Книжное обозрение
Технический перевод статьи журнала ROOM, № 1(7) 2016
Марк Уильямсон (Mark Williamson), космические технологии, консультант |
Наша политика строится на беспристрастности и искренности, таким образом, если в книге есть недостатки, по нашему мнению, они должны быть доведены до сведения потенциальных покупателей, и мы будем это делать. С другой стороны, если она представляется полезной, информативной и увлекательной, мы также будем говорить об этом. Таким образом, мы надеемся принести пользу нашим читателям.
«Изучение планет» – мемуары Фреда Тейлора, издательство Oxford Univ Press, 2016 г., 363 стр., в твёрдом переплёте £ 25.00 (фунтов стерлингов), ISBN 978-0-19-967159-5
Это не редкость – прочитать о знаменитых фигурах американской космической программы либо в книгах по истории, либо в биографических очерках; большая редкость – читать мемуары британского космического учёного, который работал в Лаборатории реактивного движения (JPL) в начале своей карьеры, и это предлагает интересную перспективу.
Первое десятилетие своей уважаемой профессиональной деятельности Фред Тейлор отдал JPL в качестве главного исследователя на орбитальном аппарате Pioneer Venus, который обеспечил первое систематическое изучение метеорологии на Венере. Его радиометрический преобразователь давления, разработанный в Оксфорде, вошёл в первую партию британских аппаратных средств для отправки на другую планету. «Замечательное достижение, – пишет Тейлор, – которое остаётся незамеченным по сей день».
Это явно было время, относящееся к становлению его карьеры, но он также вспоминает культурный шок от пребывания в другой стране. «Мысль о том, что перейти дорогу там, где мне бы хотелось, является преступлением, поразила меня», – пишет он после нескольких лет вальсирования на оксфордских дорогах.
Наряду с запретом пересечения проезжей части вне пешеходного перехода, кажется, что он также впал в прострацию законотворчества, узнав, что «движение на автомобиле, способном двигаться со скоростью 150 миль в час, считается законным только в случае, если движение происходит со скоростью 65 миль в час, а то и меньше», и это подразумевается тогда, когда мы говорим о человеке, пересевшем с Мустанга на Aston Martin DB5, чтобы усовершенствовать свою ежедневную транспортировку! Наряду с большим количеством научных описаний, книга усеяна анекдотами и личными нюансами, подобными этим.
Когда он пришёл, чтобы освободить свой кабинет после выхода на пенсию, Тейлор понял, что он был связан с зондами всех планет: к Сатурну, Луне и кометам, на удачу; и это чувство заложило основу его мемуарам. Книга сопровождается иллюстрациями, цветными и чёрно-белыми фотографиями, многие предоставлены из личной коллекции автора, полезен короткий глоссарий и разумное оглавление. Она написана хорошим языком, понятным для неспециалистов.
Космическое пространство является субъектом международного права, и, по многим причинам, географические и государственные границы зачастую не имеют значения. Но в субъекте, который, по понятным причинам, сосредоточен в США, весьма актуально найти англо-ориентированную точку зрения. Для меня книга, в которой есть фотографии Патрика Мура и космического аппарата TARDIS на той же странице, представляется весьма интересной.
«Во мраке неизвестности», Роланд Уайт, издательство Bantam Press, 2016 г., 436 стр., в твёрдом переплёте £ 18.00 , ISBN 978-0-593-06436-8
Спустя тридцать пять лет после первого запуска космического челнока в апреле 1981 года, было весьма сложно придумать новую зацепку для истории об этой уникальной ракете-носителе и орбитальной системе. Всё уже было сказано, не так ли? История, технология, люди, «катастрофы»... так много книг было написано, что ими можно было бы заполнить грузовой отсек Shuttle!
Обложка и название предполагают неоднозначность прочтения, что формирует ядро книги: частично о смелом предприятии во мраке космического пространства и неизвестности, но также о тёмном мире Пентагона и Национального управления воздушно-космической разведки (NRO).
