Книжное обозрение
Технический перевод статьи журнала ROOM, № 2(8) 2016
Наша политика строится на беспристрастности и искренности, поэтому, если, по нашему мнению, в книге есть недостатки, они должны быть доведены до сведения потенциальных покупателей, и мы считаем своим долгом сделать это. С другой стороны, если книга представляется полезной, информативной и увлекательной, вы также об этом узнаете. Благодаря такому подходу мы надеемся быть полезными нашим читателям.
Профессиональное образование в области космической архитектуры для инженеров и архитекторов. Проектирование за пределами Земли, Сандра Хауплик-Меусбургер и Ольга Баннова, издательство Springer, 2016 г., 320 стр., в твёрдом переплёте $ 129.00 /£ 74.50 /электронная книга $ 99 / £ 58.99, ISBN 978-3-319-19278-9
Область космической архитектуры не нова. Её истоки можно проследить до конца 1960-х годов, когда промышленный дизайнер Раймонд Лоуи сотрудничал с НАСА в сфере интерьерного дизайна космической станции Skylab. А теперь она становится более актуальной, учитывая, что надувной рабочий модуль Бигелоу (BEAM) вращается на орбите вокруг Земли, присоединённый к Международной космической станции, и компания Bigelow Aerospace планирует запуск автономной космической станции B330 к концу десятилетия.
Несмотря на то, что это издание было подготовлено задолго до того, как BEAM достиг орбиты, и упоминает Бигелоу лишь вскользь, оно предоставляет достаточно информации о расширяемых модулях, включая проект TransHab НАСА, который Бигелоу разработал в частном порядке для создания B330. Тем не менее основной задачей книги является не предоставление резюме проектов, а объяснение архитектуры космического пространства в образовательном контексте.
Издание состоит из шести глав, в которых рассматриваются подходы, методы и планирование; исследование систем обитаемых отсеков; концепции проектирования и проверка работоспособности. Каждая из глав начинается с реферата, заканчивается ссылками и иллюстрирована линейными диаграммами и цветными фотографиями. У читателя не останётся сомнений, что это научный текст из-за множества многоуровневых уточняющих рубрик, как правило, вплоть до четвёртого уровня. Хотя иногда попадаются чрезвычайно краткие подразделы, оценить объём каждой секции довольно легко, пользуясь списком содержания на семи страницах и достаточно коротким алфавитным указателем.
Интересным новшеством является включение в состав глав «гостевых комментариев». Написанные специалистами в области космической архитектуры и космического образования, они предлагают дополнительную информацию о сущностных причинах, взаимосвязях и перспективе.
По мнению авторов, это издание книги предназначено в качестве вспомогательного учебного пособия для студентов, но также в состоянии оказать помощь космическим педагогам «понять междисциплинарный подход» и ввести основы космических архитектурных исследований в свои курсы. В конце концов авторы надеются, что космическая архитектура будет «интегрирована» в авиационно-космические программы. Конечно, в этом смысле архитектура имеет нечто общее с правом, политикой, этикой и множеством других предметов, в которых космическим учёным и инженерам следует иметь определённые познания.
Поскольку планы Элона Маска по заселению Марса получают всё больше огласки и поскольку компания SpaceX продолжает доказывать, что в состоянии изменить существующий способ разведки космического пространства, возможности основания базы на Марсе значительно возрастают. В сочетании с текущей реальностью присутствия расширяемого модуля на орбите, по-видимому, космическая архитектура становится всё более значимым аспектом в ближайшие десятилетия. Помимо хорошо структурированного учебного текста, данная книга даёт познавательное представление о предмете.
Космические запуски и моментальные снимки проектов Mercury & Gemini. Необычная история в фотографиях, Джон Бисни и Дж. Л. Пикеринг, издательство Univ New Mexico Press, 2015 г., 202 стр., в твёрдом переплёте $ 45.00, ISBN 978-0-8263-5261-3
Большие почитатели космического пространства по достоинству оценят мыслительные процессы, к которым взывает эта книга и ей подобная о проекте Apollo из той же серии (рассмотрим ниже). Каким образом подготовить издание связанных с космосом образов, отличное от многих, выпущенных ранее? Первая мысль авторов должна была коснуться только тех изображений, которые никогда не были опубликованы, как говорит Бисни в своём предисловии. Вполне понятно, что они вскоре поняли, что это невозможно, особенно в эпоху интернета, но начало уже было положено.
Это факт, что некоторые космические фотографии являются более удачными, или даже более важными с исторической точки зрения, чем другие, и заслуживают быть опубликованными чаще, и есть также обстоятельства, когда авторы и редакторы чувствуют необходимость включить изображения, знакомые среднему читателю. Несмотря на то, что читателям этой книги некоторые из образов будут знакомы, большинство из них будут совершенно новыми и, что называется, фактором притяжения.
Выбор коснулся подборки фотографий из коллекции, которую всю жизнь собирал другой соавтор, Дж. Л. Пикеринг, который в качестве хобби с детства начал собирать фотографии НАСА. Две книги, в соответствии с предисловием Тома Стаффорда, который принял непосредственное участие в четырёх из 31 представленного космического полёта и «принимал определённое участие в большинстве остальных», – это «почти как летопись» его опыта работы с НАСА.
Прекрасно оформленное, на плотной глянцевой бумаге, это издание очарует тех, кто думает, что они что-то знают о ранней американской космической программе. Это как разница между официальными свадебными фотографиями и снимками, сделанными гостями на приёме: официальные рекламные фотографии НАСА, как правило, подчёркивают «правильные вещи», в то время как откровенные снимки показывают больше характера и эмоций.
