Хьюстон. У нас есть космопорт
Технический перевод статьи журнала ROOM, № 3(5) 2015
Дэвид Александер (David Alexander), директор Райсовского космического института |
Артуро Мачука (Arturo Machuca), Генеральный директор, Эллингтон Филд |
Его местонахождение рядом с аэропортом Эллингтон и вблизи густонаселённого города допускает только горизонтальные запуски и посадки. Тем не менее у нас есть возможность развивать космическую и смежные отрасли промышленности, проводить научные исследования и претворять в жизнь образовательные программы с местными, национальными и международными партнёрами.
В этом году штат Техас и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) назвали Эллингтон Филд десятым по счёту национальным коммерческим космопортом страны.
На вручении руководству компании Houston Airport System лицензии оператора космодрома, д-р Джордж Нильд (FAA) отметил, что традиционно космические путешествия считались прерогативой государственных предприятий, однако со временем они становятся всё более зависимыми от частных инвестиций. В этом направлении коммерческие космодромы играют важную роль.
На показательном запуске присутствовали представители администрации Хьюстона, НАСА, научных кругов и бизнеса; компания из Великобритании Satellite Applications Catapult поддержала международный статус мероприятия. Аэропорт Эллингтон (EFD) поможет обеспечить постоянное лидерство Хьюстона в космическом пространстве при переходе США от федеральных программ космических полётов на коммерческие.
Присвоение категории «космопорт» стало кульминацией двухлетней работы компании Houston Airport System (далее по тексту HAS) и её коллег.
Процесс лицензирования включал в себя оценку воздействия на окружающую среду и возможность широкого обсуждения прецедента. В 2012 году HAS поручила компании Reynolds, Smith & Hills, Inc. (RS&H) подготовить анализ экономической целесообразности проекта и оценить технические возможности аэропорта. В заключение эксперты пришли к выводу, что создание космодрома в рамках инфраструктуры EFD вполне возможно с незначительными её улучшениями.
На следующий год HAS завершила проведение экономических и организационно-коммерческих исследований, которые подтвердили, что расположение Хьюстона позволяет обеспечить участие в коммерческой космической деятельности: производстве авиационно-космической техники, разработке и изготовлении комплектующих /композитных конструкций, сборке космических летательных аппаратов, подготовке космонавтов, научных и медицинских экспериментах в невесомости, разработке микроспутников и развитии космического туризма.
В августе 2013 года городской совет Хьюстона отправил официальный запрос в Федеральное управление гражданской авиации США/Управление коммерческих космических перевозок (FAA/AST) на получение коммерческой лицензии для космодрома.
Лицензия оператора делает космопорт Хьюстона реальностью и даёт право на начало работы, чтобы сделать Эллингтон Филд истинными воротами в космос. Расположение космодрома в большом столичном регионе (Хьюстон является четвёртым по величине городом Соединённых Штатов) делает его уникальным и предоставляет широкие возможности, но также создаёт определённые проблемы.
Основная из них заключается в отсутствии открытого полигона для традиционного запуска в космос. В результате возможности космодрома Хьюстона сводятся к горизонтальным запускам, доступ в космическое пространство осуществляется через ограниченные полётные зоны в Мексиканском заливе.
Чтобы иметь представление о подобном типе запуска, вспомните самолёт White Knight Two компании Virgin Galactic с летательным аппаратом SpaceShipTwo на борту. Допускается также горизонтальная посадка. С этой целью HAS и подразделение Space Systems корпорации Sierra Nevada Corporation подписали письмо о согласии исследовать возможность посадки грузового корабля Dream Chaser. Dream Chaser – космический летательный аппарат с несущим корпусом, который запускает обычная ракета, но, подобно космическому челноку, приземляется как планирующий летательный аппарат.
Прочие проблемы включают в себя разработку мер безопасности по хранению и обращению с окислителями и другими горючими топливами, интеграцию воздушного пространства между операциями авиации общего назначения, военными операциями и коммерческими космическими полётами. Проблемы рассматривались надлежащим образом, и программа действий учитывает все требования FAA-AST для будущих коммерческих космических запусков.