«Затравка» для читателя или пиар-шумиха в данном случае подключают вопрос об отслаивание термопанели и обеспокоенности тем, что этот первый Shuttle сгорит на входе в атмосферу.
«Для сохранения Колумбии, – заявляет во всеуслышание автор книги, – НАСА пришлось обратиться в Национальное управление воздушно-космической разведки – шпионское агентство, скрытое глубоко в дебрях Пентагона, само существование которого несёт в себе гриф секретности».
Несмотря на то, что книга состоит из четырёх озаглавленных основных частей, текст подразделяется на 67 неозаглавленных глав, так что просматривается достаточно мало ключей к разгадке истории внутри – в параллели с документами Пентагона, возможно?
Смысл всего этого кроется в стиле американской предрасположенности к «исторической журналистике»: одна глава начинается так: «Джо Генри Инг любил самолёты. На самом деле любил»; другая: «Это был не тот тип запроса, который вы часто слышали в Управлении астронавтов». Таким образом, вы получаете идею.
Такой подход делает книгу довольно лёгкой для чтения и, что, конечно, не имеет значения, но это трудно игнорировать, – раскрутку «тёмного мира».
Серьёзная подводка к сюжетной линии спасения Колумбии шпионским агентством от сжигания отделяется от самой истории сотнями страниц доступного и интересного материала о личностях и технологии; но финал не оправдывает ожиданий в плане представления какой-либо полезной информации о термопанели на орбите.
Не то чтобы Национальное управление воздушно-космической разведки могло предпринять какие-либо действия, чтобы спасти Шаттл и его астронавтов, в любом случае, поспешный запуск ранее неизвестного космического корабля из Area 51. Такая предпосылка может увеличить продажи, но это обесценивает то, что в противном случае является прекрасным примером доступного описания технического материала.
«По ту сторону – наше будущее в космическом пространстве», Крис Импей, издательство W W Нортон, 2016 г., 321 стр., Softback £ 10.99, ISBN 978-0-393-352153
Это факт, что энтузиасты космического пространства, предприниматели и практически любой человек, заинтересованный в исследованиях и, возможно, одновременно проживающие в разных частях нашей Солнечной системы, постоянно смотрят в будущее. Разведка и освоение космического пространства являются естественным предметом, представляющим интерес для футуристов, потому что представляет так много возможностей для свободного полёта мысли (или будь то тёмное космическое пространство).
Вместе с большинством книг о будущем в космическом пространстве эта тем не менее посвящает хорошую долю текста определению места действия: с первой секции по истории и второй – о настоящем времени, менее половины книги досталось будущему. Чтобы добавить доступности и развлекательной ценности, каждый из четырёх разделов начинается с того, что автор называет «вымышленным коротким эпизодом» свидетельство, возможно, многообещающей научной фантазии автора. Таким образом, эта книга, вероятно, не для космического эксперта.
Тем не менее она может быть отличным материалом для первичного открытия тем, кто хочет получить читабельный обзор того, что мы сделали, где мы есть и каков будет наш следующий шаг в космическом пространстве. Здесь имеет место даже занятие сексом в космическом пространстве, по крайней мере, страница, которая кажется хорошим тоном для такого типа книги. Таким образом, обобщив трудности общения в условиях микрогравитации, автор даёт советы тем, кто нуждается в них: «Марсианский секс создаёт меньше препятствий».
Наноботы и деформированные диски также создают иллюзию правдоподобности, но книга включает в себя некоторые серьёзные темы, весьма разнообразные, такие как 3D печатные лунные базы и уравнение Дрейка. В конце присутствует весьма неожиданный 30-страничный раздел с поглавными сюжетными пояснениями и исчерпывающим оглавлением в 25 страниц, которые не были бы неуместны в академическом тексте. Этот момент, и нечётный граф, и иллюстрации типа PowerPoint придают книге несколько шизофренический характер.
Технический перевод статьи журнала ROOM