
5-я научно-исследовательская лаборатория. «Все военные учения, касающиеся военно-космической сферы, «репетируются» за нашими кафедрами и компьютерами»
В продолжение темы боевого моделирования обратимся к опыту начальника 5-й НИЛ, кандидата военных наук, доцента полковника запаса Олега Николаевича Букина.
Кирилл Валерьевич Плетнер, главный редактор журнала «Воздушно-космическая сфера», Москва, Россия, gersch@yandex.ru
Альгирдас Руйбис
Альгирдас Руйбис
Статья журнала ВКС, №1 (90) февраль 2017
– Олег Николаевич, что такое боевое моделирование применительно к ВКС?
– Это проведение математических расчётов с целью получения результатов эффективности боевых действий. На экранах визуализуется процесс вооружённого противоборства. Если карта даёт нам срез столкновения в пространстве и времени, то на мониторах это реализуется в динамике: в какой-то момент времени всё спокойно и тихо, а потом пошло движение. Человек желает получить расчёты, кто победил. Он видит, где и на каких этапах та или другая сторона допускает ошибки, а где происходят правильные действия.
Реальные учения (в воздухе) с реальными войсками стоят очень дорого и проходят около двух недель. А здесь можно «проиграть» три войны за 45 минут. Можно узнать свои промахи и ошибки противника. Иногда во время игр военные руководители, посмотрев, что положение дел складывается не в их пользу, принимают нестандартное решение. Так и рождается боевое искусство.
– Когда успехи боевого моделирования показали себя в реальной войне?
– Первый раз о таком успехе было заявлено после операции «Буря в пустыне». Вся операция, по словам американских военных, была смоделирована на компьютерах. Затем была подобрана местность, схожая с ландшафтом Междуречья, и отработаны боевые действия лётным составом и другими военными. Все наши военные учения («Восток», «Запад» и другие) в части, касающейся воздушно-космической сферы, «репетируются» за нашими кафедрами и компьютерами. Но самое главное – мы обучаем думать командиров, которые будут принимать судьбоносные решения. А уж в этом компьютеры никогда не заменят человека.
.jpg)
Моделирующие комплексы способны создать любую наземную, воздушную и космическую обстановку
.jpg)
Результаты моделирования позволяют командирам принимать обоснованные решения
.jpg)
Начальник кафедры оперативно-тактического применения сил и средств РКО Александр Иванович Камшуков
Признанием больших заслуг в подготовке командных кадров и вклада в развитие военной науки стало присвоение академии 24 сентября 1974 года имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.