Осуществить недавние мечты

 
В 2011 году тайконавт Ван Япин обратилась с орбиты к 60 000 000 учащихся начальной и средней школы и преподавателям. Энтузиазм был обоюдным.
 
 

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 1(3) Март 2014

Ван Япин (Wang Yaping), астронавт, 10 миссия Шэньчжоу
Ван Япин (Wang Yaping), астронавт, 10 миссия Шэньчжоу 
 

Меня зовут Ван Япин, я тайконавт.  Космические врата распахнулись для женщин пятьдесят один год назад, когда русский космонавт Валентина Терешкова стала первой женщиной, побывавшей в космосе. Так было положено начало новой эры: одна за другой женщины начали совершать полёты в космос.

Их рассказы вдохновляли других женщин. И сейчас, от имени всех, кто последовал по стопам Терешковой, я хотела бы отдать дань уважения всем нашим предшественницам. В течение 51 года почти 60 женщин отправились в космос, в том числе две женщины-тайконавта: Лю Ян и я.

Многие люди спрашивают меня: почему мы, женщины, чувствуем необходимость присоединиться к мужчинам в исследованиях космического пространства. Ответ состоит в том, что без участия женщин программа космических исследований будет неполной, в космической семье будет кого-то не хватать.

Женщины же в состоянии нести ответственность, заряжать своих коллег позитивной энергией и браться за решение серьёзных и трудных задач с душой и в ладу с собой. Не говоря уже о том, что участие женщин делает возможным изучение физических и психологических различий между тем, как мужчины и женщины переносят вход в космическое пространство.

Последний, но не менее важный аргумент: вес моего тела меньше, чем у большинства мужчин- астронавтов, что позволяет экономить топливо.

Небо зовёт

В детстве мы все мечтаем: кто о чём. Я родилась в красивой маленькой деревне на севере Китая; в то время мой мир был невелик. На мой взгляд, небо представляло собой просто ограниченное пространство в окружении гор. Небо было домом для птиц, а не для меня. Я никогда не думала, что небо позовёт меня. Моя мечта была гораздо более скромной: уйти за горы и вернуть родителям то, что они вложили в меня.

В то время я собиралась стать юристом или учителем. Затем меня привлекли к военной службе в качестве пилота, а позже я остановила свой выбор на отряде астронавтов. В конечном итоге я оказалась достаточно далеко от юриспруденции, но теперь я гораздо ближе к мечте стать учителем, особым учителем – тем, кто приносит знания о космосе.

Женщина в Космосе

Пройти специальный курс и стать квалифицированным астронавтом всегда нелегко, особенно для женщины. Здесь, на Земле, в нашей повседневной жизни, в физическом труде и в спорте стандарты и требования, предъявляемые к мужчинам и женщинам, отличаются. Но в космосе вы не можете взять паузу просто потому, что вы женщина. Таким образом, учебные предметы, содержание подготовки и стандарты на проведение испытаний для женщин почти идентичны тем, что у мужчин-космонавтов.

Стало быть, нам, женщинам, часто всё даётся гораздо сложнее. Факты в данном случае говорят сами за себя: то, что способны сделать мужчины-астронавты, способны сделать и мы, женщины-астронавты. Хотя, возможно, такое заявление связано с моим личным «мужским» стилем обучения; во время интервью наш командир Ни Хайшен сообщил СМИ: «Япин – прекрасная девушка, нам всегда хочется позаботиться о ней. Но, кажется, она не нуждается ни в чьей помощи».

Во время посадки на Луну Нил Армстронг произнёс знаменитую фразу: «Для одного человека это один маленький шаг... и один гигантский скачок для всего человечества». А я считаю, что один маленький шаг в космическом пространстве означает огромный скачок и в индивидуальной жизни.

Во время космического полёта мы приобретаем бесценные и незаменимые опыт, ощущения и смысл всего происходящего. В этом отношении ни один полёт не является рядовым. Я помнила об этом, когда 11 июня 2013 года в 17.38 прозвучала команда «Зажигание!» – мои товарищи Ни Хайшен, Чжан Ксангуан и я начали свой космический полёт в качестве 10 экипажа Шэньчжоу.

Обучение в космическом классе

В мои основные обязанности входили учебные занятия и ежедневная забота о членах экипажа. Конечно, я также несла ответственность за текущий контроль состояния космического корабля, эксплуатацию оборудования и космические эксперименты, не говоря уже о ручном управлении процессами сближения и стыковки.

Космический класс сам по себе уникальное явление, поскольку это первая в своём роде для китайских космических полётов учебно-просветительская акция в космическом пространстве: трансляция идёт в прямом эфире не только на Китай, но и по всему миру. И такая ответственность – стать первым преподавателем – легла на мои плечи. Для меня это не просто честь, это также сложная задача, требующая максимума усилий.

Больших усилий стоило выбрать тип экспериментов, которые я хотела бы показать в космической аудитории. Основная задача – выбрать те, что будут интересны детям, расширят их кругозор и улучшат знания. Мы также должны учитывать перспективу доступности, визуализации и реализации экспериментов, которые будут понятны людям на Земле. Например, насколько я знаю, волчок является одним из немногих игрушек поколения моих бабушки и дедушки. Он доставлял им много радости.

Даже сегодня многие дети по-прежнему любят им заниматься. Мы знаем, как волчок ведёт себя на земле, но как это будет выглядеть в космосе? Я выбрала эту тему, потому что знаю, что многим людям на моей родине такой простой, но весёлый предмет будет интересен.