Чтобы иметь представление о подобном типе запуска, вспомните самолёт White Knight Two компании Virgin Galactic с летательным аппаратом SpaceShipTwo на борту.
Помимо запусков КЛА
Подобная специфика также предусматривает возможность создать космодром, который будет представлять из себя нечто большее, чем просто стартовый комплекс.
Мы рассматриваем космопорт Хьюстона в качестве катализатора для широкого спектра космической промышленности, научных исследований и образовательного потенциала. EFD станет региональным центром для кластера аэрокосмических объектов, который можно использовать в качестве инкубатора для инноваций и развития космической и авиационной отрасли. Такой подход позволит использовать сильные стороны региона Большой Хьюстон. Хьюстон является высокотехнологичным городом, деятельность которого сосредоточена в трёх основных направлениях: энергетика, медицина и космос.
Однако он также и интернациональный город с репутацией лидера, развивающегося бизнеса и исследований мирового класса как результат внедрения серьёзных технологий, новаторских идей и высококачественного образования.
Расположение космодрома Хьюстона неподалеку от Космического центра Джонсон НАСА, порта Хьюстона, Техасского медицинского центра – средоточия мировой энергетической отрасли и ряда всемирно известных университетов – образует уникальный пространственный конгломерат. Космопорт будет использоваться как совместный объект, отправной точной исследований которого станет, конечно же, космическое пространство, но с прицелом на исследования и разработки других потенциальных возможностей с пользой для прочих отраслей промышленности этого региона.
Ключевым моментом концепции развития космодрома Хьюстона является привлечение бизнес-сообществ от каждого из заявленных секторов. Это будет происходить течение долгого времени, но космодром начнёт свою деятельность с сочетания традиционных, перспективных аэрокосмических проектов, проектов по утилизации космического пространства вместе с разработчиками космической техники и инновационных стартапов.
Краеугольным камнем этой деятельности станет создание инновационной лаборатории Design Solutions (DSL), аэрокосмического кластера, и международного центра космических применений. Диверсификация деятельности является основополагающим принципом для успешного развития космодрома, в частности там, где параметры запуска минимальны или строго ограничены.
Естественная цель развития космодрома – это средоточие на производстве и сборке авиакосмической техники в дополнение к запускам и предоставлению связанных услуг. Аэрокосмический сектор является основной отраслью в регионе Хьюстона. Один из проектов космодрома Хьюстона и космического центра Johnson НАСА направлен на создание аэрокосмического кластера, в котором будет задействован местный промышленный и научный потенциал, чтобы обеспечить в 21-м веке комплексный подход к аэрокосмическим исследованиям, проектированию и разработкам. Он послужит приманкой для привлечения других компаний, больших и малых, в космопорт.
Эллингтон уже располагает аэродромной инфраструктурой с прямым доступом к ограниченному воздушному пространству над Мексиканским заливом, а также имеет в своём распоряжении более 400 акров земли для постройки ангаров, научно-исследовательских центров, производственных и сборочных цехов и учебных центров.
В настоящее время администрация Космопорта Хьюстона находится в стадии переговоров о приобретении своего первого объекта; ведутся работы, чтобы завершить планирование и проектирование первого этапа намеченного кластера, который, как ожидается, будет завершён к декабрю 2015 года. Все планы будут обнародованы в ходе конференции SPACECOM в ноябре 2015 года.
Слияние аэрокосмических компаний, от крупных корпораций до малых новых однопрофильных компаний, в условиях новаторских разработок и взаимного сотрудничества представляет захватывающую перспективу, которая приведёт к развитию новых технологий и новых партнёрских отношений. Кроме того, тесная связь с региональными университетами и колледжами поможет наращивать и развивать квалифицированную рабочую силу, крайне необходимую для отрасли, а также проложит путь для следующего поколения космических технических специалистов.
