Взгляд художника на космические корабли и обычные самолёты на взлётной полосе аэропорта Эллингтон. Авторское право: Космопорт Хьюстона

Хьюстон. У нас есть космопорт

 
Хьюстон прославился тем, что во времена программы Apollo в нём размещался центр управления космическими полётами; а теперь в Хьюстоне есть свой собственный коммерческий космопорт – десятый по счёту объект подобного рода в США.
 
 

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 3(5) 2015

Дэвид Александер (David Alexander), Директор Райсовского космического института

Дэвид Александер (David Alexander), директор Райсовского космического института

Артуро Мачука (Arturo Machuca), Генеральный директор, Эллингтон Филд

Артуро Мачука (Arturo Machuca), Генеральный директор, Эллингтон Филд

Его местонахождение рядом с аэропортом Эллингтон и вблизи густонаселённого города допускает только горизонтальные запуски и посадки. Тем не менее у нас есть возможность развивать космическую и смежные отрасли промышленности, проводить научные исследования и претворять в жизнь образовательные программы с местными, национальными и международными партнёрами.

В этом году штат Техас и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) назвали Эллингтон Филд десятым по счёту национальным коммерческим космопортом страны.

На вручении руководству компании Houston Airport System лицензии оператора космодрома, д-р Джордж Нильд (FAA) отметил, что традиционно космические путешествия считались прерогативой государственных предприятий, однако со временем они становятся всё более зависимыми от частных инвестиций. В этом направлении коммерческие космодромы играют важную роль.

На показательном запуске присутствовали представители администрации Хьюстона, НАСА, научных кругов и бизнеса; компания из Великобритании Satellite Applications Catapult поддержала международный статус мероприятия. Аэропорт Эллингтон (EFD) поможет обеспечить постоянное лидерство Хьюстона в космическом пространстве при переходе США от федеральных программ космических полётов на коммерческие.

Присвоение категории «космопорт» стало кульминацией двухлетней работы компании Houston Airport System (далее по тексту HAS) и её коллег.

Процесс лицензирования включал в себя оценку воздействия на окружающую среду и возможность широкого обсуждения прецедента. В 2012 году HAS поручила компании Reynolds, Smith & Hills, Inc. (RS&H) подготовить анализ экономической целесообразности проекта и оценить технические возможности аэропорта. В заключение эксперты пришли к выводу, что создание космодрома в рамках инфраструктуры EFD вполне возможно с незначительными её улучшениями.

На следующий год HAS завершила проведение экономических и организационно-коммерческих исследований, которые подтвердили, что расположение Хьюстона позволяет обеспечить участие в коммерческой космической деятельности: производстве авиационно-космической техники, разработке и изготовлении комплектующих /композитных конструкций, сборке космических летательных аппаратов, подготовке космонавтов, научных и медицинских экспериментах в невесомости, разработке микроспутников и развитии космического туризма.

Семь экономических столпов города Хьюстон
Семь экономических столпов города Хьюстон
 

В августе 2013 года городской совет Хьюстона отправил официальный запрос в Федеральное управление гражданской авиации США/Управление коммерческих космических перевозок (FAA/AST) на получение коммерческой лицензии для космодрома.

Лицензия оператора делает космопорт Хьюстона реальностью и даёт право на начало работы, чтобы сделать Эллингтон Филд истинными воротами в космос. Расположение космодрома в большом столичном регионе (Хьюстон является четвёртым по величине городом Соединённых Штатов) делает его уникальным и предоставляет широкие возможности, но также создаёт определённые проблемы.

Основная из них заключается в отсутствии открытого полигона для традиционного запуска в космос. В результате возможности космодрома Хьюстона сводятся к горизонтальным запускам, доступ в космическое пространство осуществляется через ограниченные полётные зоны в Мексиканском заливе.

Чтобы иметь представление о подобном типе запуска, вспомните самолёт White Knight Two компании Virgin Galactic с летательным аппаратом SpaceShipTwo на борту. Допускается также горизонтальная посадка. С этой целью HAS и подразделение Space Systems корпорации Sierra Nevada Corporation подписали письмо о согласии исследовать возможность посадки грузового корабля Dream Chaser. Dream Chaser – космический летательный аппарат с несущим корпусом, который запускает обычная ракета, но, подобно космическому челноку, приземляется как планирующий летательный аппарат.

