Перспективы космического туризма
Технический перевод статьи журнала ROOM, № 2(8) 2016
Результаты исследований космического пространства можно проследить повсеместно во всём: от сотовых телефонов, лекарственных средств до заразительных историй. Космическое пространство овеяно романтикой, драматизмом, красотой, тайной, враждой, экзотикой и эротикой – всем одновременно. Как его только не называют: от «края неба», «новые рубежи» и до «опрокинутого моря».
В канун Рождества 1968 года турбулентный мир по-новому взглянул на небо своей родной планеты. Астронавты космического корабля Apollo 8 Фрэнк Борман, Ловелл Джим и Уильям Андерс стали первыми людьми, впервые покинувшими орбиту Земли. В тот вечер, во время знаменитого телевизионного вещания в прямом эфире, мир наблюдал, как эти люди сделали снимок, который вполне может прослыть самой авторитетной фотографией на все времена: Земля, парящая над суровым ландшафтом Луны.
Благодаря их пристальному взору, все мы посмотрели на Землю в невиданном доселе ракурсе. В тот поворотный момент каждый из нас впервые увидел свой дом: нашу хрупкую планету, в одиночестве вращающуюся в бескрайнем мраке Вселенной. Джим Ловелл сказал: «Безбрежное одиночество впечатляет, при этом даёт нам возможность оценить то, что мы оставили там, на Земле».
Ничто не сравнится с фактическим опытом пребывания в космическом пространстве. Самое большое разочарование астронавта космического корабля Apollo 17 Харрисона «Джек» Шмитта заключалось в том, что не у него не было возможности подольше остаться на Луне. «Ещё один день – и это было бы великолепно! – сказал он. – Это очаровательное место... ведь это своего рода опыт, который непередаваем. Всё равно что пытаться описать свои ощущения, когда вы стоите на краю Большого Каньона, или вспомнить свою первую любовь, или рождение вашего ребёнка. Чтобы действительно понять, на что это похоже, вам нужно непременно быть именно там. Быть там является важной частью человеческого опыта».
Многие из нас, представители всех слоёв общества, хотят путешествовать во Вселенной. Мы мечтаем о подобных приключениях, наслаждаясь космическими тематическими фильмами, телевизионными программами и книгами. Космические путешествия захватывают, будь то желание изменить жизнь, посмотрев на Землю с орбиты, или плавать в невесомости в космическом пространстве, словно в своих парящих мечтах.
Достижения в области частного космического туризма, когда-то бывшего прерогативой привилегированного меньшинства, делают его более доступным для обычных людей, чтобы получить ни с чем не сравнимый опыт космического полёта. Кресла астронавта могут, наконец, стать ожившей мечтой на борту пассажирских космических кораблей, созданных Ричардом Брэнсоном, основателем компании Virgin Airlines, и Бертом Рутаном, конструктором компании SpaceShipOne, создающей историю. Пассажирский космический корабль Virgin Galactic может унести шесть человек на край космического пространства, где они будут парить в невесомости и рассматривать удивительную Землю под собой.
Если вы живёте сегодня, у вас есть вполне реальная возможность предпринять вояж в космос, прежде чем умереть. Неважно, летали вы в космос лично или нет, частное космическое путешествие будет иметь колоссальные последствия для всей нашей жизни. Мы вступаем в новую космическую эру. Мы все участники зарождения общества космических путешественников здесь, на Земле.
Если ещё в 1904 году, когда братья Райт совершили свой короткий, но исторический полёт, кто-то сказал бы вашему пра-пра-дедушке, что через десять лет в Америке будет функционировать служба пассажирских авиакомпаний, он, скорее всего, рассмеялся бы вместе с остальным миром. Сегодня, благодаря братьям Райт и не только, обычный человек может совершить в полдень суборбитальный полёт на край Вселенной или прогуляться по орбите, каждые девяносто минут вращаясь вокруг всей планеты, плавая в невесомости.
21 июня 2004 года заголовки СМИ запестрели по всему миру: «Компания SpaceShipOne делает историю: первый частный пилотируемый полёт в космос». В этот исторический день все стали свидетелями начала новой космической эры, когда инвестор и филантроп Пол Г. Аллен и Scaled Composites Берта Рутана запустили первый частный пилотируемый корабль за пределы земной атмосферы. Успешный запуск SpaceShipOne показал, что теперь частное предпринимательство преодолело последний рубеж. Мы являемся представителями совершенно новой цивилизации, общества космических путешественников.
Другие, не менее видные, миллионеры вкладывают часть своих состояний в частные космические путешествия, включая Джеффа Безоса, основателя Amazon.com. Этот успешный книгоиздатель разрабатывает космический корабль, который будет похож на те, что упоминались в ранних фантастических романах. Роберт Бигелоу, основатель сети отелей Budget Suites, участвует в испытаниях жилых надувных модулей для будущего космического отеля.
Опросы показывают, что более половины из нас хотели бы путешествовать во Вселенной. Список включает в себя таких знаменитостей, как актёр Том Хэнкс, режиссёр Джеймс Кэмерон и известный профессор физики Стивен Хокинг; а также все обычные люди: от учителей средней школы и романтичных детей, меня и, может быть, вас тоже.
