Частная космонавтика в России: Success Rockets
English
Private Cosmonautics in Russia – Success Rockets
Natalya L. BURTSEVA, Lecturer, Faculty of Journalism, Institute of Mass Media, Russian State University for the Humanities, Postgraduate Student, Korolev, Russia, natalya.burtseva@rsce.ru
Does Russia have private cosmonautics and how soon will a Russian commercial rocket fly? Our correspondent talked about this with the CEO of Success Rockets. The young startup has already attracted hundreds of millions of investments. The company is negotiating with the Ministry of Defence on the allocation of a test range. Is it a matter of enthusiasm, time or money? Oleg Mansurov answers.
Об этом наш корреспондент поговорил с генеральным директором и основателем компании Success Rockets. Молодой стартап уже привлёк сотни миллионов инвестиций. Компания ведёт переговоры с Министерством обороны о выделении полигона для испытаний. Вопрос энтузиазма, времени или денег? Отвечает Олег Мансуров.
– Олег, частная космонавтика набирает обороты во всём мире. Есть ли она в России?
– Любая новая сфера развивается за счёт сил всего общества и государства, но чтобы ею начал пользоваться неограниченный круг потребителей, в эту отрасль должны прийти предприниматели. Они делают процессы более эффективными, быстрыми и дешёвыми, создают новые продукты и услуги.
Предпринимательство в космической сфере – это стадия прогресса, к которой мы сейчас подходим, новый виток развития цивилизации. Когда полёты в космос перестанут быть уделом избранных, можно считать, что мы его сделали.
Наша компания занимается не пилотируемой космонавтикой, мы создаём малые космические аппараты и сверхлёгкие ракеты. Это направление существует как раз для того, чтобы сделать космос доступным для среднего и малого бизнеса. Пока полёты могут позволить себе только крупные игроки мирового рынка, крупные государственные или транснациональные корпорации. Мы хотим изменить ситуацию.
Олег Геннадьевич Мансуров – предприниматель и общественный деятель, автор проекта «Цифровой прорыв», генеральный директор частной космической компании Success Rockets. Высшее профессиональное образование получил в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» на факультете «Экотехнологии и инжиниринг». Выпускник первого набора Открытого университета Сколково. Проходил стажировки по трансферу технологий и развитию инновационных экосистем в США и Швейцарии.
С января 2020 начал работать над космическим проектом Success Rockets. В июле 2020-го была создана компания под реализацию данного проекта, в сентябре привлечены первые инвестиции от частных лиц. Миссия компании – сделать космос полезным и прибыльным. В рамках неё ведутся работы над собственными твердотопливными ракетами-носителями сверхлёгкого класса, спутниковыми платформами малых космических аппаратов трёх модификаций, группировками спутников для передачи данных и над искусственным интеллектом для обработки космических данных разных типов.
– Развивать бизнес в нашей стране непросто, а космический – тем более. Уверена, в начале пути вам многие рассказывали об этом.
– Как говорят, собаки лают – караван идёт. Если бы я слушал всё, что мне говорят, у меня не осталось бы времени работать. Я и сам знал обо всех проблемах, с которыми предстоит столкнуться. Без знания ситуации в той или иной области не стоит начинать в ней бизнес. Но предпринимательская инициатива, предпринимательский дух – он заставляет решать проблемы. Иногда нужно просто взять и сделать. У Ричарда Бренсона есть одноимённая книга – «Бери и делай». И вот недавно он слетал в космос. Это так работает и у нас в России. Многие передовые проекты и технологии не приживаются не потому, что кто-то мешает, а потому, что за это никто не брался, поддаваясь внешним манипуляциям, страхам, инерции и другим вещам субъективного характера.
Success Rockets (SR) – российская частная корпорация, которая создаёт условия для устойчивого развития космоса, руководствуясь экологической безопасностью, социальной ответственностью и экономической целесообразностью.
