Польское космическое агентство перед лицом усиления экспертного космического потенциала развивающихся стран
Технический перевод статьи журнала ROOM, № 2(8) 2016
Компетенции нарабатывались быстро, и всего два года назад впервые было сформировано Польское космическое агентство. В своей статье Малгожата Полковска, профессор международного права Польской академии обороны, рассматривает непрерывный рост и развитие Польши в качестве нации «Космических рейнджеров».
Становление польского астрономического опыта восходит к XV веку, к известному деятелю того времени Копернику. Его работа «О вращении небесных сфер» подробно описывает гелиоцентрическую теорию нашей планетарной системы. В XVI–XVII веках Иоганнес Гевелий (математик и астроном) и Казимир Семенович (инженер, конструктор ракет) способствовали дальнейшему развитию польских изысканий в астрономии.
В XX веке польские учёные сотрудничали с СССР в области космических инициатив, таких как программа «Интеркосмос». Первые польские приборы для измерения солнечной радиации были выведены на космическую орбиту на летательном аппарате Koperni-500 в 1973 году. Прочие этапы включали эксперименты кристаллизации в условиях микрогравитации.
Спустя три года Польская академия наук (PAN) запустила Центр космических исследований (СВК). Он был ориентирован на исследование космического пространства и развитие космических технологий. В 1970-е годы Польша стала использовать спутниковые снимки в практических применениях. Также в 1970-е годы состоялось несколько космических полётов, в которых Польша принимала участие. К 1999 году в общей сложности 60 польских приборов и устройств использовались в космическом пространстве для проведения экспериментов по физике, среди прочих. В 1978 году польский космонавт Гермашевский отправился в космос на советском космическом корабле «Союз-30». Продолжительность полёта составила восемь дней, цель заключалась в проведении экспериментов на советской станции «Салют-62», и он стал первым (и по сей день остаётся единственным) польским гражданином, побывавшим в космическом пространстве.
После 1989 года политические изменения способствовали развитию сотрудничества между странами Восточного блока, и в 1994 году Польша подписала соглашение с ЕКА о сотрудничестве по мирному использованию космического пространства; позже, в 2002 году, новая редакция соглашения позволила Польше принимать участие в научных программах ЕКА: польское оборудование использовалось практически в каждой флагманской исследовательской миссии ЕКА (Cassini-Huygens, Integral, Mars Express, Rosetta, Venus Express и Herschel).
Вместе с началом XXI века сотрудничество между Польшей и ЕКА ещё более упрочилось. В 2007 году был подписан «План для европейских государств-партнёров» (PECS) и, благодаря созданию этого механизма, было профинансировано 45 проектов, в реализации которых участвуют польские предприятия, научно-исследовательские институты и университеты. Вместе с этим значительно возросло количество, качество и степень продвижения товаров и услуг с использованием спутниковых технологий, предлагаемых польскими компаниями.
Польские учёные проводят исследования в области астрофизики (солнечные системы), плазменной космологии в межпланетном пространстве и земной орбите, изучая Солнце, планеты и малые небесные тела в Солнечной системе; осуществляют дистанционное зондирование с помощью спутников для выявления загрязнения водоёмов, лесов, содержания воды в почве и прогнозирования погоды, открывая экзопланеты; и принимают участие в создании телескопа в Южной Африке.
За последние три десятилетия Польша сформировала свой собственный космический сектор, который совершенствует и обслуживает заметные достижения. Он состоит из нескольких научно-исследовательских центров, научно-исследовательских групп в университетах и МСП (малых и средних предприятий). Все начинания и сложные задачи связаны со спутниковыми и космическими технологиями. Кроме того, многие другие польские предприятия имеют знания и опыт, которые могли бы позволить им быстро интегрироваться в космическую отрасль.
Основу составляют компании, работающие в области авиационной и оборонной промышленности, которые также являются колыбелью космической отрасли в других странах. Компании в области информационно-коммуникационных технологий также имеют потенциальные возможности, чтобы успешно войти в бизнес спутниковых технологий и услуг.
Членство Польши в ЕКА и последующие соглашения, которые она заключила, открыли дверь польским гражданам для участия в научных миссиях ЕКА. Центр космических исследований (SRC) в сотрудничестве с несколькими польскими компаниями разработали большое разнообразие научных инструментов, многие из которых были использованы в ходе важных европейских научных космических полётов.
К концу 2012 года в космическое пространство отправились около 73 польских контрольно-измерительных прибора. В том же году первый польский спутник PW-SAT (с массой менее 1 кг) был выведен на орбиту благодаря сотрудничеству между SRC и студентами Варшавского технологического университета.
Первые два польских научных спутника были запущены под эгидой польского, канадского и австрийского проекта под названием Bright Target Explorer (BRITE). Они оба, Lem и Heweliusz, представляют из себя наноспутники весом до 10 кг, а цель их работы состоит в том, чтобы изучать крупнейшие и самые яркие звёзды в нашей Галактике, чтобы лучше понять их внутреннюю структуру. Польские инженеры и учёные CBK-PAN и Астрономического центра имени Николая Коперника PAN создали наноспутники, которые запустили в 2013 и 2014 годах.
Мы отмечаем, что в последнее десятилетие в Польше растёт количество новых компаний, занимающихся разработкой космических технологий, параллельно значительно возросло качество продуктов и услуг с использованием спутниковых технологий, предлагаемых польскими компаниями.
Необходимо было создать компетентную профессиональную структуру, чтобы Польша и в дальнейшем эффективно участвовала и развивала преимущества космической отрасли. Это стало одной из ключевых задач космических агентств. Международное сотрудничество с Польшей в рамках ЕКА, а также участие в двусторонних соглашениях требовали создания эффективно функционирующего космического агентства.
