Лунная экспедиция Lunar Mission One
Технический перевод статьи журнала ROOM, № 2(4) 2015
Дэвид Айрон (David Iron), основатель компании Lunar Missions Ltd. |
Проект Lunar Mission One1 внёс свои коррективы в этот процесс, когда инициаторы напрямую обратились к общественности с просьбой профинансировать этот космический полёт. Чтобы привлечь интерес, были сформулированы научные и социальные цели, которые можно достичь только путём нашего возвращения на Луну.
Ещё в 2007 году космические агентства США и Великобритании пришли к выводу, что противоборство финансовых ограничений и научных запросов препятствуют их исследовательским устремлениям. Ко мне, как к инвестору проекта, неофициально обратились с просьбой помочь найти выход из создавшейся ситуации. После нескольких месяцев ревизии – положения дел в научно-исследовательском космическом сообществе и совместной работы с космическими агентствами по выработке стратегии повышения инвестиционных возможностей за пределами околоземной орбиты – я смог оценить недостатки традиционного подхода.
Стал вполне очевидным остававшийся до сих пор без должного внимания народный интерес к космическому и запредельному ему пространству с возможностью там побывать, если это только будет осуществимо. Представьте себе, одна из идей, которая посетила меня, – глубокое лунное бурение. Далее идея разрослась до включения личной информации и кода ДНК в «общественный архив жизни на Земле давностью миллиарды лет», что вполне осуществимо при условии глобального участия. В этот момент и родился проект Lunar Mission.
Последовали годы подготовки, анализ себестоимости, разработка потребительского продукта, который покажет товар лицом и поможет провести маркетинговые исследования, чтобы поддержать уверенность в будущих доходах. В это время в практику стали входить интернет-акции по сбору общественных средств для финансирования и популяризации космических проектов. Например, опыт Arkyd Planetary Resources2 показал, что такие сайты, как Kickstarter, вполне могут предоставить платформу не только для получения массового финансирования, но также для широкого привлечения общественности.
Мы решили, что кампания по привлечению глобального финансирования с помощью Kickstarter поможет нам собрать средства и приступить к подготовительному этапу проекта. Менее чем за 28 дней эта акция принесла нам $ 1 млн. для инициации проекта, объединив сообщество более чем 7 000 сторонников из более чем 70 стран.
Когда мы официально запустили проект в конце 2014 года в Королевском обществе в Лондоне, он вызвал массу интереса со стороны средств массовой информации как в плане заказов, так и в плане привлечения общественных возможностей. Тем не менее в основе концепции Lunar Mission One лежит серьёзное научное начинание, которое внесёт уникальный вклад в наши знания и понимание истоков Луны и Земли.
Селенология
По проекту посадка должна будет произойти на южном полюсе Луны; бурение будет развёрнуто дальше и глубже, чем производилось ранее. Глубина составит не менее 20 метров и максимум – 100 метров. Это позволит нам получить и проанализировать образцы незагрязнённой лунной породы возрастом до 4,5 миллиардов лет, пролив свет на некоторые из самых больших на сегодняшний день научных загадок. С помощью этих геологических исследований мы хотим раскрыть истинные отношения между Землёй и Луной и больше узнать, каким образом последняя тяжёлая метеорная бомбардировка (в результате которой на Луне образовались кратеры) отразилась на истории нашей планеты. Мы стремимся проложить путь для создания будущей лунной инфраструктуры, оценив пригодность южного полюса для создания постоянной пилотируемой базы для освоения космического пространства. Мы также изучим вероятность проведения астрономических исследований с Луны.
На протяжении десятилетий освоение космоса, конечно, привело к появлению многих технологических разработок. Амбициозность проекта Lunar Mission One заключается в демонстрации своих собственных технологических инноваций, таких как усовершенствованная технология точной посадки; разработка дистанционного управления процессом бурения с применением гибких штанг, что, вероятно, наиболее всего скажется на развитии промышленности здесь, на Земле. В США этот метод бурения успешно прошёл испытания, но для достижения оперативных стандартов нашей миссии проект требует продолжить дальнейшие наработки, которые, по большей части, касаются конструкции и материала режущего элемента, известного как «буровой наконечник», и программного обеспечения дистанционного управления, которое позволит операторам здесь, на Земле, визуализировать то, что происходит там в реальном режиме времени. Разработка программного обеспечения, скорее всего, приведёт к раскрутке преимуществ методики снижения рисков и опасностей дистанционного бурения на Земле.