Следующая интересная тема для космических занятий – это эксперимент с измерением веса. Из-за особых требований к стартовой массе количество учебных аппаратов на борту всегда ограничено. Таким образом, мы воспользовались тем, что имеем. Для учебных занятий нам пригодилось устройство для измерения массы, что осталось в Тяньгун-1 для отслеживания изменений веса нашего тела в условиях космического пространства.

Я очень волновалась и нервничала, когда узнала, что обучение будет возложено именно на меня. Ранее я никогда не преподавала и не была полностью уверена в своих способностях, поэтому не пожалела усилий, чтобы сделать учебный процесс интересным. Например, я смотрела видео-уроки, сделанные нашими зарубежными коллегами, изучала методы обучения и навыки профессиональных преподавателей. Более того, я попыталась оптимизировать свою роль от учителя к ученику, просматривая свои видео и выявляя собственные недостатки.

20 июня 2013 года в качестве основного преподавателя космического класса я провела 40 незабываемых минут с аудиторией, состоящей из более чем 60 миллионов учащихся начальных и средних школ и учителей из более чем 80 000 школ по всему Китаю, на околоземной орбите на расстоянии 300 км от Земли.

Я показала магию физических явлений в условиях микрогравитации и успешно провела пять небольших экспериментов по перемещению объектов и поверхностному натяжению жидкостей. Это было отличным способом показать детям мир, который окружает нас в космическом пространстве.

Когда я впервые проводила эксперименты в космосе, хотя и предполагала, каков будет заведомый результат, но мне было любопытно и беспокойно. Это потому, что все эти физические явления я сама увидела и пережила впервые в жизни.

Обучение в невесомости

На орбите демонстрации сильно отличаются от тех, что мы привыкли наблюдать на земле. Ключевыми моментами являются навыки манипуляции и интенсивность концентрации. Хороший пример тому – создать шарик из воды в космосе: у вас должна быть водяная мембрана нужной толщины, вы должны сделать это красиво и ничего не деформировать. Был много проб и ошибок. Кроме того, возникли проблемы с микрогравитацией.  Во время своих демонстраций мне пришлось бороться за сохранение равновесия.

Возвращение на Землю

После возвращения на Землю у меня сложились добрые взаимоотношения со многими детьми, и я получила много писем от них. Один ребёнок написал: «Учитель Ван, я видел, как Вы спали в спальном мешке, как колбаса. Это было очень смешно». Другой ребёнок написал: «Учитель Ван, я видел, как Вы плавали в Тянгун, как Чан-э, и я действительно завидую Вам».

Ещё один ребёнок написал: «Учитель Ван, Вы дали мне новую мечту, и я медленно поднимаюсь к вершине дерева, как гусеница. Я считаю, что в один прекрасный день я поднимусь на вершину и, как Вы, превращусь в бабочку, взлечу в небо и реализую свою мечту».

Я была очень тронута тем, что многие дети заканчивали свои письма фразой: «Я буду усердно учиться, в будущем я хочу быть космонавтом, чтобы исследовать красоту космического пространства. Я хочу быть полезным для нашей страны и нашего мира». Всякий раз, когда я видела такие слова, они меня глубоко трогали.

Каждый год во время летних каникул студенты со всего Китая, в том числе из Тайваня, Гонконга и Макао, приезжают в Пекин в космический город, чтобы провести время в экспериментальном лагере астронавтов. Они могут пройти некоторые из учебных курсов тайконавтов, таких как одеть и снять космический скафандр, спуститься с вышки системы аварийного покидания ракеты, продегустировать космическую еду, попробовать вращающееся кресло и лицом к лицу побеседовать с тайконавтами. Они много учатся и успели познать боль и радость участия в космической программе.

После своего возвращения на Землю я побывала в десятках школ. Я беседовала со многими детьми и воочию увидела их стремление к познанию нового мира. У детей неограниченное воображение, которое, в свою очередь, является источником неограниченной мотивации. Я никогда не ожидала, что непродолжительные занятия в космическом классе смогут оказать на них такое большое влияние.

Должна признаться, это изменило меня. Я люблю естествознание, программы популяризации космической техники и любые аспекты, связанные с космической наукой. Я даже чувствую, что мой опыт преподавателя в космическом пространстве принёс мне больше уважения, чем моя карьера в качестве тайконавта.

Просто начало

Я до сих пор помню, как во время интервью СМИ после моего возвращения кто-то спросил меня: «О чём Ваша следующая мечта?». Моя мечта – строить и дальше свою карьеру в этом направлении.

Да, это всего лишь начало. Освоение космоса бесконечно. Я надеюсь, что я смогу сделать большой вклад в программы космических полётов и программы популяризации космических технологий, используя свой опыт преподавания на орбите и персональные навыки космонавта. Если бы могла, я бы навсегда осталась космическим преподавателем.

Я считаю, что, если у меня будет шанс вернуться в космос, я буду общаться с детьми за рубежом, чтобы узнать, о чём они думают. Во время своего полёта я разговаривала с Барбарой Морган, первым космическим педагогом. Я надеюсь, что мы можем лицом к лицу участвовать в чатах, чтобы обсудить дальнейшее развитие и сотрудничество.

В Китае полёты человека в космос и образовательно-информационные программы будут объединены. В будущем будут инициированы различные образовательно-информационные кампании, такие как объявление конкурса концепций лётных экспериментов и конкурса логотипов космических полётов. Я считаю, что благодаря нашим усилиям всё больше людей нашей планеты будут чувствовать себя ближе к новому миру за её пределами.

Хотела бы закончить одной цитатой из моих собственных космических классов: «мечта о космосе никогда не будет невесомой, а стремление к знаниям – это неиссякаемый источник энергии».

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Sowing a new dream
 журнал ROOM №1 (3) март 2014

ранее опубликовано

все статьи и новости