Франк де Винне: Международное сотрудничество – залог выживания на земле и в космосе
English
FRANK DE VINNE: INTERNATIONAL COOPERATION IS THE KEY TO SURVIVAL ON EARTH AND IN SPACE
Kirill V. PLETNER, editor-in-chief of the Aerospace Sphere Journal, Moscow, Russia, gersch@yandex.ru
Astronaut Frank De Winne became Head of the European Astronaut Centre and Lead LEO Exploration Group (HRE-O) in 2012 Since 2017, he was in charge of the International Space Station at ESA, and in 2020 he was appointed as ESA ISS Programme Manager.
The ASJ editor-in-chief discussed a wide range of issues with Frank De Winne – from priority areas of ESA’s work in the near future to a personal point of view on modern space trends.
How to achieve space inclusion, can we fly on vacation to Mars, and how will the billionaires’ space race help science? These questions are considered by the Head of the European Astronaut Centre.
С 2017 года в Европейском космическом агентстве (ЕКА) он отвечал за работу Международной космической станции, а в 2020 году был назначен на должность главного менеджера ЕКА по программе МКС.
Главный редактор «ВКС» обсудил с Франком Де Винне широкий круг вопросов – от приоритетных направлений работы Европейского космического агентства на ближайшее время до личной точки зрения на современные космические тенденции.
Как достичь космической инклюзии, сможем ли мы летать в отпуск на Марс и чем поможет науке космическая гонка миллиардеров, рассказывает глава Центра подготовки астронавтов ЕКА.
– Что входит в обязанности главы Европейского центра подготовки астронавтов?
– У Центра три основные функции, и я должен контролировать их исполнение по всем аспектам. Первая, разумеется, заключается в том, чтобы подготавливать астронавтов к полётам в космос. Это базовая подготовка новых, ещё не летавших астронавтов ЕКА и астронавтов-партнёров ЕКА для работы на МКС. Мы также обучаем их по европейской научной программе.
Вторая задача – отбор астронавтов по критериям физического состояния и поддержание их здоровья как во время подготовки, так и во время космических миссий.
А третья – это оказание информационной поддержки независимо от того, на Земле астронавт или в космосе. То есть это поддержка по всем фронтам, в том числе поддержка семьи члена экипажа. У нас есть специальный человек, который обсуждает с астронавтом на борту все его операционные задачи, помогает ему. В Америке этот человек называется Capcom, в российском ЦУПе – главный. А в Европе – Eurocom.
***
Франк Де Винне – бригадный генерал Воздушного компонента – Бельгии и астронавт ЕКА.
После завершения обучения пилотов в ВВС Бельгии в 1986 году он управлял самолётом Mirage.
С 1996 года по август 1998 года был старшим лётчиком-испытателем в ВВС Бельгии, отвечая за все программы испытаний и за интерфейсы программного обеспечения самолётов.
С августа 1998 года по январь 2000 года командовал 349-й истребительной эскадрильей на авиабазе Кляйне Брогель, Бельгия.
Во время операции Allied Force Франк был командиром подразделения Deployable Air Task Force, объединённого бельгийско-голландского отряда, совершившего около 2000 боевых вылетов во время кампании НАТО. Франк совершил 17 боевых вылетов.
В январе 2000 года он присоединился к отряду астронавтов ЕКА, базирующемуся в Европейском центре астронавтов в Кёльне, Германия.
Первый полёт в космос Де Винне совершил с 30 октября по 10 ноября 2002 года. Он отправился к МКС на корабле «Союз ТМА-1» в качестве бортинженера с четвёртой экспедицией посещения. За время полёта общей продолжительностью 10 суток 20 часов 52 минуты Франк успешно выполнил научную программу из 23 экспериментов по биологии, медицине, физике.
Второй раз бельгиец стартовал в космос 27 мая 2009 года на корабле «Союз ТМА-15». Франк Де Винне стал первым астронавтом Европейского космического агентства, командовавшим миссией на МКС. На Землю он вернулся 1 декабря 2009 года. Продолжительность второго полёта составила 187 суток 20 часов 41 минуту.
