Проект обертывания автобуса - работа с детьми детской больницы Dell, Остин, штат Техас

Искусство в медицине - Размышления о художественном проекте «Скафандр своими руками»

 
На заре своей профессиональной деятельности в качестве художника, я стал интересоваться искусством в качестве функциональной формы общественного воздействия.
 
 

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 3(9) 2016

Я почувствовал, как эстетика и стремление к пониманию формы и красоты привели меня к мысли, что эти творческие аспекты более тесно связаны с такими широкими понятиями, как справедливость, здоровье, права человека и единство. Я осознал, что эти всеобъемлющие понятия красной нитью проходят сквозь искусство, и мой выбор профессии художника помог сформироваться мысли, что я хочу, чтобы мое искусство стало не просто метафорой моих убеждений, но и выражением моих убеждений на практике.

Эта внезапная мысль посетила меня, когда я был молодым человеком, который преподавал такие дисциплины, как профилактика насилия, грамотность и культурное взаимопонимание через искусство в государственных школах в Южном Бронксе в рамках организации под названием LEAP (обучение на основе развивающей программы по искусству). Именно в этом качестве я заметил, что искусство, а именно коллективное искусство при участии молодых людей, может оказать заметное и существенное воздействие на решение целого ряда социальных вопросов: эта мысль полностью захватила мое сознание и не отпускает до сих пор.

«Окоа, рыцарь морских стихий» - совместный творческий проект пациентов детского онкологического центра MD Anderson.

«Окоа, рыцарь морских стихий» - совместный творческий проект пациентов детского онкологического центра MD Anderson

В 2005 году я переехал в Остин, штат Техас. Моя жена получила преподавательскую должность, а я приступил к изучению потенциала межотраслевых общественных художественных проектов, которые я мог бы генерировать через общественное сотрудничество. Меня все больше и больше интересовала роль общественного искусства, которое предполагало коллективное участие; я чувствовал, что весьма эффективной может стать организационно-массовая работа, выполненная людьми, которые обычно не имеют шанса формировать ландшафт города.

После того, как мне не удалось наладить партнерские связи, необходимые, чтобы протолкнуть ряд предложений, которые включали графические ветровые турбины, гигантских солнечных бабочек и палатки для беженцев, я предложил идею «обернуть» несколько городских автобусов творческими работами, выполненными в сотрудничестве с детьми, которые находятся на лечении в недавно открытой детской больнице Dell.

Автобусная компания, Capital Metro согласилась предоставить два автобуса, так что я обратился в компанию 3М, которая выпускала материалы, которые используются для обертывания транспортных средств. Они были счастливы пожертвовать материалы и заплатить за установку. Я связался с Art Alliance Austin, некоммерческой организацией, которая оказывает спонсорскую поддержку общественных работ. Они согласились предоставить нам грант. Затем я обратился в больницу, и, хотя я никогда не имел никакого клинического опыта, ситуация была критическая, и они согласились дать мне допуск.

Я работал в течение 18 месяцев по этому проекту, полный рабочий день занимаясь творчеством с педиатрическими пациентами в отделении диализа и онкологическом отделении. Я не мог не прочувствовать глубокий смысл происходящего. Я видел, как творчество повлияло на молодых пациентов, с которыми я работал и, как всегда, повлияло на меня: оно дало им ощущение цели, ощущение того, что они были частью чего-то большего, чем их болезни, что заставило их бороться, и во многих случаях обеспечило своего рода исцеление, и это было уникально по отношению к другим видам лечения, которые они проходили.

В 2010 году меня пригласили в больницу MD Anderson в Хьюстоне, чтобы сделать пилотный творческий проект в рамках медицинской программы. Я работал в партнерстве с доктором Мартой Аскинс, клиническим психологом, и вместе мы создали серию художественных студий для работы с пациентами, которые постоянно находились в клинике, и их семьями во время посещений, и с пациентами, которые посещали больницу для амбулаторной химиотерапии и лучевой терапии. На тот момент мы с д-р Аскинс приблизились к тому моменту, чтобы сосредоточиться на работе с пациентами с ограниченными физическими возможностями и разработали методики, которые мы называем «ориентированное творчество пациента» для тех, кто не мог творить сам в результате физических ограничений, связанных с болезнью и ее лечением.

Я приступил к работе над серией совместных и широкомасштабных проектов, в которых творчество пациентов преследовало цель не только крепить к стенам палат результаты их деятельности, но объединить их друг с другом, сформировать отношения и соединить их с сообществом не как больных раком, но как художников. В контексте одного из ведущих мировых центров по лечению рака, куда обращаются за лечением пациенты со всего мира, и, находясь, очень часто они находятся в полной изоляции, далеко от друзей и семьи (и часто из-за клинической необходимости), такой подход имел особую ценность.

