Байконур и не только: определяющая роль Японии в космическом пространстве
Технический перевод статьи журнала ROOM, № 3(5) 2015
Рокуихиро Мишии (Rokuichiro Michii). Посольство Японии в Москве. Концепция статьи выражает личную точку зрения автора |
Япония давно и активно участвует в работах, проводимых на МКС, с 2010 года обеспечивая функционирование самого большого модуля «Кибо». Страна играет ключевую роль в международной космической деятельности, активно занимаясь разработками новых спутников и ракетных пусковых установок. Так, её второй по счёту зонд для исследования дальнего космоса находится на пути к астероиду.
23 июля в 3.04 утра ракета «Союз ТМА-17М» успешно взмыла в чистое тёмное небо над космодромом Байконур в Казахстане. Как раз непосредственно перед запуском её порт назначения – МКС (Международная космическая станция) – пересекала небосвод над нами. Вдали, на линии горизонта, ракета «Союз» в сопровождении сильного рёва и всплеска пламени начала свой путь в вышине.
Как член правительства Японии, я принял непосредственное участие в процессе подготовки запуска и имел возможность видеть каждый шаг, в том числе момент, когда астронавты поднялись на борт. В этой статье я излагаю видение программы по освоению космического пространства с японской точки зрения.
Это был 34-й пилотируемый удачный запуск ракеты «Союз»; такие моменты позволяют воспринимать это как обычный бизнес, не более того. Тем не менее некоторые запуски ракет на фоне обычной рутины считаются несомненным достижением: не в последнюю очередь потому, что именно этот запуск осуществлялся после проблем с космическим кораблём «Прогресс» в апреле и отказом транспортного корабля Dragon (1) в июне.
С 1985 года Япония является одним из основных членов программы МКС и с 2010 года отвечает за функционирование крупнейшего модуля «Кибо» (в переводе «Надежда»)
Успешные запуски имеют важное значение для непрекращающихся исследований космического пространства человеком. «Союз ТМА-17М» доставил на МКС трёх космонавтов – Олега Кононенко (Россия), Кьелла Линдгрена (США) и Кимия Юи (Япония) – в рамках экспедиций МКС-44 и МКС-45. Через пять часов и 42 минуты после запуска они достигли своей цели, что гораздо быстрее, чем 9,5-х часового полёта на самолёте из Москвы до Токио.
Кимия Юи является пятым японским астронавтом, прибывшим на МКС на длительный срок; в настоящее время он выполняет различные задачи, в том числе стыковку большегрузных транспортных кораблей (HTV – космические аппараты для доставки грузов), управление манипуляционным роботом и проведение научных экспериментов.
Эксперименты включают кристаллизацию белков; результаты, как ожидается, будут иметь очень важное значение для медицины. Это позволит изучить подробную структуру белков, так что мы сможем разработать препараты, которые будут оптимизированы для лечения конкретных заболеваний.
Ракета «Союз ТМА-17М» на старте. Авторское право: Рокуихиро Михии
Япония является одним из основных членов проекта МКС с 1985 года и с 2010 года отвечает за функционирование самого большого модуля «Кибо» (в переводе «Надежда»). В настоящее время члены программы МКС обсуждают возможность её продления до 2024 года, поскольку приближается дата согласованного завершения программы в 2020 году.
Помимо программы МКС, Япония уделяет много времени и другим перспективным возможностям освоения космического пространства. Зонд Hayabusa («Сокол») приземлился на астероид Итокава и в июне 2010 года, через семь лет после запуска, вернулся на Землю с образцами породы астероида. Эта миссия привлекла много внимания: в какой-то момент была потеряна связь с зондом. Несколько японских фильмов рассказали драматическую историю Hayabusa.
В декабре 2014 года был запущен зонд Hayabusa-2, который находится на пути к околоземному объекту C-типа – астероиду 1999 JU3
От спутников в глубокий космос
В 2008 году Япония приняла «Закон о фундаментальном космическом пространстве» и в соответствии с ним скорректировала планы своего развития в этом направлении с 2009 года. В 2013 году были определены шесть фундаментальных принципов.
Они включали: (I) мирное использование космического пространства, (II) вклад в благосостояние нации, (III) промышленное развитие, (IV) развитие общества, (v) содействие международному сотрудничеству и (VI) защита окружающей среды. Согласно этим руководящим принципам, были разработаны три программы, обозначившие основные направления для дальнейшего исследования космического пространства и направленные в целом на космическую науку и исследования, пилотируемые космические полёты и производство электроэнергии фотогальваническими установками в космическом пространстве.
Экспериментальный модуль «Кибо» является крупнейшим на Международной космической станции
Через два года, во время новой редакции закона, обозначились несколько конкретных направлений. Работы были сориентированы на спутниковое позиционирование, спутниковое дистанционное зондирование, космические транспортные системы, научные исследования и деятельность человека в космическом пространстве.
При этом основное внимание уделяется основополагающей роли закона о космическом пространстве и укреплению международного сотрудничества. Эти нормы также распространяются на дальнейший вклад Японии (при использовании её космических технологий) в решение таких проблем, как энергетика, изменение климата и стихийные бедствия.