Возьмём только три примера из многих подобных: в качестве альтернативы представленным рекламным снимкам, насколько приятно видеть Джона Гленна в стерильной аппаратной серьёзно изучающим справочные пособия космического аппарата с ртутными капсулами позади него; удовольствие видеть шаловливую ухмылку Ловелла, когда он использует свой ключ, чтобы войти в покои экипажа; просто милый моментальный снимок Джея, маленького сына Ловелла, на консолях с режиссёром полёта Крисом Крафтом.
Было бы неправильно предположить, однако, что это издание состоит из любительских снимков: фотографии преимущественно чёткие, хорошо экспонированные и часто красочные. Кроме того, моментальные снимки людей сделаны на фоне запусков ракет, выходов в открытый космос и посадки вертолёта, чтобы обеспечить контекст и создать одно общее впечатление: высокотехнологичное (для 1960-х годов!) приключение.
Лунные запуски и моментальные снимки проекта Apollo. Необычная история в фотографиях, Джон Бисни и Дж. Л. Пикеринг, издательство Univ New Mexico Press, 2015 г., 252 стр., в твёрдом переплёте $55.00, ISBN 978-0-8263-5594-2
История в фотографиях началась в родственном издании о проектах Mercury и Gemini и продолжается здесь с Аполлоном. Как пишет соавтор Дж. Л. Пикеринг в своём вступительном слове: «когда я думаю о знаковых фото Apollo 1, к сожалению, на ум приходят изображения обугленного корабля». Так, руководствуясь принципом издать другого рода книгу, авторы выбрали «фото-мистификацию» из трёх астронавтов, молящихся вокруг модели командного модуля; они передали копию менеджеру программы Джо Шейю с припиской: «Не то чтобы мы не доверяли вам, Джо, но на этот раз мы решили обратиться в более высокую инстанцию». К сожалению, божественное вмешательство отсутствовало, когда их капсула загорелась при испытании стартовой платформы.
Книга предлагает редкие фотографии каждого космического полёта Apollo, а также Skylab и тестового проекта «Аполлон – Союз», и отпечатана на глянцевой бумаге высокого качества. Посмотрим на самую известную миссию «Аполлон-11». Данная глава включает в себя некоторые хорошо известные кадры в этих обстоятельствах, но для автора обзора большинство из них новые. Среди моих фаворитов есть репортажная съёмка трёх астронавтов, беседующих с журналистами при дневном свете на фоне Saturn V на стартовой платформе 39А: Коллинз, в оранжевой рубашке и белом жилете, глядит на землю; Олдрин, в синей кофте, пристально смотрит вдаль; Армстронг, руки на бёдрах, выглядит расслабленным. Похоже, что они собираются пойти на рыбалку, а не делать историю!
Главу Apollo 11 открывает знакомый кадр с Олдрином около опорной пяты, и Армстронг отражается в его смотровом щитке, но острый глаз заметит что-то необычное в изображении: оно обрезается прямо в верхней части ранца Олдрина и кажется плохо обработанным. Причина заключается в том, что Армстронг не мог видеть, что он снимает и, в значительной степени, должен был прицелиться и наугад. Как показывает надпись: «Чёрный фон обычно добавляется в верхней части фотографии, чтобы обеспечить лучший визуальный баланс».
Обе книги из этой серии заканчиваются списком сокращений, библиографии и, надлежащим образом, разделом, посвящённым фотографам. Либо вместе, или по отдельности, эти два издания дополняют новую и важную перспективу ранних американских космических полётов и украсят любое пространство книжных полок почитателей.
Планета Земля. Руководство по ремонту для владельцев, Дэвид Бейкер, издательство Haynes Publishing, 2015 г., 221 стр., в твёрдом переплёте £ 22.99, ISBN 978-0-85733-810-5
Было время, когда прерогатива Руководства по ремонту для владельцев Haynes ограничивались заботливыми автовладельцами и энергичными авиамеханиками, но в последние годы серия переместилась в область космического пространства и за его пределы. Это руководство имеет, пожалуй, самую широкую сферу компетенции под предлогом обеспечения покрытия «происхождения, эволюции и будущего» планеты, где мы живём, и, в соответствии с подзаголовком, историю «с 4,5 миллиардами лет назад до настоящего времени». И всё это в чуть более 200 страниц!
Книга разделена на восемь глав, охватывающих формирование Земли, её геологию, океаны и атмосферу, и влияние «жизни на Земле». Глава «Генезис» показывает место Земли в контексте с остальной частью Солнечной системы, сравнивая её с другими планетами и особенно с Луной. Последующие разделы по тектонике плит и дрейфа континентов будут знакомы тем, кто изучал географию в школе, но набор диаграмм Greatarsson должен помочь улучшить их понимание предмета. На самом деле редактор изображений издательства проделал отличную работу. Книга хорошо иллюстрирована цветными фотографиями и схемами и имеет полезный алфавитный указатель.
Является ли это действительно руководством по ремонту для владельцев? Одним словом, нет; трудно понять, как Haynes может оправдать продление серии на все более эзотерические темы, но это не должно отвлекать внимание от качества их публикаций. Планета Земля является книгой, которая должна оказаться полезной для всех студентов в области геоморфологии и науки о Земле.
Автор материала:
Марк Уильямсон
(Mark Williamson),
космические технологии,
консультант
Технический перевод статьи журнала ROOM
журнал ROOM №2 (8) 2016