Такая практика была действенной, но я был один, и я знал, что я не в состоянии видеть каждого пациента, кому я хотел помочь. Я работал, чтобы понять, каким еще образом можно использовать творчество, чтобы поддержать их исцеление и помочь управлять своими симптомами. Я использовал видеозаписи наших сессий и интервью с пациентами и членами их семей, по аналогии как футбольная команда использует фильмы с игровыми моментами, чтобы понять, как работает процесс, чтобы в своем отчёте от первого лица понять, каким образом конкретный вид творчества воздействует на пациентов и их семьи.

Помимо этого, я начал понимать, что занятие общественным творчеством было сродни привязки к методу исследования в сфере искусства, когда само искусство становится инструментом для понимания и интерпретации своего клинического значения.

Свою работу в больнице MD Anderson я сосредоточил на использовании крупномасштабных работ в качестве инструмента для порождения энтузиазма у своих пациентов. Значимость энтузиазма не может быть переоценена: ощущение предвкушения чего-то, что заставляет нас вскакивать с постели ранним утром, имеет еще большее значение в контексте того факта, что желание встать с постели может послужить хорошей профилактикой от пролежней или пневмонии.

Проект за проектом, я пытался найти новые способы для мотивации своих пациентов:ˆ от совместных гигантских скульптур типа «Окоа, рыцарь морских стихий» (бумажный дракон, длиной 20 футов, совместное творчество более чем 1300 пациентов) и 100-метровой цифровой фрески, которую мы выставляли в больнице в качестве нашего творчества на основе партнерства с музеем здравоохранения и медицинской науки и музеем изобразительных искусств Хьюстона, до анимации, сделанной в сотрудничестве с нашими пациентами и их семьями, и командой профессиональных художников, которая включает аниматоров, писателей, иллюстраторов, музыкантов и неврологов, которые помогают нам анализировать, как эта анимация, что мы создаем, воздействует на мозг.

Именно это желание приносить вдохновение пациентам и их семьям, которому я посвящаю наши монументальные проекты, привело меня к идее создать совместный проект с НАСА, который называется «Космический скафандр своими руками».

Он возник из одной лишь простой предпосылки: космическое пространство вдохновляет детей. Помимо этой изначально простой посылки, была идея, что можно провести много параллелей между жизнью космонавтов и жизнью больных раком. И те, и другие проходят через серию физических обременений и серьезных экстремальных изменений в их телах, подвержены длительным периодам изоляции, и сталкиваются с неизвестным в прямом смысле, и они должны определить средства, чтобы поддерживать себя в критической, угрожающей жизни ситуации.

Если бы я был в состоянии провести эту параллель надлежащим образом, я смог бы вдохновить пациентов и их семьи, которым я служу (а также космонавтов), чтобы подумать о своем собственном путешествии по-новому. Я решил, что космический костюм станет глубоким символом совместного труда, чтобы объединить лучшее от науки и искусства, чтобы создать форму для защиты.

Имея в виду подобную установку, я знал, что хочу получить произведение искусства, в создании которого не только будет участвовать множество людей, но оно должно быть признано как оригинальное. Вследствие чего я связался со своим другом Гордоном Эндрюсом, специалистом по связи в команде Международной космической станции (МКС) в космическом центре Джонсон, НАСА, рассказал ему о своем плане и спросил, сможет ли он помочь мне получить точные спецификации для скафандра.

Гордон является одним из самых щедрых парней, которых вы когда-либо встречали. Он не только прислал мне несколько параметров по электронной почте, он также пригласил меня в НАСА, чтобы совершить экскурсию в лабораторию космической экипировки и познакомил меня с Дэйвом Грациози, инженером из ILC Dover, компании, которая производит скафандры для НАСА со времен космических полетов Apollo. Гордон также представил меня Николь Стотт, астронавту в отставку, первого астронавта, написавшего картину в космическом пространстве, которая в настоящее время продолжает свою новаторскую карьеру в качестве космического художника и поборника STEM (точные науки) перед STEAM (успех через образование и мотивацию). Вот так, собралась вместе команда проекта «Космический скафандр своими руками».

Мало того, что НАСА и ILC Dover согласились предоставить мне чертежи скафандра, необходимые, чтобы сделать точный костюм, они согласились помочь сложить костюм вместе. Члены их команды работали по вечерам и в выходные дни, чтобы простегать сотни и сотни индивидуальных мини-картин, которые были собраны по художественным студиям, которые я устроил в больнице MD Anderson, чтобы собрать вместе необыкновенно прекрасное произведение искусства.