История Японии в освоении космоса восходит к 1940 году, а в последнее время страна приняла участие в различных интересных проектах. Один из них – это освоение дальнего космического пространства. В декабре 2014 года, полагаясь на опыт, полученный от полёта зонда Hayabusa, с космодрома Танегасима для исследований астероида был запущен другой зонд. В настоящее время этот зонд, Hayabusa-2, находится на пути к околоземному объекту C-типа – астероиду 1999 JU3. Усовершенствованная ракета H-IIA вывела зонд на орбиту.
Транспортировка «Союз ТМА-17М» к месту старта. Авторское право: Рокуихиро Михии
Внимание уделяется не только астероидам, Япония также проводит и планетарные исследования. В настоящее время зонд «Акацуки» (в переводе «Рассвет») находится в процессе своей космической одиссеи: в конце июля успешно прошла корректировка орбиты в попытке выхода на орбиту вокруг Венеры. Кроме того, в работе находится проект космического полёта зонда «Меркурий». Проект осуществляется в сотрудничестве с нашими коллегами из ЕКА.
А теперь вернёмся к МКС. Основное участие Японии сводится к работе модуля «Кибо», включая также и услуги по снабжению с использованием большегрузного транспортного корабля (HTV) Konotori («Дальневосточный Аист»). 19 августа этого года корабль был успешно запущен к МКС и доставил груз, необходимый шести членам экипажа, по состоянию на 24 августа. Астронавт Юи провёл операции по стыковке. В-третьих, огромные усилия в течение длительного периода времени были направлены на разработку ракет. Результатом этих усилий стала последняя модель H-IIB. С 2009 года мы осуществили пять последовательных успешных запусков с гарантией стабильных транспортировок в космическое пространство.
Ракета «Союз ТМА-17М» на старте с подсветкой в ночное время. Авторское право: Рокуихиро Михии
Помимо МКС
Ещё один интересный проект представляет разработка ракеты Эпсилон. В сентябре 2013 года была запущена экспериментальная модель Hisaki; планомерно ведутся разработки усовершенствованной ракеты-носителя. Проблема заключается в достижении высокой производительности и одновременно в снижении стоимости. В настоящее время наша цель сводится к запуску в 2016 году космического аппарата для исследования проблем энергообеспечения и излучения в геокосмическом пространстве (ERG).
Эксперты в области космических исследований приступили к поиску решений за пределами МКС. Люди больше не возвращались на Луну после завершения Соединёнными Штатами программы «Аполлон». Должны ли мы вернуться туда или стоит продвинуться гораздо дальше – на Марс? И как нам использовать МКС для этих исследований? Остаётся много вопросов, на которые предстоит дать ответы. В этом смысле мы сейчас вступаем в очень важный, надо полагать, исторический период.
Такие новые рубежи ставят перед человечеством огромные задачи. В ближайшие годы нам предстоит прийти к правильным заключениям, чтобы продвинуться дальше на нашем пути. На Земле региональные и геополитические интересы по-прежнему затеняют многие важные моменты. Эти проблемы, конечно, следует снимать посредством принятия соответствующих и приемлемых решений.
Гораздо более широкий круг людей, а не только специалисты, работающие в области космической промышленности, должны поддержать идею: освоение космоса может быть осуществимо только путём международного сотрудничества. Путешествия на Марс находятся всё ещё далеко за пределами нашего опыта: в наше время такой путь займёт более трёхсот дней, чтобы добраться туда и обратно. В данном контексте важное значение имеет именно международное сотрудничество.
Хаябуса-2 находится на пути к астероиду С-типа, на котором, как полагают, есть вода и органические вещества. Авторское право: Акихиро Икешита /ДжАКСА
Наблюдая за красивой картиной, разворачивающейся на Байконуре, когда ракета Союз, взмывая, освещает ночное небо, я размышлял о том, что такое событие стало возможным благодаря усилиям человека: будущее действительно находится в наших руках.
В этом отношении сотрудничество между Россией, США, Европейским союзом, Канадой, Японией и другими нашими партнёрами обнадёживает. Среди международных структур, созданных в последние 70 лет, Конвенция по МКС 1988 года обеспечила самую передовую и ощутимую основу, и подобное достижение следует использовать для следующего поколения пилотируемых космических полётов.
И последнее, но не менее важное: в заключение я хочу выразить искреннюю признательность г-ну Герстенмайеру и другим коллегам из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), г-ну де Винне из Европейского космического агентства (ЕКА) и нашим коллегам из Японского агентства аэрокосмических исследований (ДжАКСА) и, конечно, астронавтам на борту МКС, которые вдохновили меня задуматься о сотрудничестве в космической сфере.
***
(1) Седьмая коммерческая миссия к МКС в рамках контракта. Взрыв РН через 2 минуты 19 секунд после запуска двигателей. В негерметичном отсеке планировалась доставка на МКС стыковочного адаптера IDA-1 для будущих пилотируемых космических кораблей Dragon V2 и CST-100. Dragon («Дракон») – частный транспортный космический корабль (КК) компании SpaceX, разработанный по заказу NASA в рамках программы Commercial Orbital Transportation Services (COTS), предназначенный для доставки и возвращения полезного груза, а в перспективе – людей на Международную космическую станцию.
Технический перевод статьи журнала ROOM
Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Astronautics Baikonur, Kibo and beyond: Japan’s leading role in space
журнал ROOM №1 (3) март 2014