В то время как большая часть общественной поддержки для проекта пришла от энтузиастов космоса, которые охвачены научными и технологическими грёзами, та составная часть проекта, которая придала столь широкий резонанс нашей лунной экспедиции, – это наше намерение разместить архив в скважине, когда завершится бурение. Луна во многих отношениях – идеальное место для хранения капсул времени, которые, как мы ожидаем, просуществуют на протяжении миллиарда лет. Экстремальный холод, недостаток влаги или газов, вакуум и тот факт, что архив будет погребён на глубине десятков метров породы, означает, что ему не потребуется постоянный уход и обслуживание.
Лунный архив
Архив будет формироваться из двух частей: общественный архив, который будет содержать публично собранные и официальные цифровые записи жизни на Земле; и личный архив, когда люди будут платить за включение информации о себе. Первая часть будет огромным достижением и потребует создания поистине глобальной базы данных, сбора информации со всего мира. Наша мотивация для создания общественного архива состоит в том, чтобы сгенерировать массовое участие общественности в научно-исследовательском и образовательном процессе по мере создания и доработки содержания архива. Последний, частный архив, представляет собой потребительское предложение для финансирования всего проекта.
Люди смогут приобрести «цифровое окно памяти» – своё цифровое пространство, куда можно загрузить что-нибудь от простого сообщения до музыки, фотографии или даже видео. Стоимость продукта будет зависеть от объёма цифровой информации, которую потребитель пожелает сохранить. Однако, по нашим прогнозам, самая ценная сторона личного архива – это возможность поместить туда код ДНК, отобранный и хранимый в одной пряди волос за очень малую плату.
Именно этот уникальный продукт, мы уверены, согласно нашим предварительным исследованиям, обеспечит достаточные поступления для финансирования всего проекта. Мы уже видели, что даже при отсутствии формальной маркетинговой кампании, люди горят желанием зарезервировать собственное «место в космическом пространстве». Это свойственно человеческой натуре – представлять своё будущее. Многих людей захватывает мысль оставить жить какую-то часть себя после своего ухода, и это просто потрясающе – представить вскрытие архива в будущем.
В 2012 году мы провели исследования рынка и выявили основные мотивационные факторы и препятствия на пути приобретения подобного продукта, проанализировав ответы 6 000 человек. Прогнозируемый результат исчисляется 4,5 миллиардами долларов глобальных поступлений, половина которых из США, где проживает 1% тех, кто может позволить себе купить основной продукт.
Лунный бизнес
Экономическая модель лунной экспедиции Lunar Mission One имеет, бесспорно, фундаментальное значение для существования нашего проекта; просто необходимо придать ему нужный масштаб и сделать куда более амбициозным. Технико-экономическое обоснование, проведённое в 2012 году в лаборатории Rutherford Appleton в Харуэлле, оценивает стоимость проекта в $ 750 млн., и мы ожидаем, что за 10-летний период, то есть от наших дней до запуска миссии, доля общественного участия в проекте составит такую же сумму. Мы будем работать над тем, чтобы участие общественности обеспечило положительную обратную связь, поднимая престиж Lunar Mission One и побуждая людей приобретать места в частном архиве.
Помня об этом, участие общественности является и будет являться неотъемлемым условием проекта. Но нужно идти дальше, чем просто повышать престиж потребительского предложения. Ещё в 2008 году, при первом обсуждении идеи лунной экспедиции Lunar Mission One, обязательным требованием считалось продвижение научно-технических, прикладных и математических изысканий (STEM). И содержание, и масштаб проекта предоставляют сторонникам реальную возможность внести свой значительный вклад. Формирование общественного архива привлечёт к участию школы, университеты, общественные группы и индивидуальных предпринимателей.
Это также затронет нашу глобальную образовательную программу, благотворительную инициативу, возглавляемую Институтом образования UCL (университетский колледж Лондона), которая направлена на распространение знаний и вовлечение в образовательную деятельность учеников всех возрастов во всём мире. STEM-образование имеет отношение к участию в исследовании космического пространства, и формирование общественного архива в значительной мере приведёт к пониманию нашей планеты. Это включает в себя биологические и экологические научные аспекты, искусство и гуманитарные науки человеческой цивилизации. Круг предметов, которые можно преподавать и изучать под эгидой лунной экспедиции Lunar Mission One, практически не имеет границ.