В 2014 году был сделан значительный шаг вперёд в космической отрасли. Парламентский акт учредил Польское Космическое Агентство (POLSA) 26 сентября, чтобы содействовать более активному участию Польши в исследовании и использовании космического пространства.
POLSA координирует усилия учреждений и частных предприятий; со временем повысило коэффициент возврата польской платы за членство в ЕКА, как и предполагалось. Это объясняется тем обстоятельством, что на практике контракты от европейской космической программы, финансируемой ЕС, предоставляются только компаниям и учёным – членам ЕКА, которые в любом случае Польша помогает финансировать в качестве государства – члена ЕС.
Агентство является исполнительным органом по своей природе в соответствии с Законодательным актом от 27 августа 2009 года о государственном финансировании (статья 1 – Законодательный акт от 26 сентября 2014 г.), что позволяет создавать местные отделения агентства. Штаб-квартира POLSA располагается в городе Гданьск (ст. 3). Деятельность агентства находится под патронажем председателя Совета министров (ст. 2). Обязанности агентства прописаны в ст. 3 Законодательного акта.
Означенный документ также включает в себя общий мандат Агентства в области исследований и разработок космических технологий, в том числе спутниковых технологий, их практического применения для коммунального хозяйства, безопасности, экономических, оборонных и научных целей. Подробное изложение обязанностей Агентства также предусматривает инициирование, подготовку и реализацию основных целей Агентства, а также научно-исследовательских программ, имеющих отношение к национальным интересам и экономике Польши. При исследовании и использовании технологий космического пространства, космических систем и применения спутниковых технологий учитывают принципы конкуренции для государственных и частных польских учреждений; в других случаях представляют интересы Польши в научно-исследовательском и промышленном развитии в области космического пространства на международной арене.
Кроме того, POLSA выполняет консультационные, рекомендательные, аналитические и образовательные функции; ведёт реестр объектов, находящихся на орбите в космическом пространстве; поддерживает обучение новых сотрудников для изучения использования космического пространства; а также оказывает содействие в проектировании спутников в сотрудничестве с национальными и международными университетами и институтами. POLSA также отвечает за национальную безопасность и оборону в рамках спутниковых наблюдений за поверхностью Земли, освоения космического пространства и контроля, навигации и телекоммуникаций.
Статья 13 фиксирует обязанности Совета POLSA, такие как подготовка и представление предложений по работе и развитию агентства, в частности, с учётом защиты национальных интересов; подготовка и представление предложений по стратегическим программам, исследованиям и разработкам, касающимся космического пространства; рассмотрение проектов нормативных актов в области деятельности POLSA; рассмотрение отчётов о деятельности агентства; контроль бюджета Агентства; определение должностных окладов председателя и заместителей председателя POLSA.
Председатель Совета POLSA избирается его членами, Совет состоит из представителей правительства: по одному от каждой администрации и четырёх представителей учёного мира и промышленности с признанными достижениями в области исследований или бизнеса, которые избираются на основе их знаний и компетентности в областях, касающихся деятельности POLSA (ст. 14).
За свою короткую историю POLSA уже столкнулась со многими проблемами. Среди наиболее важных из них – координация и руководство дискуссиями между космической промышленностью – космическим правом – политическим курсом в целях расширения участия Польши в международной сфере. Кроме того, необходимо создать условия, чтобы космический политический курс Польши служил обществу и предоставил возможность предпринимателям вести космическую деятельность в Польше.
В сотрудничестве с правительственными ведомствами, отвечающими за космический политический курс, агентство обеспечивает механизмы для оказания помощи в разработке и осуществлении национального космического политического курса; в создании и управлении предприятиями, способствующими развитию космических технологий и спутниковых технологий в Польше; в поощрении и поддержке эффективного использования спутниковых технологий для польской экономики и государственного управления, в том числе и национальной обороны, представляющей Польшу в международных космических организациях; в обеспечении выполнения международных обязательств в космическом пространстве, вытекающих из юридически обязывающих международных договоров.
POLSA стремится инициировать и развивать комплексные системы в космическом секторе (как начало, так и конец производственного цикла), в то же время поддерживая продвижение основных технологий спутниковых систем.
Польша обладает потенциалом, чтобы значительно увеличить практическое применение таких систем в государственном секторе. Главной преградой на момент основания POLSA была нехватка компетентных агентств, заинтересованных в таких инвестициях.
Означенные обязанности типичны для космических агентств. Между тем в нынешней обстановке в Польше POLSA вынуждено также взять на себя обязанности, которые, как правило, выполняются другими органами, такими как Министерство национальной обороны или специализированные учреждения. Эти цели охватывают оперативную разработку и обслуживание спутниковых систем для национальной обороны и наземной инфраструктуры, имеют решающее значение для обеспечения доступного и эффективного использования спутниковых технологий в Польше.
Дополнительные обязанности поддерживают контакт POLSA с учреждениями, осуществляющими космическую деятельность на мировой арене, мониторинг развития космической деятельности в Польше и в мире, а также управляющими инициативой в целях поощрения и поддержки будущих кадров в отрасли и повышения информированности общественности о полезности космической деятельности.
POLSA в состоянии также возглавить исполнение международных обязательств в области космического права, например, надзор за деятельностью польских неправительственных юридических лиц в космическом пространстве и ведение реестра польских космических объектов. В соответствии с передовой практикой, принятой в Европе и мире, POLSA стремится выполнять свои задачи через контракты с польскими субъектами в космическом секторе так часто, как это возможно, чтобы содействовать формированию их компетенции. Время показало, что POLSA оправдала ожидания в отношении развития национального космического сектора.
Автор материала:
Технический перевод статьи журнала ROOM
Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Polish Space Agency pursues task of developing country’s space expertise
журнал ROOM №2 (8) 2016