Прочие проблемы включают в себя разработку мер безопасности по хранению и обращению с окислителями и другими горючими топливами, интеграцию воздушного пространства между операциями авиации общего назначения, военными операциями и коммерческими космическими полётами. Проблемы рассматривались надлежащим образом, и программа действий учитывает все требования FAA-AST для будущих коммерческих космических запусков.

Чтобы иметь представление о подобном типе запуска, вспомните самолёт White Knight Two компании Virgin Galactic с летательным аппаратом SpaceShipTwo на борту.

Помимо запусков КЛА

Подобная специфика также предусматривает возможность создать космодром, который будет представлять из себя нечто большее, чем просто стартовый комплекс.

Мы рассматриваем космопорт Хьюстона в качестве катализатора для широкого спектра космической промышленности, научных исследований и образовательного потенциала. EFD станет региональным центром для кластера аэрокосмических объектов, который можно использовать в качестве инкубатора для инноваций и развития космической и авиационной отрасли. Такой подход позволит использовать сильные стороны региона Большой Хьюстон. Хьюстон является высокотехнологичным городом, деятельность которого сосредоточена в трёх основных направлениях: энергетика, медицина и космос.

Однако он также и интернациональный город с репутацией лидера, развивающегося бизнеса и исследований мирового класса как результат внедрения серьёзных технологий, новаторских идей и высококачественного образования.

Расположение космодрома Хьюстона неподалеку от Космического центра Джонсон НАСА, порта Хьюстона, Техасского медицинского центра – средоточия мировой энергетической отрасли и ряда всемирно известных университетов – образует уникальный пространственный конгломерат. Космопорт будет использоваться как совместный объект, отправной точной исследований которого станет, конечно же, космическое пространство, но с прицелом на исследования и разработки других потенциальных возможностей с пользой для прочих отраслей промышленности этого региона.

Ключевым моментом концепции развития космодрома Хьюстона является привлечение бизнес-сообществ от каждого из заявленных секторов. Это будет происходить течение долгого времени, но космодром начнёт свою деятельность с сочетания традиционных, перспективных аэрокосмических проектов, проектов по утилизации космического пространства вместе с разработчиками космической техники и инновационных стартапов.

Краеугольным камнем этой деятельности станет создание инновационной лаборатории Design Solutions (DSL), аэрокосмического кластера, и международного центра космических применений. Диверсификация деятельности является основополагающим принципом для успешного развития космодрома, в частности там, где параметры запуска минимальны или строго ограничены.

Естественная цель развития космодрома – это средоточие на производстве и сборке авиакосмической техники в дополнение к запускам и предоставлению связанных услуг. Аэрокосмический сектор является основной отраслью в регионе Хьюстона. Один из проектов космодрома Хьюстона и космического центра Johnson НАСА направлен на создание аэрокосмического кластера, в котором будет задействован местный промышленный и научный потенциал, чтобы обеспечить в 21-м веке комплексный подход к аэрокосмическим исследованиям, проектированию и разработкам. Он послужит приманкой для привлечения других компаний, больших и малых, в космопорт.

Космодром Хьюстона будет сотрудничать с местными организациями и другими космодромами во благо космических исследований. Авторское право: Космопорт Хьюстона
Космодром Хьюстона будет сотрудничать с местными организациями и другими космодромами во благо космических исследований. Авторское право: Космопорт Хьюстона
 

Эллингтон уже располагает аэродромной инфраструктурой с прямым доступом к ограниченному воздушному пространству над Мексиканским заливом, а также имеет в своём распоряжении более 400 акров земли для постройки ангаров, научно-исследовательских центров, производственных и сборочных цехов и учебных центров.

В настоящее время администрация Космопорта Хьюстона находится в стадии переговоров о приобретении своего ​​первого объекта; ведутся работы, чтобы завершить планирование и проектирование первого этапа намеченного кластера, который, как ожидается, будет завершён к декабрю 2015 года.  Все планы будут обнародованы в ходе конференции SPACECOM в ноябре 2015 года.

Слияние аэрокосмических компаний, от крупных корпораций до малых новых однопрофильных компаний, в условиях новаторских разработок и взаимного сотрудничества представляет захватывающую перспективу, которая приведёт к развитию новых технологий и новых партнёрских отношений. Кроме того, тесная связь с региональными университетами и колледжами поможет наращивать и развивать квалифицированную рабочую силу, крайне необходимую для отрасли, а также проложит путь для следующего поколения космических технических специалистов.