Одной из ключевых задач Франка во время этой миссии было управление роботизированной рукой для стыковки первого японского грузового транспортного средства HTV. Науке было посвящено более 1000 часов работы экипажа.
Награды:
В 1997 году стал первым не американцем, получившим награду Joe Bill Dryden Semper Viper за демонстрацию выдающихся навыков пилотирования: после отказа двигателя самолёта F-16 он перезапустил двигатель и удачно завершил полёт, предотвратив тем самым авиакатастрофу в густонаселённом районе.
В 1999 году получил от королевы Нидерландов награду «За проявленное мужество во время военных операций».
23 декабря 2002 года указом бельгийского короля Альберта II возведён в титул виконта.
В 2003 году удостоен ордена Дружбы РФ – за успешное осуществление космического полёта на МКС и укрепление российско-бельгийского сотрудничества.
12 апреля 2011 года получил медаль РФ «За заслуги в освоении космоса» – за большой вклад в развитие международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики.
***
– Расскажите, пожалуйста, о вашей работе руководителя Группы исследований космоса и главного менеджера программы МКС. Какие направления видятся вам самыми интересными и перспективными?
– Как менеджер программы МКС я полностью отвечаю за её реализацию в рамках ЕКА. Сюда входит управление полётами и все инженерные работы на борту. Также я обеспечиваю международное партнёрство и слежу за тем, чтобы оно давало положительные результаты. Самое интересное – это научные исследования, ведь они приводят к научным открытиям. И уже эти открытия дают возможность говорить о долгосрочных практических перспективах, например о работе по программе Gateway.
Lunar Orbital Platform-Gateway – программа по созданию возглавляемой НАСА международной обитаемой окололунной станции, предназначенной на первом этапе для изучения Луны и дальнего космоса, а в дальнейшем – в качестве станции пересадки для космонавтов, направляющихся на Марс и обратно.
Мы с партнёрами пытаемся выстроить и простимулировать то, что называется экономикой околоземной орбиты. Сейчас коммерческие организации заинтересованы в том, чтобы принимать участие в подготовке и летать на околоземную орбиту. В будущем мы надеемся создать полноценную клиентскую базу для таких полётов. Это позволит сократить траты на продолжение полётов космических агентств – деньги можно будет использовать для развития других перспективных направлений, например полётов на Луну.
– Каковы приоритетные направления деятельности ЕКА на ближайшее время?
– Недавно был назначен новый генеральный директор ЕКА, и он опубликовал свой программный документ, в котором определены основные направления деятельности. Первый приоритет – расширить и улучшить взаимодействие с Европейским Союзом.
В Европейском Союзе на сегодняшний день есть ряд космических программ. Две основные из них – Copernicus и Galileo – как раз реализуются ЕКА. Также у Евросоюза есть серьёзные долгосрочные планы по реализации программ космических исследований на благо всего европейского сообщества. Мы хотим сотрудничать с ним и внести свой вклад в достижение этих целей.
Copernicus (предыдущее название GMES) – глобальная система мониторинга окружающей среды, которая направлена на поставку геоинформационных продуктов и услуг на основе использования космических снимков со спутников дистанционного зондирования Земли. Данные отправляются в европейские институты и государственные органы для защиты гражданского населения, окружающей среды и предотвращения рисков.
Galileo – глобальная навигационная спутниковая система (GNSS), запущенная в 2016 году. Этот совместный проект спутниковой системы навигации Европейского союза и Европейского космического агентства является частью транспортного проекта «Трансъевропейские сети». Система предназначена для решения геодезических и навигационных задач. В последнее время всё больше производителей ССН-оборудования интегрируют в свои спутниковые приёмники и антенны возможность принимать и обрабатывать сигналы со спутников Galileo, этому способствует достигнутая договорённость о совместимости с системой NAVSTAR GPS третьего поколения.
Вторая задача – понять, каким образом космос может помочь росту экономики, как он может быть коммерциализирован. Мы с вами видим – особенно в США, – что огромные средства в развитие космоса сейчас вкладывают частные лица. Главные инвесторы – это SpaceX и Джефф Безос с программой Blue Origin, но есть на этом рынке и другие игроки. Нам необходимо следить за тем, как крупная промышленность и частные инвесторы развивают космическую экономику, и перенимать этот опыт.