Мы также рассматриваем концепцию привлечения через интернет больших групп людей для совместной работы над проектом. В настоящее время на нашем сайте идёт разработка платформы, что позволит нашим сподвижникам работать индивидуально или в группе, чтобы способствовать дальнейшему продвижению своих идей в рамках проекта. Вдохновляемая идеями нетривиальных начинаний, таких как, к примеру, школа менеджмента Массачусетского технологического института «Умнее умного», наша лаборатория Lunar Missions Labs будет стимулировать работу творческих онлайн семинаров, где кто угодно, в любой точке мира сможет совместными усилиями решать реальные поставленные проектом задачи.
Как в любом только что сформировавшемся проекте в области космических исследований, мы, находясь на исходном рубеже, сосредоточили все наши усилия, чтобы не сойти с проторенного пути. У нас есть все основания для оптимизма, особенно учитывая успех кампании Kickstarter, но нас ждут ещё 10 лет работы, которые требуют тщательного планирования и исполнения.
Нам уже легче, потому что у нас уже есть чёткие цели и ориентиры, которые представлены в трёх основных этапах. Прежде всего, мы приступим к реализации Подготовительного этапа, во время которого пройдёт согласование всех основных контрактов, которые непосредственно касаются космического полёта, продаж, маркетинга, по которым будет проводиться тендер. Продолжительность этого этапа составит около трёх лет, финансирование будет осуществляться за счёт первоначальных продаж «цифровых окон памяти» при поддержке управляющих инвесторов. Затем наступит время Главного этапа разработок, который будет длиться около шести лет, финансирование будет осуществляться за счёт развёртывания основных продаж и маркетинговой кампании; будет завершено технологическое развитие и установлено экспериментальное оборудование на борту летательного аппарата. Вероятно, в 2024 году наступит этап самого космического полёта во время запуска экспедиции.
В течение следующих трёх лет мы должны будем выбрать ведущее космическое агентство в качестве организатора-заказчика для проекта и для обеспечения юридической поддержки космического полёта Lunar Mission One. Агентство само по себе получит полномочия от Lunar Missions Trust – трастовой компании, которая осуществляет надзор за управлением проектом Lunar Mission One. Мы также будем работать с аэрокосмической промышленностью и приглашать компании принять участие в тендерах, чтобы получить возможность управлять фактическим космическим полётом путём организации международного консорциума, всё по контракту с космическим агентством. Поставщик маркетинговых услуг и услуг продаж также будет работать по контракту с агентством и, как ожидается, заключать договоры франшизы для своего локального продвижения и осуществления операций региональных продаж по всему миру. В обмен на свои услуги поставщик будет иметь долю в полученных доходах с возвратом оставшейся части агентству, которое, в свою очередь, будет осуществлять выплаты поставщику. Доходы будут прописаны отдельно.
Новаторство на Луне
Проект Lunar Mission One, без сомнения, осваивает новый метод финансирования космических исследований, новой стратегии работы с промышленностью и новый способ взаимодействия с общественностью. Всё чаще люди спрашивают меня, что я думаю: каковы будут последствия для промышленности, если Lunar Mission One завершится успешно.
Во-первых, я создал Lunar Missions Trust, чтобы взять под контроль все свободные денежные средства в конце проекта и использовать их для поддержки будущего космической науки и исследований космического пространства. Хотя целевые установки полёта могут иметь научное обоснование, на практике больше всего денег расходуется в промышленности. Это не удивительно. На протяжении всей истории самым затратным аспектом космических исследований была логистика, позволяющая направить исследователей или ту науку, к которой они относятся, туда, где они могут проводить исследования. Lunar Mission One образует смешанную структуру источников финансирования космической отрасли и расширяет свой рынок.
Во-вторых, я думаю, Lunar Mission One станет частью растущего интереса к STEM-проектам, только он будет более широкого международного масштаба по сравнению с другими проектами и привлечёт более широкий спектр квалификаций. Кадровые недостатки и замена стареющей рабочей силы молодёжью – это многообещающие возможности для отрасли и экономические выгоды.
