К 55-летию Председателя Президиума ВЭС ВКС Игоря Рауфовича Ашурбейли. Поздравление и воспоминания
Должно быть неслучайно в нашей жизни существенно острее и основательнее запоминаются те события, которые поначалу удивляют и поражают своей неожиданностью и необычностью.
К числу таких относится просьба в 90-х годах бывшего генерального конструктора ЦКБ «Алмаз» Б.В. Бункина и генерального директора этого предприятия Н.Н. Поляшева обсудить со мной некоторые организационно-управленческие новации в интересах сохранения научно-технического потенциала предприятия, оказавшегося, как и многие другие ведущие предприятия радиоэлектронной промышленности, на гране банкротства и потери управляемости.
Я в тот период возглавлял Межгосударственную корпорацию «Вымпел», и на протяжении многих лет тесно взаимодействовал с Б.В. Бункиным и с Н.Н. Поляшевым, мы хорошо знали друг друга. Это давало нам основания «без обиняков» и прикрас называть вещи своими именами.
К тому времени уже позади были последствия путча 1992 года, и «не за горами» была позорная и преступная «Беловежская пуща».
Министерство радиопромышленности кануло в лет», а «Государственный Комитет оборонных отраслей промышленности» во всей красе демонстрировал свою полную недееспособность и профнепригодность.
Б.В. Бункин и Н.Н. Поляшев обладали несомненным даром государственного мышления и осознавали личную ответственность за предотвращение гибели прославленного ЦКБ «Алмаз» - флагмана отечественных систем и комплексов ПВО страны.
На первой встрече Б.В. Бункин поделился своими соображениями о необходимости привлечения к спасению предприятия людей, обладавших бизнес-мышлением.
И тогда впервые прозвучало имя И.Р. Ашурбейли, кстати, наряду и с другими именами. В качестве «пилотного проекта» тогда рассматривался вариант «зарабатывания денег на заработную плату» за счет передачи высвобождаемых производственных помещений в аренду. И, пожалуй, тогда это был единственный вариант ослабления критичности ситуации.
Спустя какое-то время Н.Н. Поляшев попросил меня подъехать к нему и посмотреть на «первые плоды» сотрудничества с частным бизнесом в области новых технологий.
К тому времени он был увлечен освоением «струйного принтера», в надежде выйти с ним на бурно развивающийся в тот период компьютерный рынок.
В этот раз я вновь услышал имя И.Р. Ашурбейли, который по просьбе Н.Н. Поляшева вкладывал личные средства, как мне кажется, в не вполне удавшийся проект.
Личное знакомство мое с И.Р. Ашурбейли состоялось позднее, спусти несколько лет, в 1996 году, когда я работал уже в Совете Безопасности РФ.
И уже тогда мне стало ясно, что замысел Б.В. Бункина и Н.Н. Поляшева получил существенное и позитивное развитие.
К этому времени Игорь Рауфович уже стал существенным инвестором компании, и несколько позднее, кризисным управляющим и генеральным директором.
Лучшим свидетельством потенциала И.Р. Ашурбейли являются результаты его деятельности в качестве генерального директора ЦКБ «Алмаз». Главным итогом стало не только возрождение, но и впечатляющее развитие научно-технического потенциала этого предприятия.
Сегодня имя И.Р. Ашурбейли более известно по его общественной и благотворительной деятельности. Но мне представляется, что ЦКБ «Алмаз» стало важнейшей частью его жизни и фундаментом для становления его как личности и как ученого. И в день его 55-летия пожелаем Игорю Рауфовичу не останавливаться на достигнутых рубежах и исходить из того, что всё лучшее еще впереди!
Н. Михайлов,
президент МАК «Вымпел» (1986-1996 г.г.),
заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ (1996-1997 г.г.).
первый заместитель Министра обороны (1997-2001 г.г.).