Третий приоритет – космическая безопасность. Всё больше и больше наше земное сообщество зависит от активов, расположенных в космосе. Возьмём, например, поставщиков услуг перевозок, транспортные службы. Они пользуются услугами «Галилео», чтобы ориентироваться, прокладывать навигацию. Или правительства и компании, которые используют данные, полученные программой «Коперникус», – это повышает их продуктивность. Кроме прочего, «Коперникус» помогает справляться с чрезвычайными ситуациями, авариями.
На будущее очень важно, чтобы все наши ресурсы, находящиеся в космосе, можно было использовать с целью обеспечения безопасности людей на Земле. И важнейший аспект этого вопроса – проблема космического мусора. Необходимо решить, как с ним поступать, как сокращать его количество.
Четвёртый приоритет – расширять и далее специализированные программы ЕКА. Я имею в виду развитие научных программ. Ведь наука является одной из фундаментальных основ космического агентства, одним из смыслов его существования.
Например, мы работаем над расширением нашей программы космических исследований, связанных с роботами и людьми, с управлением робототехникой там, куда не ступала нога человека. В 2022 году, когда пройдёт следующая министерская конференция для ЕКА, одна из программ, которые мы собираемся им предложить, – это программа сотрудничества с международными партнёрами, в рамках которой первый европеец ступит на Луну к 2030 году.
Мир быстро меняется, страны-участницы предъявляют новые требования к организации ЕКА. Поэтому пятым приоритетом я бы назвал необходимость завершения внутренней реформы ЕКА. Агентство должно стать ещё более современной, эффективной организацией, готовой к новым вызовам развивающейся космонавтики.
– Рассматриваются ли ЕКА вопросы репродукции человека в космосе, его длительного проживания вне Земли и связанные с этим вопросы искусственной гравитации, радиации и других опасных воздействий?
– На сегодняшний день ЕКА не рассматривает вопросы репродукции человека в космосе. Но при этом мы решаем задачи, которые могут оказать влияние на длительное выживание в космосе, в том числе при полётах на Марс. В первую очередь это связано с защитой от радиации, агентство уделяет много внимания вопросам её мониторинга. Новое оборудование, создаваемое в рамках этой задачи, будет установлено на станции Gateway.
Мы также разрабатываем профилактические меры для астронавтов, которые будут длительно находиться в космосе. Самые многообещающие из них основаны на использовании спортивного оборудования. Сначала мы протестируем его на МКС в 2024 году, а потом планируем доставить на станцию Gateway и использовать там.
ЕКА также разрабатывает инновационные системы защиты от негативных факторов воздействия космоса и их профилактики. В ближайшие лет пять мы их не построим и не используем, но лет через 20-25 они будут необходимы. Поэтому ЕКА вместе с университетами и исследовательскими лабораториями изучает вопрос влияния на человека искусственной гравитации. Но на данный момент у нас нет проектов по созданию искусственной гравитации на космических станциях.
– Как вы прокомментируете решение агентства брать в космос людей с ограниченными физическими возможностями? Можем ли мы в ближайшее время ожидать полёта человека без ног или, например, без одного глаза?
– В ЕКА есть программа инклюзии для всех его сотрудников. То есть агентство идёт в том направлении, чтобы стать полностью инклюзивным работодателем. Астронавты – это часть нашего рабочего состава, которая на виду, и поэтому, конечно же, отряд астронавтов должен стать инклюзивным. Современные космические корабли разработаны для людей с определёнными физическими характеристиками и без заболеваний.
Однако очевидно, что на сегодняшний день в европейском сообществе есть множество людей, обладающих необходимыми качествами для того, чтобы стать хорошими астронавтами. В ЕКА есть программа, направленная на изучение людей, которые интеллектуально полностью способны выполнить задачу астронавтов, но имеют какие-либо физические ограничения. В рамках этой программы будет проведён тест, по результатам которого мы сможем оценить, насколько в целом успешна программа.