В-третьих, структура сектора. New Space movement3 предполагает новое распределение ролей между правительством, промышленностью, университетами, другими R&D учреждениями и, не в последнюю очередь, самой общественностью. У каждого есть цели и ресурсы для их выполнения. Правительство имеет полномочия, ресурсы и политическую власть. Промышленность имеет технические возможности для осуществления проектов плюс приток инвестиционного капитала, ограничиваемые только риском финансовой отдачи. Научное сообщество имеет новые научные и технические идеи. У коммерции есть бизнес-идеи, как для ведения другого бизнеса (B2B – «бизнес-для-бизнеса»), так и для потребителей (B2C – «бизнес-клиент»). А общественность? Ну, это основной ресурс, и любой проект, который занимается привлечением общественности, только выиграет от степени этого участия.
Как и все, я вижу, что Правительство продолжает проводить более рискованные и новаторские космические полёты для исследований космического пространства. Промышленность идёт следующим номером, когда бизнес-модели созреют. Переход от одного к другому неизбежно будет включать формы государственно-частного партнёрства. Высвобождение ролей приведёт к большему количеству людей, находящих новые решения.
В-четвёртых, интернационализация. Мы читаем и слышим о необходимости сотрудничать, но, несмотря на такие примеры, как Международная космическая станция, я вижу внутреннее нежелание делиться проектами. Универсальная для всех ситуация: чиновники, бизнесмены и учёные, и даже население гораздо больше мотивированы, когда проект является «одним из наших». Lunar Mission One представляет собой новую возможность для выхода за пределы традиционных границ – и не в последнюю очередь из-за промышленных ожиданий. Время покажет, каким будет воздействие.
Каждый новый сподвижник, которого мы склоняем на свою сторону, добавляет нам импульс. Каждый шаг вперёд побеждает предыдущего скептика. Каждый преодолённый этап снижает риск. Lunar Mission One находится в начале долгого пути, конечно, но мы быстро зарабатываем прочную репутацию как хорошо обоснованный и надёжный проект.
Говорят, что голь на выдумки хитра, – разумеется, наша промышленность не является чуждой для подобных рассуждений. В течение многих десятилетий мы приценивались, как раздвинуть существующие границы, чтобы удовлетворить свои амбиции. Lunar Mission One является последним дополнением к растущему числу замечательных начинаний в космической отрасли на сегодняшний день. Как мне кажется, в настоящее время мы переживаем самый волнующий период эры космических исследований со времён Аполлона.
График проекта Lunar mission One
2015 Начало подготовительного этапа. Создание рабочих групп оперативного управления и платформы для совместной работы. Планирование закупок и оценки риска. Начало первоначальных продаж.
2016 Подготовка и начало коммерческой конкуренции между промышленными консорциумами. Снижение технологического риска. Переговоры и выбор центрального органа для руководства проектом.
2017 Выбор и переговоры по основному контракту, устанавливающему общую стоимость проекта, график и временные рамки. Параллельно – соглашение с основным партнёром по продажам и маркетингу.
2018 Начало основного этапа. Начало НИОКР по космическим технологиям.
2019 Начало маркетинговой кампании и основных продаж.
2020 Разработка и проведение испытаний технологии бурения и точной посадки с предпусковыми прототипами.
2021 Создание единой конструкции космического корабля с установленным экспериментальным оборудованием. Итоговая сборка. Закупка пусковой установки.
2022 Тестирование компонентов космического аппарата. Заключительная маркетинговая кампания и окончания продаж.
2023 Сборка космического корабля, интеграция и окончательное тестирование. Доставка архива. Подготовка центров управления.
2024 Начало этапа космического полёта. Запуск космического аппарата и начало лунных операций.
1 Lunar Mission One – международный, публично финансируемый, роботизированный полёт на Луну, инициированный компанией Lunar Mission Limited.
2 Planetary Resources, Inc., ранее известная как Arkyd Astronautics, – это американская компания, которая была создана в ноябре 2010 года, реорганизована и переименована в 2012 году. Заявленная цель: «расширить базу природных ресурсов Земли», развивая и развёртывая технологии для добычи астероидов.
3 New Space movement (движение за Новый Космос): движение в аэрокосмической промышленности, целью которого является расширение доступа в космическое пространства через технические достижения, снижение затрат на запуски и ослабление правил и логистических ограничений, вытекающих из-за зависимости от национальных космических учреждений.
Технический перевод статьи журнала ROOM
Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Lunar Mission One: crowdfunding endeavour and drilling on the Moon
журнал «ROOM» № 2(4) 2015