Компания ILC Dover и НАСА договорились о партнерстве в серии из трех космических костюмов, которые мы называем HOPE, COURAGE, и UNITY (надежда, мужество и единство). Первый костюм, HOPE, в создании которого участвовали художественные работы более 500 пациентов и членов их семей, был закончен и недавно выставлен в Музее изобразительных искусств Хьюстона.

Во время создания второго костюма, COURAGE, мы решили, что мы действительно хотим достичь звезд. Работая с НАСА и программой МКС, мы решили создать скафандр с ручной росписью для полета на МКС в честь месяца           профилактики, диагностики и лечения рака у детей.

Это дает нам огромную возможность добавить астронавта Кейт Рубенс в нашу команду проекта «Космический скафандр своими руками». Менеджеры НАСА также согласились разрешить Кейт носить второй костюм, COURAGE, на борту МКС в сентябре 2016 года и обеспечить видео по нисходящей линии связи в качестве инструмента для повышения осведомленности о детской онкологии. Такая невероятная возможность стала удивительным клиническим инструментом. Представьте себе, зайти в комнату больного ребенка, который борется за свою жизнь, с предложением внести свой творческий вклад в создание костюма, который астронавт собирается носить в космосе!

Для создания COURAGE мы использовали утвержденный НАСА летный костюм и краски, проверенные НАСА. Костюм и краски были доставлены в онкологический детский госпиталь MD Anderson, и мы открыли художественные студии, в которых астронавты НАСА Николь Стотт, Кейт Рубенс, Рейд Уайзман и Эллен Бейкер наносили краски на костюм вместе с нашими пациентами и их семьями, я даже смог устроить посещение домашнего хосписа, чтобы одна из моих пациенток, на исходе своей жизни приняла участие. Наш красиво расписанный вручную скафандр был запущен в качестве части полезной нагрузки и взял курс на МКС на борту ракеты Фалькон F9 компании SpaceX. Я имел возможность поехать в Космический центр Кеннеди, ко мне присоединился один из моих пациентов и его мать, чтобы понаблюдать за запуском.

Трудно описать глубину эмоций, которые я испытал, наблюдая запуск. Я работал с тысячами детей, больных раком, на протяжении последних 11 лет, и, во многих случаях, я был там вместе с семьями и наблюдал невообразимые потери. Образ ракеты, уносящей это простое изделие, расписанное вручную, наполнило меня чувством глубокого комфорта, как если бы мы посылали сообщение своим близким, которых мы потеряли, и придали вдохновение тем, которые здесь, в том, что они не одни в этом путешествии.

Большая часть проекта «Космический скафандр своими руками» представляет путь, пройденный в сотрудничестве с НАСА, компанией ILC Dover и нашими пациентами, и их семьями, который расширил наши коллективные сообщества. Многие из наших пациентов в настоящее время считают астронавтов своими друзьями, и они соединяются на Facebook и отслеживают поездки друг друга.

Наш третий костюм, UNITY, несет в себе послание о расширении этого единения. В сентябре, Николь Стотт, и я собираемся в мировое турне, чтобы творить вместе с пациентами и астронавтами в городах, которые являются базой других космических агентств, которые совместно создали Международную космическую станцию. Мы будем заниматься творчеством с педиатрическими больными и подростками, больными раком, и с астронавтами и космонавтами в Кельне, Москве, Токио и Монреале, а также с нашими пациентами и астронавтами НАСА. Компания ILC Dover согласилась объединить произведения искусства, собранные в этой глобальной миссии, в наш третий костюм, UNITY.

В рамках подготовки к нашей поездке в Москву, я недавно смотрел видео на YouTube о рукопожатии, которое имело место в космическом пространстве в рамках миссии Аполлон Союз 1975. Это невероятное международное сотрудничество и торжество взаимодействия случились в разгар глобального конфликта и послужили в качестве инструмента для разрядки напряженности и модели для совместной работы, которая до сих пор остается одной из самых значимых мирных акций в 20-м веке. Это еще раз напомнило мне, что наши действия, даже такие обычные, как рукопожатие или картины ребенка, в состоянии изменить ход истории.

Автор материала:

Ян ЦионЯн Цион,
художник и директор искусств
в медицинской программе
детского онкологического
центра MD Anderson,
Хьюстон, США

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Paediatric cancer patients aim for the stars with space inspired art project
 журнал ROOM №3 (9) 2016

 

ранее опубликовано

все статьи и новости