Мы очень надеемся, что среди тех, кто пройдёт этот отбор, кто-то закончит обучение и будет готов совершить космический полёт. К сожалению, на сегодняшний день количество физических ограничений, которые рассматриваются у кандидатов, невелико. Поэтому наша программа – это первый маленький шаг на пути к инклюзии космического уровня.
Сегодня мы рассматриваем людей, у которых ампутированы нижние конечности, людей очень невысокого роста и тех, у кого есть разница в длине ног. Мы разработали эти критерии в тесном взаимодействии со специалистами, занимающимися параолимпийскими играми.
– Есть ли принципиальные отличия в подготовке космонавтов ЕКА и России?
– В целом подготовка в ЕКА и в России очень похожа. Однако российская система, особенно в начале процесса, во многом сконцентрирована на теории. В то время как в подготовительной среде ЕКА, а также НАСА намного больше внимания с самого начала уделяется операционным навыкам и работе на тренажёрах-симуляторах. И конечно, различие в том, что в российской системе в конце обучения нужно проходить экзамен. А в системе ЕКА такого экзамена нет, есть интегральный результат по всем аспектам подготовки.
– Что за время вашего пребывания в космосе явилось лично для вас самым победным событием, а что – самым провальным?
– С точки зрения операционной деятельности самым победным было то, что мы произвели захват и причаливание японского грузового корабля HTV-9 Kounotori («Белый аист»), это был его первый полёт.
«Конотори 9», также известный как HTV-9, – девятый полёт H-II Transfer Vehicle, беспилотного грузового космического аппарата, запущенного для пополнения запасов на Международной космической станции. Производитель – Mitsubishi Heavy Industries.
Запуск космического корабля состоялся 20 мая 2020 года в 17:31 UTC ракетой-носителем H-IIB, стартовавшей со второй площадки стартового комплекса Yoshinobu в Космическом центре Танэгасима. Корабль сблизился с МКС 25 мая 2020 года и в 12:13 UTC был захвачен манипулятором «Канадарм-2», а в 14:46 UTC причаливание успешно завершилось.
А провальной я бы назвал следующую историю. В начале июля 2009 года на станции, в американском сегменте, сломался туалет, и это осветили все СМИ. Например, в российской прессе была статья о том, как российский полковник и бельгийский генерал чинили американский туалет. При этом одновременно также произошла поломка тренажёра для поддержания навыков управления роботом-манипулятором. Я имею в виду тот самый манипулятор, которым производили захват японского грузового корабля. Мы починили тренажёр, и это серьёзное достижение! Но о нём не рассказал ни один журналист.
– Какие, на ваш взгляд, самые значимые события в истории освоения космоса произошли в последние годы? И почему они, по-вашему, являются таковыми?
– Таким событием я бы назвал частную инициативу в космической сфере. А именно – деятельность американских инвесторов, которые вложились в расширение возможностей полётов в космос. Я говорю о полётах Virgin Galactic Джеффа Безоса и Blue Origin, и также о разработках для космических кораблей, которыми занимается SpaceX. По сути, в США сейчас разворачивается космическая гонка миллиардеров. Думаю, это окажет большое влияние на будущее космических исследований.
Virgin Galactic – американская компания, входящая в Virgin Group и планирующая организовывать туристические суборбитальные космические полёты и запуски небольших искусственных спутников. В будущем компания планирует предложить своим клиентам и орбитальные полёты.
Blue Origin – американская частная аэрокосмическая компания. В мае 2019 года она вошла в список компаний, отобранных НАСА для разработки и производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну в рамках новой американской лунной программы «Артемида».
Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) – американская компания, производитель космической техники. Основана в 2002 году Илоном Маском с целью сократить расходы на полёты в космос и способствовать его освоению.
– Прокомментируйте, пожалуйста, полёты в космос на частных космических кораблях, организованные миллиардерами Джеффом Безосом и Ричардом Брэнсоном.
– Эти полёты интересны, в первую очередь, с точки зрения развития частной космической экономики. На сегодняшний день наибольшей составляющей цены МКС и будущей станции Gateway является транспортировка. И поэтому можно предполагать: когда такие люди, как Безос или Брэнсон, преуспеют в развитии своих транспортных систем, цены на транспортировку уменьшатся, станет больше пользователей. И это, безусловно, хорошо для космических агентств: мы будем тратить меньше денег на логистику, на транспортировку астронавтов и ресурсов, и сможем пустить их на дальнейшее развитие научных программ.
