Нужда всему научит
Технический перевод статьи журнала ROOM, № 2 декабрь 2014
Пини Юнгман (Pini Yungman), Управление систем противоракетной обороны, директор, Перспективные оборонительные системы «Рафаэль» |
Со времён арабо-израильской войны 1973 года, с последующей эскалацией нанесения ударов в 80-х годах прошлого века и совсем недавних событий (лето 2014 года) перед государством Израиль стоит проблема защиты от ударов баллистических ракет различной дальности, реактивных снарядов и крылатых ракет.
За эти годы средства нанесения ракетных и артиллерийских ударов включали в себя системы неуправляемых ракет малого радиуса действия и реактивные бомбомётные установки, размещённые на территории Ливана в 1980-х и 1990-х годах; ракеты СКАД, начинённые 250-килограммовыми боеголовками, запущенными с территории Ирака во время первой войны в Персидском заливе (1991 год); и более 18 тысяч ракет, запущенных с территорий Ливана и Газы, начиная с 2001 года.
Ещё в 1980-е годы государство Израиль приступило к разработке системы «Стрела» (Arrow) для перехвата на больших высотах средств воздушного нападения большой и средней дальности. Министерство обороны Израиля в 2005 году (ещё до Второй Ливанской войны) приняло решение о разработке дополнительных систем защиты от ракет и реактивных снарядов для обеспечения перехвата в атмосфере и для обеспечения дополнительного уровня защиты в целях перехвата за пределами атмосферы.
В том же году Министерство обороны Израиля совместно с Министерством обороны США приняло решение о разработке комплекса боевых средств «Праща Давида» для перехвата тактических баллистических ракет, баллистических ракет ближней дальности и крылатых ракет.
В 2006 Министерство обороны Израиля останавливает свой выбор на компании «РАФАЭЛЬ» в качестве генерального подрядчика для разработки ракеты-перехватчика и самой системы перехвата. Компания «РАФАЭЛЬ», в свою очередь, останавливает свой выбор и подключает к разработкам компанию Raytheon, подрядчика Министерства обороны США, как своего стратегического партнёра, чтобы помочь в разработках и производстве системы перехвата и с её дополнительными компонентами.
Основными причинами для развития системы обороны ближнего радиуса действия послужили, во-первых, увеличение количества ракет и мин, выпущенных из сектора Газа, и, во-вторых, понимание того факта, что в перспективе ожидается лишь постоянная эскалация нанесения подобных ракетных ударов, наряду с непрекращающимися угрозами с севера, Ливана и Сирии.
Обстановку накалила разразившаяся затем Вторая ливанская война в 2006 году. Спустя два года Министерство обороны Израиля из многочисленных предложений остановило свой выбор на проекте «Железный купол» и поручило компании «РАФАЭЛЬ» работу над этим проектом. Основная задача, которая была поставлена перед разработчиком – в очень короткие и сжатые сроки создать функциональную работоспособную систему для перехвата ракет малой дальности.
Создание системы «Железный купол» означало решение целого ряда насущных проблем. Мы должны были разработать новую технологию для перехвата ракет с помощью ракет-перехватчиков – технологию низко затратную для каждой ракеты-перехватчика и системы в целом, при этом всё время придерживаясь жёстких сроков.
Когда было принято решение ввести в эксплуатацию систему «Железный купол», многие люди в военных кругах как в Израиле, так и за рубежом придерживались мнения, что нереально разработать противоракетную систему, способную нейтрализовать угрозы ближнего радиуса действия. Они сомневались в способности таких ракет перехватывать малоразмерные цели, чьё полётное время измеряется в секундах, а также ставили под сомнение экономическую эффективность такой системы, в которой цена перехвата должна быть очень низкой по сравнению с существующими системами.
Команда «РАФАЭЛЯ» остановила свой выбор на одновременной разработке нескольких технологий для создания системы. С целью экономии времени проводилась параллельная разработка и испытания каждого блока и его компонентов. Наконец, после проведения всех лабораторных испытаний вырабатывалось наиболее подходящее решение.
