Космическое пространство и искусство

 
Я хотела бы поблагодарить замечательную редакционную коллегию журнала ROOM за предоставленную мне возможность поделиться с его читателями некоторыми мыслями и историями о том чудесном душевном подъёме, который пробуждает нас, когда сливаются в единое целое научные и творческие начала.
 
 

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 4(6) 2015/16

Николь Стотт (Nicole Stott), художник/астронавт

Не далее как в этом году, по прошествии поистине невероятных, по моему мнению, 28 лет, проведённых в НАСА, я «ушла в отставку». Я оглядываюсь назад, на то время, и у меня появляется естественное желание ущипнуть себя, что это был не сон, что у меня была возможность решать поистине наинтереснейшие задачи и работать с такими удивительными людьми.

По окончании колледжа я твёрдо  знала, что хочу работать с космическими программами, но даже во сне не могла себе представить, что смогу прожить такой благословенный промежуток своей жизни и опыт, который я смогу получить: работать непосредственно с оборудованием космического челнока и космической станции, чтобы подготовить их к полёту в космос; полёт на самолёте-тренажёре Шаттла для подготовки пилотов к посадке космического челнока, и, в конечном счёте (по воле Бога), быть зачисленной в отряд астронавтов и фактически добиться полёта в космос – дважды! Не уверена, что мечты мои даже на толику соответствовали тому, что случилось на самом деле.

Ощущения, которые я испытала во время полёта в космическое пространство, перекрыли все мои большие ожидания, которыми я жила до этого момента, но всё, что имеет к этому отношение, заслуживает отдельной истории, а та, на которой я собираюсь на этот раз заострить своё внимание, является, пожалуй, самой фантастической из всех, что мне удалось пережить: возможность посмотреть и оценить нашу родную планету с той особо выигрышной позиции, дающей столь великолепный обзор. Перспектива, которая открывается в иллюминаторах нашего корабля, более всего поражает красотой и впечатляет. Никакие изображения или видео, или разговор с другими астронавтами, которые побывали там прежде, не в состоянии подготовить вас к тому, что вы почувствуете и увидите своими глазами.

Я до сих пор не могу поверить в то, что у меня была возможность жить на МКС в течение более трёх месяцев и видеть свою планету с высоты нашего 200-мильного обзорного пункта каждые 90 минут во время вращения на орбите. И я, как и все другие до меня, была просто ошарашена и пребывала в диком восторге от захватывающей, светящейся красоты нашей планеты. 

Наша Земля как бы расцвечена красочными лампочками на фоне такой чёрной черноты, которой я никогда не видела. Там, каждый день, я имела счастье в какие-то промежутки времени наблюдать из иллюминатора за нашим домом и отмечать совершенно неожиданные вещи. Перемещаясь вокруг планеты каждые 90 минут, орбита немного меняется, и мы занимаем несколько иную позицию: изящный восход и заход Солнца на горизонте каждые 45 минут, Луна ярко вплывает в поле нашего зрения, а затем расплющивается по мере того как попадает на тонкую светящуюся синюю линию нашей атмосферы. Я ни о чем не могла думать и представлять нечто иное, кроме как смотреть на Землю, на эту живую и красивую реальность, которая всегда, как казалось, хочет поделиться с тобой сменой своих эмоций или продемонстрировать другую сторону своего характера: иногда очень спокойного и мирного, а в другое время – очень динамичного и агрессивного. И несмотря на то, что всегда присутствовало что-то новое и удивительное в том, что я могла наблюдать, одновременно было такое чувство комфорта, что все люди, которых я люблю, находились там, внизу, а Земля находилась в таком идеальном положении, чтобы я могла как бы заботиться о них. Выражение «Класс!» здесь в самую точку!

На закате своей карьеры в НАСА и в период отдаления от всего экстраординарного, сопряжённого с ней, я начинаю своё новое рождение в качестве художника. Я считаю, что тем, кто когда-либо побывал в космическом пространстве, порой бывает трудно поделиться своим опытом с помощью одних лишь слов. Вот почему многие из нас пытаются найти другие способы сделать это: через искусство или писательство, или преподавание, или поддержку благотворительных организаций, или местное либо глобальное прогрессивное общественное движение, или, возможно, через всё это понемножку. Мои художества, на настоящий момент, отражают красоту космического корабля, на котором я летала, и те впечатляющие виды, которыми Земля делилась со мной. Я надеюсь, что смогу использовать свои работы, чтобы привнести свой беспрецедентный опыт космического полёта, чтобы вдохновить учеников, педагогов и привлечь интерес общественности к образованию по системе S.T.E.A.M. (Наука. Технология. Инженерия. Искусство. Математика), и тем самым продолжить содействовать развитию той удивительной деятельности, которую мы каждый день осуществляем в космическом пространстве, и которая приносит пользу всем нам, живущим здесь, на Земле.

Мой интерес к науке и искусству не является чем-то необычным. Вполне закономерно, что искусство всегда используется для более наглядного обмена научными данными; или что научная фантастика впоследствии становится научным фактом; или, что самые талантливые инженеры и учёные, которых я встречала на своём пути, также одновременно являются и самыми талантливыми художниками; или, что наша планета и наш космический корабль просто сами по себе суть есть красивые произведения искусства, что стоит понять: на самом деле искусство и наука являются составными частями единого целого. Я благодарна, что получила возможность и в дальнейшем делиться с читателями журнала ROOM некоторыми своими историями о технологиях, инновациях и творчестве. 

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Space for Art
 журнал ROOM № 4(6) 2015/16

ранее опубликовано

все статьи и новости