– Королёв говорил, что пройдёт немного времени, и мы будем летать в космос по профсоюзным путёвкам. Когда, на ваш взгляд, космос станет доступен для непрофессионалов и для небогатых людей?
– Космос уже доступен для непрофессионалов, но пока, конечно, для богатых. Дальше – вопрос терминологии. Считаем мы Безоса и Брэнсона людьми, совершившими полёт в космос, или людьми, совершившими суборбитальный полёт? Считаем ли мы людьми, слетавшими в космос, тех, кто совершил орбитальный полёт, то есть облетел вокруг Земли хотя бы один раз?
Я думаю, что суборбитальные полёты будут становиться всё более и более доступными даже для небогатых людей. Что касается орбитальных – это всё-таки займёт больше времени. Единственные компании на рынке, которые сегодня предлагают орбитальные полёты, это SpaceX и Axiom, и эти полёты по-прежнему невероятно дорогие. Можно также упомянуть компанию Space Adventures, представляющую интересы российской космической программы. У них частный пользователь может купить космический полёт. Но принципиальная разница в том, что SpaceX работает полностью автономно. В ближайшем январе у них запланирован полёт, который к НАСА не имеет вообще никакого отношения.
В скором времени суборбитальные полёты будут становиться всё более и более доступными даже для небогатых людей
– Если бы вам предложили лететь на Марс, и результат экспедиции был бы не очевиден, например это был бы «билет в один конец», вы бы согласились? Что сказали бы своей жене, детям на прощание?
– Я считаю, что организовывать полёты на Марс в один конец – это неэтично. Все мы должны понимать, что на этой планете нет ресурсов для выживания. Это было бы полётом-самоубийством. Я не поддерживал бы подобную программу и сам бы в ней не участвовал.
– Какой вид из космоса для вас стал самым впечатляющим?
– Самое впечатляющее, что я увидел из космоса, – на Земле нет границ. Там невозможно увидеть преграды между странами. И у меня совершенно чёткое ощущение: мы зачем-то много лет назад нарисовали на картах линии, которые теперь называем границами. И сегодня продолжаем воевать из-за этих линий. Нам нужно понять, что мы – единое человечество и мы одни в этом мире. Я очень надеюсь, что в будущем мы научимся жить на нашей планете единым сообществом.
Также огромное впечатление произвело то, насколько красива наша Земля, но насколько она и хрупка, одинока в бескрайней Вселенной. Особенно беззащитна атмосфера – она похожа на тоненький листок, в который обёрнуто огромное растение.
– Что для человека и космонавта Франка Де Винне является самой главной опорой на Земле и в космосе?
– Главная опора, которую я нашёл за те 20 лет, что работаю в отрасли космонавтики, – это международное сотрудничество. В рамках моей работы в ЕКА на МКС неоднократно возникали сложности. Но нам всегда удавалось найти верное решение благодаря взаимной поддержке.
Давайте вспомним начало века, когда у нас произошла реальная катастрофа, погиб космический шаттл. Или проблемы, возникавшие со стыковкой кораблей «Союз» и «Прогресс». Взаимовыручка позволила преодолеть все эти трудности, и МКС сейчас сильнее, чем когда бы то ни было. Недавно произошла стыковка российского модуля с европейским робототехническим манипулятором к российскому сегменту станции.
Всё это стало возможным только благодаря тому, что на земном шаре есть тысячи людей, которые уверены: взаимопомощь – единственный правильный путь. И, несмотря на все политические факторы, на МКС ежедневно кипит работа, итогом которой становятся научные результаты, приносящие пользу всем землянам.
© Плетнер К. В., 2021
История статьи:
Поступила в редакцию: 01.08.2021
Принята к публикации: 03.09.2021
Модератор: Гесс Л. А.
Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования: Плетнер К. В. Франк Де Винне: Международное сотрудничество – залог выживания на Земле и в космосе // Воздушно-космическая сфера. 2021. № 3. С. 12-21.