Беспилотники из Арзамаса
Смотреть страницы статьи в формате PDF.
Это совместная инициативная разработка АПЗ, ВВА и АПКБ проекта «Комплекс инженерно-технической разведки» с беспилотным летательным аппаратом вертолетного типа (БПЛА-ВТ) производства АПЗ.
Идея разработки и создания БПЛА на Арзамасском приборостроительном заводе возникла еще в начале 2000-х годов. Но развитие она получила лишь несколько лет назад. По решению генерального директора Олега Лавричева и при поддержке акционеров предприятия были выделены средства на проведение инициативной разработки; специалисты ООО «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро» (дочернее предприятие АПЗ) под руководством В. Пименова совместно с Московским авиационным институтом разработали конструкторскую документацию. Ведущие конструкторы и технологи АПЗ отработали техпроцессы. В настоящее время изготавливаются опытные образцы, стенд для наземных испытаний, заказаны необходимые комплектующие.
Фото 1. Инженеры-конструкторы Сергей Бакулин и Евгений Куприянов на сборочном участке
Московская фирма «Иркос» по заказу АПЗ изготовила пеленгаторы, для обучения управлению БПЛА закуплен симулятор. Первая группа пилотов уже обучается в ВВА, и параллельно разрабатывается программа по подготовке пилотов на базовой кафедре Арзамасского политехнического института – филиала НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
– Собственное инструментальное производство позволяет нам в короткие сроки осваивать совершенно новые сложные изделия. Мы создали специальный сборочный участок. Развитая производственная база и наличие высококвалифицированных специалистов способствуют быстрой отработке технологий, техрешений, кооперации и алгоритмов, – рассказывает о специфике производства АПЗ технический директор Виктор Сивов. – Кроме того, этот проект объединяет всех ведущих конструкторов и разработчиков в области малых вертолетных форм и создает кооперацию по осуществлению полного импортозамещения комплектующих - вплоть до двигателей.
Беспилотная авиация экономически выгоднее для потребителя. И это неудивительно: цена пилотируемых самолетов и вертолетов постоянно возрастает, увеличивается и стоимость обучения пилотов. Разработки принципиально новых моделей и конструкций беспилотных летательных аппаратов ведутся постоянно. Несмотря на то, что беспилотники сейчас производят во многих странах и в различных модификациях, на этом рынке еще есть пустующие ниши.
– Беспилотник легкого типа, основанный на вертолетной платформе, с возможностью взятия достаточно весомой (35-50 кг) полезной нагрузки, востребован в организациях Вооруженных сил РФ для обеспечения устойчивой связи в труднодоступных районах, для организации видеонаблюдения, реализации задач радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радиоразведки. А поскольку это самостоятельное изделие, оно будет востребовано и на рынке, обеспечивая предприятию загрузку мощностей на перспективу, – прокомментировал генеральный директор АПЗ Олег Лавричев.
Подъемная сила у БПЛА-ВТ создается аэродинамически, но не за счет крыльев, а за счет вращающихся лопастей несущего винта. Очевидным преимуществом является способность зависать в одной точке и высокая маневренность. Среди других особенностей беспилотника нельзя не отметить мобильность: он разборный, умещается в контейнере объемом около одного кубического метра, что удобно для перевозки любыми транспортными средствами. При этом приведение вертолета из транспортного состояния в рабочее занимает максимум 20 минут.
Рис.1 (макет)
Технические характеристики БПЛА-ВТ АПЗ:
- предельная взлетная масса: 150 кг
- нормальная взлетная масса: 120 кг
- максимальная полезная нагрузка: 50 кг
- максимальная скорость полета: 150 км/ч
- максимальная удаленность на одной заправке: 300 км
- высота полета: 3,5 км
Современная роботизированная техника востребована во многих сферах жизнедеятельности человека: сельском хозяйстве, метеорологии, археологии, геологоразведке, нефтегазовой отрасли, а также при обследовании железных дорог, мостов, высотных объектов, лесных хозяйств, заповедников и в других направлениях.
Кроме того, освоение производства БПЛА позволит предприятию выступать в роли изготовителя конечной продукции, а не комплектующих, как было до настоящего времени, и это открывает новые финансовые возможности при заключении контрактов как с государственными заказчиками, так и с гражданскими структурами.