Тесная связь с региональными университетами и колледжами поможет наращивать и развивать квалифицированную рабочую силу, крайне необходимую для отрасли, а также проложит путь для следующего поколения космических технических специалистов.
Международный инновационный потенциал
Компания Satellite Applications Catapult, расположенная в Харуэлл, Великобритания, станет первым международным партнёром космодрома Хьюстон. Satellite Applications Catapult (sa.catapult.org.uk) является независимой инновационной и технологической компанией, созданной правительством Великобритании для дальнейшего развития основных направлений космического сектора.
Космические данные, полученные в настоящее время, используются многими некосмическими отраслями, чтобы наметить тенденции своего развития, отслеживать цепочки поставок, работать на опережение стандартов, оценки соответствия, управления ресурсами и организации реагирования на чрезвычайные ситуации. Чтобы проанализировать такого рода применения в Хьюстоне, Райсовский космический институт вместе с компаниями Соединённого Королевства – Science and Innovation Network (научная и инновационная сеть) и Satellite Applications Catapult – в январе 2015 года хостировали Space4Houston.
Основной акцент был сделан на использование спутниковых данных в помощь функционирования двух важных секторов в регионе: береговой охране (в том числе портовые операции) и городского планирования / реагирования на чрезвычайные ситуации. Мероприятие оказалось достаточно успешным и заложило основу партнёрства Catapult / Космопорт.
Ключевая идея заключается в использовании космических данных и информации от изображений с высоким разрешением лидара, радара и мульти-волновой спектроскопии для наземных целевых отраслей промышленности, чтобы повысить их эффективность и результативность.
Хьюстон представляет собой идеальное место для такого рода мероприятий, учитывая масштаб, диапазон и разнообразие региональной экономики. Партнёрство Космопорт / Catapult является важным шагом в наведении мостов между ресурсами космического пространства и потребностями многочисленных наземных отраслей.
Одним из первых проектов, который новый космодромом Хьюстона рассматривает в качестве основополагающего, будет лаборатория планирования и выработки решений (DSL). DSL обеспечит возможности для многоцелевого проектирования и производства и будет находиться в открытом доступе для университетов, малых и средних предприятий, начинающих компаний и аэрокосмических подрядчиков.
Лаборатория будет делать основной упор на аэрокосмические технологии, а также послужит катализатором решения космических проблем и практического использования. DSL будет располагать ресурсами для проектирования, производства, испытаний и внедрения в сочетании с учебными классами для осуществления совместных проектов технологического развития и подготовки трудовых ресурсов. Это позволит предполагаемому кругу пользователей пройти полный цикл от разработки концепции, изготовления рабочих прототипов для решения проблем космической отрасли и до обеспечения методики применения перспективных инженерных и материальных достижений в сфере научно-исследовательской деятельности.
В качестве инаугурационного проекта развития функциональных возможностей космодрома Хьюстона DSL обеспечит престижные научные исследования, опытно-конструкторские работы, обучение и образовательные программы, чтобы привлечь аэрокосмические компании в Эллингтон. Такая информированность в рамках всей страны будет содействовать развитию инфраструктуры и способствовать развитию сотрудничества между промышленным сектором, академическими кругами и космическим центром НАСА.
Проектировочная площадка предоставит необходимые ресурсы для продвижения концепций к конструкционному исполнению для решения широкого круга задач. К ним относятся проекты аэрокосмических компаний и НАСА, развитие малых инновационных космических стартап-компаний и образовательного пространства для студенческих проектно-технических команд.
Кроме того, оборудование для компьютерного дизайна, производственная лаборатория и развивающий центр повысят роль DSL. Это сделает возможным использовать прогрессивные технологии проектирования и производства в спонсорских проектах через этапы проектирования, изготовления, моделирования, тестирования и развёртывания.
