечественная космонавтика достигла больших успехов. Стали регулярными полёты космонавтов на орбитальные станции, состоялся исторический советско-американский полёт «Союз» – «Аполлон», на орбите побывали первые космонавты социалистических стран, Франции и Индии, готовились экипажи советского многоразового корабля «Буран». Вклад Георгия Тимофеевича Берегового в эти достижения велик.

Параллельно с административной работой он вёл и большую научную деятельность. Своей специализацией он выбрал инженерную психологию в космонавтике и даже защитил диссертацию в Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, став кандидатом психологических наук. А книга «Деятельность космонавта в полёте и повышение её эффективности» (М., 1981) [ 9 ], которую он написал совместно с другими космонавтами, надолго стала настольной книгой для будущих покорителей космоса.

Тогда же у Берегового проявился литературный талант. На страницах своих книг он описывал невероятные ощущения, романтику, которая сопровождает покорение воздушного океана и космоса.

«О том, как видится мир через бронестекло штурмовика, из кабины ушедшего за облака реактивного истребителя, сквозь иллюминаторы вышедшего на орбиту космического корабля... Мне довелось посвятить жизнь одной из самых динамичных профессий: смысл труда и лётчика, и космонавта – в процессах движения, точнее, в овладении ими в интересах самого непоседливого существа на Земле – человека», – писал он в предисловии к своей книге «Три высоты».

В 1987 году Береговой ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

Находясь в отставке, Георгий Тимофеевич продолжал активно заниматься общественной работой, неоднократно встречался с молодёжью, рассказывая им о профессиях лётчика и космонавта. Стремился помочь всем, кому мог. После того как развалился Советский Союз, много внимания уделял установлению тесных связей России и Украины, где когда-то родился.

Скончался Георгий Тимофеевич 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Погребли прославленного героя в Москве на Новодевичьем кладбище.

С тех прошло больше четверти века. Но память о Береговом хранят десятки улиц в разных городах России, Украины, Грузии, Болгарии. В Подмосковье, в посёлке Чкаловский, на доме, в котором жил герой, установлена мемориальная доска. По просторам космоса несётся малая планета (6319) Береговой, названная в его честь.

И каких бы новых рубежей ни достигли будущие покорители космоса, они всегда будут помнить имена тех, кто некогда начинал путь к звёздам. В том числе и имя Георгия Тимофеевича Берегового.

Литература

1. Советские и российские космонавты. 1960–2000. Составители Маринин И. А., Шамсутдинов С. Х., Глушко А. В. / Под ред. Ю. М. Батурина. М.: Новости космонавтики, 2001. 408 с.

2. Береговой Г. Т. Три высоты. М.: Воениздат, 1986. 254 с.

3. Наградной лист на командира звена 451 ШАП, 264 ШАД старшего сержанта Берегового Георгия Тимофеевича. ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 202. Л. 61-62.

4. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу Военно-Воздушных Сил Красной Армии от 26.10.1944 г.» // Правда. 1944. 27 октября.

5. Сомов А. А. Заслуженные испытатели СССР. М.: Авиамир, 2009. 382 с.

6. Каманин Н. П. Скрытый космос. Книга 1. 1960–1963 гг. М.: Инфортекст-ИФ, 1995. 400 с.

7. Афанасьев И. Б., Батурин Ю. М., Белозерский А. Г. и др. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди / Под редакцией Ю. М. Батурина. М.: РТСофт, 2005. 747 с.

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1968 г. // Правда. 1968. 2 ноября.

 

References

1. Sovetskie i rossiyskie kosmonavty. 1960–2000. Ed. Yu. M. Baturin. Moscow, Novosti kosmonavtiki, 2001. 408 p.

2. Beregovoy G. T. Tri vysoty. Moscow, Voenizdat, 1986. 254 p.

3. Nagradnoy list na komandira zvena 451 ShAP, 264 ShAD starshego serzhanta Beregovogo Georgiya Timofeevicha. Central Archives of the Russian Defence Ministry, coll. 33, aids 682524, fol. 202, pp. 61-62.

4. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR „O prisvoenii zvaniya Geroya Sovetskogo Soyuza ofitserskomu sostavu Voenno-Vozdushnykh Sil Krasnoy Armii ot 26.10.1944“. Pravda, 1944, October 27.

5. Somov A. A. Zasluzhennye ispytateli USSR. Moscow, Aviamir, 2009. 382 p.

6. Kamanin N. P. Skrytyy kosmos. Kniga 1. 1960–1963. Moscow, Infortekst-IF, 1995. 400 p.

7. Afanas'ev I. B., Baturin Yu. M., Belozerskiy A. G. et al. Mirovaya pilotiruemaya kosmonavtika. Istoriya. Tekhnika. Lyudi. Ed. Yu. M. Baturin. Moscow, RTSoft, 2005. 747 p.

8. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta USSR ot 01.11.1968. Pravda. 1968. November 02.

Г. Т. Береговой, «Три высоты»

Фотографии предоставлены пресс-службой
ЦПК имени Ю. А. Гагарина
© Железняков А. Б., 2021

История статьи:

Поступила в редакцию: 23.04.2021

Принята к публикации: 16.05.2021

Модератор: Плетнер К. В.

Конфликт интересов: отсутствует

Для цитирования:

Железняков А. Б. Георгий Береговой. К 100-летию со дня рождения // Воздушно-космическая сфера. 2021. №2. С. 106-115.

ранее опубликовано

все статьи и новости