
Астрономия возвращается в школу
Предмет «Астрономия» снова вернётся в школьную программу.
Максим Николаевич Фалилеев, специалист пресс-службы Московского музея космонавтики, Москва, Россия, moojaa@mail.ru
Статья журнала ВКС, №3/4 (88/89) декабрь 2016
Заявление об этом стало одним из первых публичных высказываний нового министра образования и науки Ольги Васильевой и, возможно, подвело черту под многолетней борьбой учёных, космонавтов и неравнодушной общественности за возвращение этой дисциплины в школьный курс.
Вернуть в массы астрономическую грамотность!
Астрономия как отдельный предмет отсутствовала в школе почти 10 лет, с 2008 года. Это серьёзный срок, за который успело вырасти целое поколение, слабо представляющее себе устройство Солнечной системы.
.jpg)
Кто и как будет учить школьников астрономии
Однако, чтобы вернуть астрономию в школу, надо решить ряд серьёзных задач. Учебники, написанные несколько лет назад, устарели. Наука шагнула далеко вперёд, открытия в области астрономии и астрофизики происходят едва ли не ежемесячно. Нет и учителей – в пединститутах перестали готовить специалистов. Чтобы подготовить преподавателей астрономии, потребуется не один год. И ещё: чтобы вернуть урок астрономии в школьную программу, необходимо убрать из неё какой-то другой предмет.
По мнению учёных, вводить астрономию в 11-м классе (как это было в Советском Союзе) не совсем правильно. Когда все мысли школьников и их родителей связаны с ЕГЭ и поступлением, вузы, как правило, уже выбраны, мало кто решится и успеет всерьёз погрузиться в астрономию или смежные науки, и потому разумнее вводить её не в выпускных классах, а раньше. Иначе возвращение астрономии окажется в лучшем случае популизмом, а в худшем – профанацией.
Как формируется картина мира
Те немногие преподаватели, которые и сегодня занимаются с детьми астрономией, отмечают наибольший интерес к предмету в возрасте с 5-го по 7-й класс. Благодаря изучению астрономии, уверяют учителя, школьники подтягиваются и по всем остальным предметам. Для правильного понимания астрономии ученику необходимы знания физики, математики, химии и даже биологии. Это хорошо согласуется с главной задачей астрономии – формировать у ребёнка научную картину мира. Астрономия, безусловно, нужна, но как предмет, интегрированный в разные курсы: в окружающий мир, природоведение, географию и физику.
Сегодня же системного курса в рамках школьной программы нет, а разбитое по возрастам и предметам преподавание астрономии даёт ученикам разрозненные сведения, в результате чего у ребёнка не складывается научная картина мира – то, что мы и называем мировоззрением.
.jpg)
Впрочем, до окончательной победы над невежеством и мракобесием пока далеко. Обещание нового министра – лишь первый шаг на пути к восстановлению престижа точных наук. Самое главное – всесторонняя поддержка научного и профессионального сообщества, готового поддержать нового министра в её начинаниях.