Тесная связь с региональными университетами и колледжами поможет наращивать и развивать квалифицированную рабочую силу, крайне необходимую для отрасли, а также проложит путь для следующего поколения космических технических специалистов.

Международный инновационный потенциал

Компания Satellite Applications Catapult, расположенная в Харуэлл, Великобритания, станет первым международным партнёром космодрома Хьюстон. Satellite Applications Catapult (sa.catapult.org.uk) является независимой инновационной и технологической компанией, созданной правительством Великобритании для дальнейшего развития основных направлений космического сектора.

Космические данные, полученные в настоящее время, используются многими некосмическими отраслями, чтобы наметить тенденции своего развития, отслеживать цепочки поставок, работать на опережение стандартов, оценки соответствия, управления ресурсами и организации реагирования на чрезвычайные ситуации. Чтобы проанализировать такого рода применения в Хьюстоне, Райсовский космический институт вместе с компаниями Соединённого Королевства – Science and Innovation Network (научная и инновационная сеть) и Satellite Applications Catapult – в январе 2015 года хостировали Space4Houston.

Основной акцент был сделан на использование спутниковых данных в помощь функционирования двух важных секторов в регионе: береговой охране (в том числе портовые операции) и городского планирования / реагирования на чрезвычайные ситуации. Мероприятие оказалось достаточно успешным и заложило основу партнёрства Catapult / Космопорт.

Ключевая идея заключается в использовании космических данных и информации от изображений с высоким разрешением лидара, радара и мульти-волновой спектроскопии для наземных целевых отраслей промышленности, чтобы повысить их эффективность и результативность.

Хьюстон представляет собой идеальное место для такого рода мероприятий, учитывая масштаб, диапазон и разнообразие региональной экономики. Партнёрство Космопорт / Catapult является важным шагом в наведении мостов между ресурсами космического пространства и потребностями многочисленных наземных отраслей.

Одним из первых проектов, который новый космодромом Хьюстона рассматривает в качестве основополагающего, будет лаборатория планирования и выработки решений (DSL). DSL обеспечит возможности для многоцелевого проектирования и производства и будет находиться в открытом доступе для университетов, малых и средних предприятий, начинающих компаний и аэрокосмических подрядчиков.

КЛА Dream Chaser возвращается на Землю. Возможность приземления на космодроме Хьюстона. Авторское право: Корпорация Sierra Nevada Corporation
КЛА Dream Chaser возвращается на Землю. Возможность приземления на космодроме Хьюстона. Авторское право: Корпорация Sierra Nevada Corporation
 

Лаборатория будет делать основной упор на аэрокосмические технологии, а также послужит катализатором решения космических проблем и практического использования. DSL будет располагать ресурсами для проектирования, производства, испытаний и внедрения в сочетании с учебными классами для осуществления совместных проектов технологического развития и подготовки трудовых ресурсов. Это позволит предполагаемому кругу пользователей пройти полный цикл от разработки концепции, изготовления рабочих прототипов для решения проблем космической отрасли и до обеспечения методики применения перспективных инженерных и материальных достижений в сфере научно-исследовательской деятельности.

В качестве инаугурационного проекта развития функциональных возможностей космодрома Хьюстона DSL обеспечит престижные научные исследования, опытно-конструкторские работы, обучение и образовательные программы, чтобы привлечь аэрокосмические компании в Эллингтон. Такая информированность в рамках всей страны будет содействовать развитию инфраструктуры и способствовать развитию сотрудничества между промышленным сектором, академическими кругами и космическим центром НАСА.

Проектировочная площадка предоставит необходимые ресурсы для продвижения концепций к конструкционному исполнению для решения широкого круга задач. К ним относятся проекты аэрокосмических компаний и НАСА, развитие малых инновационных космических стартап-компаний и образовательного пространства для студенческих проектно-технических команд.

Кроме того, оборудование для компьютерного дизайна, производственная лаборатория и развивающий центр повысят роль DSL. Это сделает возможным использовать прогрессивные технологии проектирования и производства в спонсорских проектах через этапы проектирования, изготовления, моделирования, тестирования и развёртывания.