Корпорация ведёт работу по созданию сверхлёгких суборбитальных и орбитальных ракет-носителей (SR Rockets), малых космических аппаратов, спутниковых группировок на их основе для дистанционного зондирования Земли и связи, космических буксиров (SR Satellites). Ещё одно направление работы компании – приём, хранение, обработка и анализ космических данных, включая снимки ДЗЗ (SR Data).
Корпорация была основана 30 июля 2020 года, в сентябре того же года были получены первые инвестиции. В декабре 2020 года в Кирове были проведены огневые испытания двигателя, а в апреле 2021 года, в преддверии Дня космонавтики, был запущен прототип суборбитальной ракеты и проведены первые лётные испытания бортовых систем. Подразделения корпорации ведут деятельность в Москве, Краснодарском крае, Астраханской, Кировской и Ростовской областях. У Success Rockets имеются собственные производственные площадки и испытательный полигон. На сегодняшний день ракетный двигатель, разработанный Success Rockets, – самый мощный среди созданных частными компаниями России.
– Вы переживаете из-за неудач? Как относитесь к трудностям на пути, например к бюрократии?
– Как известно, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Мы, будучи частниками, можем вслух говорить о каких-то своих трудностях или неудачах, мы должны быть открыты людям. Нам выгодно больше рассказывать о себе, показывать, что мы создаём. Это делает нас понятными как потребителям, так и потенциальным инвесторам.
Бюрократия – это не всегда плохо, в каких-то системах она может играть в плюс: приводить к более высокой надёжности продукта. У нас в этом смысле проще: мы не работаем с государственной тайной, не являемся поставщиками по оборонным заказам. Для частной компании, оказывающей услуги другим частникам, особой бюрократии нет – всё в пределах нормы.
– Следите ли вы за развитием частного бизнеса в космонавтике в мире? Как оцениваете себя в этом свете?
– В связи с тем, что сектор частной космонавтики в России пока не развит, мы в первую очередь смотрим, что происходит в мире. Есть несколько компаний, на которые мы ориентируемся. Причём это компании не полностью идентичные нашей, но принадлежащие крупным международным игрокам и включающие, в том числе, такой бизнес, как у нас. Мы смотрим, как они пришли из точки А к точке Б и что для этого сделали.
Это глобальная конкурентная среда. Мы конкурируем не с российскими предприятиями, а на глобальном уровне. И то, что мы разрабатываем, те продукты, которые мы создаём, предназначены для выхода на мировой рынок.
«Если вы достигаете успеха – вы смелый и амбициозный. Если вдруг провал, все начинают говорить – сумасшедший, зачем он вообще за это взялся. Только продолжая делать своё дело, невзирая ни на что, мы можем доказать свою правоту».
– Правда ли, что частная космонавтика в любой стране – это так или иначе союз с государством?
– Всё так. Он может быть явным, неявным, прямым, косвенным, но он всегда есть. Если говорить про нашу страну, мы в начале этого пути. Речь не о том, как давно появились частные компании, а о стадии развития соответствующих институтов. У нас есть частные игроки в космической сфере, которые выходили на рынок ещё в начале 1990-х, но это компании, связанные с обработкой данных.
На данный момент наша компания – единственная, кто занимается ракетами-носителями.
– Желали бы вы вести бизнес совместно с успешными западными компаниями? Объединить усилия?
– Я бы сделал первый шаг. Слияние и поглощение – это естественные процессы, особенно при масштабировании бизнеса. Мы понимаем, с кем из сегодняшних компаний мы могли бы интегрироваться, с кем могли бы объединиться. Но вопрос в том, есть ли в этом сейчас необходимость и какую задачу мы решаем на данном этапе. В будущем я для себя не отрицаю такой возможности.
– Расскажите о названии вашей компании. Кто его придумал и почему именно такое?
– Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Название придумал я с двумя коллегами. Мы понимали, что в российском обществе есть запрос на успехи в космонавтике, и поставили перед собой задачу: показать, что такие успехи возможны, что можно и нужно создавать и реализовывать сложные технологические проекты в этой сфере в России.
