Мирное использование космоса
Технический перевод статьи журнала ROOM, №1 июль 2014
Симонетта Ди Пиппо (Simonetta Di Pippo), Управление Организации Объединённых Наций по вопросам космического пространства |
«Государства – участники Договора несут ответственность на международном уровне за свои национальные проекты, которые они реализуют в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, будь то программы, выполняемые государственными органами или негосударственными структурами ...». (Договор ООН об использовании космического пространства, 1967 год).
В последние годы эта выдержка из «Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», общеизвестного как «Договор по космосу», стала как никогда актуальной в виду того, что появляется всё большее число новых участников, жаждущих и имеющих возможность освоить космическое пространство, как государства, так и частные лица.
Договор, принятый в 1967 году при общем согласии на Генеральной Ассамблее ООН, стал весьма уместен, поскольку в 1950-х годах на международной космической арене доминировали только США и СССР; теперь же ситуация изменилась: многие государства и коммерческие организации выразили желание участвовать в космической деятельности.
Управление Организации Объединённых Наций по вопросам космического пространства (УВКП ООН), которое было создано в самом начале космической эры, оказывает содействие международному сотрудничеству между государствами и международными организациями в области мирного использования космического пространства. По мере изменения расстановки сил на космической арене роль УВКП ООН становится всё более и более весомой в вопросах содействия мирному использованию космоса в рамках своей программы деятельности.
Договор по космосу стал краеугольным камнем системы международно-правового режима, регулирующего использование космического пространства в мирных целях. За ним последовали ещё четыре международных соглашения: «О спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство» (1968); «О международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами» (Конвенция об ответственности, 1972); «О регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» (Конвенция о регистрации, 1975) и «О деятельности государств на Луне и других небесных телах» (Соглашение о Луне, 1979).
Пять блоков принципов и деклараций дополняют договоры, хотя они и не являются юридически обязательными; они оговаривают порядок транснационального прямого спутникового телевизионного вещания и дистанционного зондирования поверхности Земли. Они также регулируют безопасное использование ядерных источников энергии, необходимых для проведения исследований и использования космического пространства.
«Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учётом потребностей развивающихся стран от 13 декабря 1996 года» уделяет особое внимание необходимости укрепления международного сотрудничества на всех уровнях, с участием широкого круга заинтересованных сторон.
В Организации Объединённых Наций Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (COPUOS) является основным органом для содействия мирному использованию космоса для экономического, социального и научного развития, в частности в интересах развивающихся стран. Комитет и его вспомогательные органы: научно-технический и юридический подкомитеты координируют международное сотрудничество в области космической деятельности в целях укрепления согласованности и взаимодополняемости для соблюдения международно-правового режима в использовании космического пространства.
Комитет сыграл важную роль в разработке пяти договоров по межпланетному праву и пяти блоков принципов и деклараций по использованию космического пространства. В дополнение к договорам и принципам Комитет дал рекомендации Генеральной Ассамблее по следующим Резолюциям (впоследствии принятым): об определении понятия «запускающее государство» (резолюция 59/115); о совершенствовании практики регистрации объектов, запускаемых в космос (резолюция 62/101) и о национальном космическом законодательстве (резолюция 68/74).
В последние годы на космической арене был замечен массовый всплеск активности. Растущее число новых игроков и новых космических возможностей развивающихся стран, а также рост числа частных структур создали новые прецеденты для правовой базы.
Частные структуры не могут действовать вне рамок международного космического права. В конечном счёте государства несут ответственность за деятельность своих граждан в открытом космосе, и частная космическая деятельность требует авторизации и постоянного контроля в соответствии со статьёй VI Договора по космосу:
«Деятельность негосударственных структур в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего Государства – участника Договора».
Государства и международные межправительственные организации регулярно дают оценку деятельности COPUOS в рамках проведения исследований и использования космического пространства в соответствии с межпланетной нормативно-правовой базой. Такая квалификация также включает процедуры надзора, которые выполняет COPUOS для контроля деятельности неправительственных структур, находящихся под их юрисдикцией.
Несмотря на появление новых и более доступных по цене космических технологий, всё ещё есть потребность в значительных финансовых инвестициях, необходимых для проведения космической деятельности. Это лишь означает, насколько важен высокий уровень международного сотрудничества между государствами и частными организациями различных стран. Международное сотрудничество, осуществляемое в соответствии с разработанными COPUOS механизмами в рамках международно-правового режима, имеет первостепенное значение в условиях быстро меняющейся международной обстановки в космическом секторе.
COPUOS продолжает играть ключевую роль в качестве уникальной платформы для международного сотрудничества в космосе на глобальном уровне. В основе его работы лежит фундаментальная потребность в обеспечении мирного использования космоса на благо всего человечества. Такая установка также является главной миссией Управления ООН по вопросам космического пространства (УВКП ООН).
УВКП ООН работает в направлении повышения осведомлённости лиц, принимающих решения о выгодах использования космических технологий, их применения в решении социальных потребностей в области устойчивого развития и в усилении роли космических технологий для социально-экономического развития Земли, в частности для развивающихся стран. Управление содействует укреплению международного сотрудничества между государствами-членами и национальными и международными структурами, имеющими дело с космическими технологиями, в том числе в частном секторе. Задачей первостепенной значимости для УВКП ООН является подчеркнуть свою роль и определить нишу для развития космического пространства, в то время как глобальное сообщество неуклонно движется к выполнению программы развития после 2015 и решению новых задач Программы устойчивого развития тысячелетия. УВКП ООН и далее будет продолжать стимулировать продвижение космической науки и техники и их применения на благо всего человечества.
***
Управление ООН по вопросам космического пространства (УВКПООН) – орган Организации Объединённых Наций с аппаратом около 30 сотрудников, находится в Вене, с офисами в Бонне и Пекине (для выполнения программы СПАЙДЕР-ООН). УВКПООН находится в центре международной активности по обеспечению преимущества космической техники для удовлетворения глобальных потребностей в области развития и защиты, а также сохранения окружающей среды на Земле и в космосе. Его главная задача заключается в содействии в работе Комитета по мирному использованию космического пространства и его подкомитетов.
Технический перевод статьи журнала ROOM
Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
The peaceful use of space
журнал ROOM №1 июль 2014