За это время каждый компонент был проанализирован с точки зрения стоимости его производства, так что конструктивное решение определяла цена (проектирование согласно заданной стоимости), принимая во внимание использование готовых деталей, которые не имеют аналогичных применений в оборонной промышленности.
Такой подход обусловлен пониманием задачи, что необходимо будет осуществлять перехваты крайне большого количества средств воздушного нападения противника, а цена каждой ракеты-перехватчика должна соответствовать стоимости перехвата тысячи средств воздушного нападения и быть приемлемой для государства.
С самого начала команды разработчиков трудились совместно с производственными бригадами, поэтому изначально шёл обмен всей научно-технической информацией. Проектные команды набирались в соответствии с их профессиональными и функциональными профилями и пригодностью для участия в сложном проекте подобного типа. Более взрослые и опытные инженеры объединялись с молодыми в общие группы.
Технологический прорыв, таким образом, был обусловлен применением вышеописанной концепции развития, а также успешной интеграцией широкого спектра знаний и существующих технологий компании «РАФАЭЛЬ» и партнёрских организаций, таких как авиационная промышленность Израиля и mPrest, а также Министерство обороны Израиля и ЦАХАЛ.
Во время работы над системой «Железный купол» компания «РАФАЭЛЬ» ускорила выполнение процессов, на которые, как правило, требуется гораздо больше времени, а также форсировала разработку узлов и систем, к которым она приступила ещё несколько лет назад – во время инвестиций компании в НИОКР, затем перевела их с этапа НИОКР на этап ускоренного выполнения проекта.
Процессы управления качеством шли параллельно с процессами разработки, и проблемы решались сразу на месте. На этапе разработки проводились многочисленные испытания, первые из которых ещё во время частичной сборки системы, чтобы выявить слабые места и исправить их как можно раньше.
Цена каждой ракеты-перехватчика должна соответствовать стоимости перехвата тысячи средств воздушного нападения и быть приемлемой для государства.
Отношения, культивируемые внутри группы развития, и извне с Министерством обороны и ВВС Израиля, и с партнёрами были открытыми, без взысканий за сбои, как результата принятия расчётных рисков. Такой подход позволил разработчикам изучить множественные решения с различной степенью риска и, в свою очередь, способствовать значительному сокращению времени разработки.
Производство и закупки проводились ещё до завершения разработки системы. Мы сэкономили значительное количество времени, несмотря на тот факт, что такой подход мог повлечь за собой риск замены некоторых позиций после завершения НИОКР, в основном это касалось компонентов с длительным циклом изготовления. В конце концов большая часть закупленного оборудования была признана пригодной, а время производства значительно сократилось.
Тесные рабочие отношения с Министерством обороны и Военно-воздушными силами (Защитниками Неба), которые мы все оценили по достоинству, позволили нам воплотить в жизнь систему, отвечающую всем эксплуатационным требованиям, предъявляемым к боевым средствам, и соответствующую техническим условиям во избежание ошибок с самого первого этапа планирования до внедрения системы с конечным пользователем. Этот процесс продолжается и по сей день, причём параллельно с оперативным использованием системы, которая осуществила уже более 1700 операций перехвата.
В результате, несмотря на мнение скептиков, что это технологически невозможно, нам удалось разработать систему в рекордно короткие сроки – менее 3-х лет, а это несомненный успех, с точки зрения разработки, внедрения в тесном контакте с заказчиком и эксплуатационной эффективности. Согласно данным ЦАХАЛ, во время последней конфронтации результативность системы «Железный купол» составила более чем 90% операций перехвата. Так же, как и требовалось, была достигнута целевая стоимость ракеты-перехватчика. И всё это в рамках бюджета.
В настоящее время компания «РАФАЭЛЬ» прямо и косвенно использует методологию создания системы «Железный купол» и технологии, разработанные в ходе проекта, в своих других изысканиях, демонстрируя новые возможности и технологические прорывы во множестве других своих программ опытно-конструкторских разработок.
Технический перевод статьи журнала ROOM
Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Necessity is the mother of invention
журнал ROOM №2 декабрь 2014