Внутри нашего холдинга несколько дочерних компаний. Ключевых направлений три: анализ данных (космических снимков), создание малых космических аппаратов до 200 килограмм и сверхлёгких ракет-носителей.
Кроме того, у нас есть несколько проектов спутниковых группировок с разными целями. Это и группировка спутников связи, и две группировки спутников дистанционного зондирования Земли, и группировка спутников дистанционного зондирования атмосферы.
Мы работаем над суборбитальной ракетой, которая могла бы осуществлять зондирование верхних слоёв атмосферы. Работаем над различными космическими аппаратами, один из них – для мониторинга парниковых газов.
– Инвесторы у вас есть. А заказчики – непосредственно те, кто заказывает у вас ту или иную работу?
– Заказы есть, как и договорённости с несколькими компаниями о получении в дальнейшем различных данных и услуг.
Ситуация такова, что из-за отсутствия предложения многие компании даже не видят возможности, которые предоставляет космос. И мы здесь, с одной стороны, создаём предложение, с другой – формируем спрос. Не обязательно внутри себя, это может быть кооперация с государственными и независимыми научными центрами, возможно, с иностранными поставщиками. Главное, нам необходимо чётко понимать технологическую цепочку и дойти до конечного потребителя наших данных и услуг. В этом плане мы сейчас больше похожи на IT-компанию, нежели на космическое предприятие.
– Как обстоят дела во взаимоотношениях с Роскосмосом, с государственными структурами?
– С государственными структурами мы взаимодействуем, дружим и с региональными представителями власти. Конечно, иногда приходится жёстко отстаивать свою точку зрения. Но в основном приходим к компромиссам, находим решения, устраивающие всех. По факту, государство и частные компании нужны друг другу для реализации большинства проектов. На всё у государства денег не хватит, а бизнес без помощи государства мало что может сделать в таких наукоёмких и высокотехнологичных сферах, как космическая.
«Часть космической деятельности будет осуществляться частными игроками, этого не избежать. Или же России придётся уходить с рынка. А этого, конечно, очень не хотелось бы, учитывая, что наша страна – пионер в космической деятельности».
– Расскажите о вашей команде. Много ли сотрудников? Есть какой-то ценз при подборе – возрастной, по опыту работы?
– У нас больше 40 сотрудников. Большинство людей подбирал я. Искал тех, кто работал в отрасли, но по каким-то причинам ушёл. Мы планируем расширяться и в ближайшее время удвоить штат. Конечно, всё будет зависеть от финансов: наличия выручки и привлечённых инвестиций. Средний возраст наших сотрудников – около 40 лет. Все ключевые люди, работники технических подразделений – с опытом. В бэк-офисе штат моложе. У нас сейчас работают люди от 27 до 62 лет. Зарплаты конкурентоспособны. В целом сейчас в космической отрасли зарплаты у руководителей завышены. У инженеров – вполне рыночные, сопоставимы со многими другими технологичными отраслями. А если говорить о руководителях – завышены неоправданно.
– Поделитесь планами на ближайшее будущее?
– Сейчас у нас амбициозная цель – достичь линии Кармана и стать первой российской частной компанией, которая это сделает. Мы планируем реализацию проекта через девять месяцев. На сайте всё открыто и представлено детально.
Идеи ведь не наши – они витают в воздухе. Вопрос в том, чтобы у людей хватало знаний, компетенций и ресурсов. Таких команд у нас в стране пока мало. Наше преимущество – скорость и знания.
© Бурцева Н. Л., 2021
История статьи:
Поступила в редакцию: 04.08.2021
Принята к публикации: 01.09.2021
Модератор: Гесс Л. А.
Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования:
Бурцева Н. Л. Частная космонавтика в России: Success Rockets // Воздушно-космическая сфера. 2021. № 3. С. 58-63.