Космодром Хьюстона,  четвертого по величине города США, с его материально-технической базой для проведения проектных работ и транспортными связями, нацелен на привлечение как авторитетных аэрокосмических компаний, так и небольших недавно созданных. Авторское право: Космопорт Хьюстона

Космодром Хьюстона, четвёртого по величине города США, с его материально-технической базой для проведения проектных работ и транспортными связями, нацелен на привлечение как авторитетных аэрокосмических компаний, так и небольших, недавно созданных. Авторское право: Космопорт Хьюстона 

Магнит для студентов

Во всех университетах страны студенты ищут способ извлечь как можно больше пользы из своего образования. Они испытывают потребность в возможности проявить себя, хотят решать реальные проблемы, их обуревает желание обладать всем миром.

С целью решения этой проблемы университетские инженерные и научные программы в настоящее время налаживают связи с бизнес-школами, инновационными центрами, промышленными лабораториями, развивающими центрами и бизнес-инкубаторами. Они помогают студентам расширять свой образовательный опыт, способствуют развитию новаторских навыков и появлению следующего поколения технологических лидеров.

Перспективы и потенциал, как следствие исследований космического пространства и использования космических ресурсов, будут содействовать удовлетворению всех этих амбиций. Расширение доступа к космическому пространству, и физически, и интеллектуально, откроет множество возможностей для получения образования 21-го века, где лидерство и соответствие быстро становятся основными элементами добавленной стоимости.

Космопорт Хьюстона создаст благоприятный момент, чтобы объединить уроки, извлечённые из почти шести десятилетий освоения космоса, с уроками познания нарождающегося нового космического пространства, где ключевыми факторами являются предпринимательство и новаторские навыки. Подобные амбициозные начинания могут стать связующим звеном между развивающейся коммерческой культурой «нового космического пространства» и того, что мы могли бы назвать переходным «кодексом» космического пространства.

Космопорт Хьюстона может считаться десятым коммерческим космопортом США, но совершенно точно не будет последним. В ближайшие несколько лет их число в США будет расти, и, что наиболее очевидно, следующим будет объект на юго-западе Техаса в Бока-Чика, предлагаемый компанией SpaceX.

Беспилотный космический корабль Dream Chaser корпорации Sierra Nevada Corporation на орбите. Авторское право: Корпорация Sierra Nevada Corporation
Беспилотный космический корабль Dream Chaser корпорации Sierra Nevada Corporation на орбите. Авторское право: Корпорация Sierra Nevada Corporation
 

Пополнив их количество частным стартовым комплексом Мидленд в Блю Ориджинс (Западный Техас), в ближайшие три-четыре года страна сможет похвастаться появлением четырёх коммерческих космических объектов. Для космодрома Хьюстона сотрудничество имеет важное значение не только на государственном уровне, но и по всей стране, а также на международном уровне, с растущим интересом в размещении космодромов по всему миру.

Сотрудничество имеет решающее значение для развития промышленности и повышения спроса, несмотря на то что в сфере коммерческого космического бизнеса неизбежно возникнет конкуренция между различными объектами, государствами и странами. Каждый космодром будет иметь свои сильные стороны, которые можно объединить для большей эффективности.

В космодроме Хьюстона мы планируем создать кластер активности, который объединит космические технологии, космические научно-технические знания и космические данные для широкого круга различных отраслей промышленности, государственных и научных партнёров. Каждый космодром будет иметь свои собственные приоритеты, партнёров и возможности, но вместе они помогут изменить лицо коммерческой космической отрасли, обеспечивая необходимые R & D, производственные мощности и средства сборки, многопрофильное сотрудничество, открытый доступ в космос, образовательный и рекрутинговый потенциал.

В заключение хотелось бы сказать, что в ноябре 2015 года Хьюстон на выставке SpaceCom Exposition (spacecomexpo.com) организует саммит, чтобы помочь операторам космодрома и поддерживающей их городской администрации вместе обсудить задачи и возможности, предоставляемые этим новым ресурсом, исследований космического пространства.

Потенциал космодрома и его роль в качестве регионального экономического движителя являются результатом благоприятной возможности диверсифицировать свою деятельность, сотрудничать с партнёрами, которые придают дополнительный стимул, а также использовать преимущества местных профессионалов и оригинальных идей. При этом он будет генерировать новые решения и рост высокотехнологичной рабочей силы, чтобы рассматривать космическое пространство не только в качестве пункта назначения, но и в качестве ресурса.

 

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Astronautics Houston, we have a Spaceport
 журнал ROOM №1 (3) март 2014

 

ранее опубликовано

все статьи и новости