Люди найдут разные причины для полёта в космос. Дети качаются на качелях и прыгают на батуте, улыбаясь от уха до уха, чтобы почувствовать себя невесомыми, пусть даже на мгновение. Трепетное чувство невесомости. Почему мы катаемся на американских горках, прыгаем с парашютом или совершаем подводное погружение? Момент невесомости присутствует даже в каждом прыжке от радости и между каждым шагом, который мы делаем.
Помимо острых ощущений невесомости, некоторые из нас могут почувствовать освобождение от физического дискомфорта. Невесомость может также продлить конец жизни. Поскольку многие из нас собираются жить до 100 лет и больше, то побочные эффекты старения, такие как боли в спине, артрит и заболевания сердца можно ослабить в условиях микрогравитации.
Однажды футурист Артур Кларк поразмышлял на тему путешествия человека в космическом пространстве: «Невесомость даст нам новые формы эротики. Конечно, космических путешественников, особенно тех, у кого медовый месяц, вдохновит идея заняться любовью в невесомости. Секс в космосе остаётся относительно неизведанной областью, или, скорее всего, не задокументированной? Если рассуждать о том, у кого был первый секс во Вселенной, все мы знаем, что в 1992 году Марк С. Ли и Н. Жан Дэвис были первой супружеской парой в космическом пространстве. Некоторые эксперты считают, что, возможно, какие-то космонавты на станции Мир могли также претендовать на право «первого секса в космосе».
Некоторые полетят, чтобы увидеть свою родную планету из космоса, как экипаж Аполлона 8. Вид Земли из иллюминатора, вероятно, является самым мелодраматическим аспектом космического путешествия. Астронавты говорят, что эмоциональный эффект от подобной перспективы превосходит даже опыт невесомости. На Земле космическое пространство – это то, что мы видим над нашими головами в ночное время. С нашего корабля мы словно смотрим, как на сцене разворачивается действие спектакля: всё дальше и глубже. Реальность космического путешествия может подавлять. Вид Земли из окна иллюминатора никогда не покинет непосредственно осознанность.
Рассказы людей, которые летали космос и которые видели Землю из космоса, открыли одну основную истину: факт путешествия в космическое пространство может привести к глубоким изменениям в жизни человека, в результате которых (или непризнания) они будут видеть мир в новом и необычайном ракурсе.
Выгоды от освоения Вселенной каждый день входят в нашу жизнь. Космические путешествия дадут нам всё: от вдохновения наблюдать за первым шагом человека на Луне до технологий, продлевающих жизнь в наших больницах и домах. Где бы мы были без орбитальных спутников, которые поддерживают нашу связь – телефонные звонки с родными и близкими, ведут самолёты, на которых мы летаем, и предупреждают нас об ураганах-убийцах, прежде чем они нас настигнут?
Ты и я – мы все отчасти несём ответственность за продолжение жизни от Земли. Задолго до того, как Солнце встретит свой конец, доколе наша планета не станет холодным, безжизненным шлакоблоком во Вселенной, вероятность человеческой жизни в других местах нашей Солнечной системы будет склонять чашу весов от нашего исчезновения до нашей эволюции. У коммерческого космического туризма, в частности, могут найтись некоторые весьма значимые экзистенциальные причины, чтобы стать важным звеном в долгосрочной программе выживаемости человечества, помимо своего необыкновенного потенциала в качестве расцветающего коммерческого предприятия.
Непосредственной выгодой от расширения присутствия человека в космическом пространстве может быть жажда приключений, которую оно даёт людям мира. Миллионы детей получат стимул для занятия наукой, чтобы улучшить жизнь на Земле, в качестве врачей, инженеров и изобретателей. Сегодняшние студенты не считают жизнь и работу в космическом пространстве или на Марсе научной фантастикой, они смотрят на неё как на своё будущее.
Мы также знаем, что путешествие во Вселенной пронизано вопросительными знаками. Наше понимание реакции человеческого организма на стрессы в условиях микрогравитации основано на данных экспериментов, которые проводились на космонавтах, когда они находились на пике физической формы (по крайней мере, в начале программы космического полёта). Более обычные люди, как вы и я, смогут выдержать воздействие космической среды, если в нашей обширной базе данных будет больше информации о реакциях человека и мы будем лучше вооружены для решения задачи превращения человечества в мультипланетный вид.
Накануне нового столетия, в уходящем 31 декабря 2099 года, люди, скорее всего, уже вкусят воздуха и воды, замороженных на Марсе; заглянут ещё глубже в чёрные дыры; возможно, услышат сигналы от цивилизаций на планетах в близлежащих звёздных системах. Когда-нибудь, посмотрев на звёзды, вспомнят о прошлом, то могут быть лица наших детей – продолжение человечества.
Автор материала:
Джейсон Класси (Jason Klassi),
писатель, кинематографист и исследователь,
Лос-Анджелес, Калифорния
Технический перевод статьи журнала ROOM
Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
The promise of space tourism
журнал ROOM №2 (8) 2016