Космодром Хьюстона, четвёртого по величине города США, с его материально-технической базой для проведения проектных работ и транспортными связями, нацелен на привлечение как авторитетных аэрокосмических компаний, так и небольших, недавно созданных. Авторское право: Космопорт Хьюстона
Магнит для студентов
Во всех университетах страны студенты ищут способ извлечь как можно больше пользы из своего образования. Они испытывают потребность в возможности проявить себя, хотят решать реальные проблемы, их обуревает желание обладать всем миром.
С целью решения этой проблемы университетские инженерные и научные программы в настоящее время налаживают связи с бизнес-школами, инновационными центрами, промышленными лабораториями, развивающими центрами и бизнес-инкубаторами. Они помогают студентам расширять свой образовательный опыт, способствуют развитию новаторских навыков и появлению следующего поколения технологических лидеров.
Перспективы и потенциал, как следствие исследований космического пространства и использования космических ресурсов, будут содействовать удовлетворению всех этих амбиций. Расширение доступа к космическому пространству, и физически, и интеллектуально, откроет множество возможностей для получения образования 21-го века, где лидерство и соответствие быстро становятся основными элементами добавленной стоимости.
Космопорт Хьюстона создаст благоприятный момент, чтобы объединить уроки, извлечённые из почти шести десятилетий освоения космоса, с уроками познания нарождающегося нового космического пространства, где ключевыми факторами являются предпринимательство и новаторские навыки. Подобные амбициозные начинания могут стать связующим звеном между развивающейся коммерческой культурой «нового космического пространства» и того, что мы могли бы назвать переходным «кодексом» космического пространства.
Космопорт Хьюстона может считаться десятым коммерческим космопортом США, но совершенно точно не будет последним. В ближайшие несколько лет их число в США будет расти, и, что наиболее очевидно, следующим будет объект на юго-западе Техаса в Бока-Чика, предлагаемый компанией SpaceX.
Пополнив их количество частным стартовым комплексом Мидленд в Блю Ориджинс (Западный Техас), в ближайшие три-четыре года страна сможет похвастаться появлением четырёх коммерческих космических объектов. Для космодрома Хьюстона сотрудничество имеет важное значение не только на государственном уровне, но и по всей стране, а также на международном уровне, с растущим интересом в размещении космодромов по всему миру.
Сотрудничество имеет решающее значение для развития промышленности и повышения спроса, несмотря на то что в сфере коммерческого космического бизнеса неизбежно возникнет конкуренция между различными объектами, государствами и странами. Каждый космодром будет иметь свои сильные стороны, которые можно объединить для большей эффективности.
В космодроме Хьюстона мы планируем создать кластер активности, который объединит космические технологии, космические научно-технические знания и космические данные для широкого круга различных отраслей промышленности, государственных и научных партнёров. Каждый космодром будет иметь свои собственные приоритеты, партнёров и возможности, но вместе они помогут изменить лицо коммерческой космической отрасли, обеспечивая необходимые R & D, производственные мощности и средства сборки, многопрофильное сотрудничество, открытый доступ в космос, образовательный и рекрутинговый потенциал.
В заключение хотелось бы сказать, что в ноябре 2015 года Хьюстон на выставке SpaceCom Exposition (spacecomexpo.com) организует саммит, чтобы помочь операторам космодрома и поддерживающей их городской администрации вместе обсудить задачи и возможности, предоставляемые этим новым ресурсом, исследований космического пространства.
Потенциал космодрома и его роль в качестве регионального экономического движителя являются результатом благоприятной возможности диверсифицировать свою деятельность, сотрудничать с партнёрами, которые придают дополнительный стимул, а также использовать преимущества местных профессионалов и оригинальных идей. При этом он будет генерировать новые решения и рост высокотехнологичной рабочей силы, чтобы рассматривать космическое пространство не только в качестве пункта назначения, но и в качестве ресурса.
Технический перевод статьи журнала ROOM
Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Astronautics Houston, we have a Spaceport
журнал ROOM №1 (3) март 2014