Наука добиваться невозможного: космонавты о Г. Т. Береговом
English
The Science of Achieving the Impossible: Cosmonauts about G.T. Beregovoy
Natalia L. BURTSEVA, Professor, Department of Journalism, Institute of Mass Media, Russian State University for the Humanities, postgraduate student, Korolev, Russia, natalya.burtseva@rsce.ru
April 15, 2021 is the 100th anniversary of the birth of the Soviet pilot-cosmonaut, twice Hero of the Soviet Union, participant of the Great Patriotic War, Georgy Beregovoy. Three Russian cosmonauts, for whom he was an older friend, leader and mentor, shared their memories of Georgy Timofeevich.
Бортинженер КК «Союз-18» В. И. Севастьянов, начальник ЦПК Г. Т. Береговой, командир КК «Союз-18» П. И. Климук. Тренировка на тренажёре ТПК «Союз», 1975 г.
Начальник ЦПК Г. Т. Береговой, космонавты дублирующего и основного экипажей КК «Союз Т-6» по советско-французской программе экспедиции посещения (ЭП-1) ДОС «Салют-7» Патрик Бодри и Жан-Лу Кретьен на тренажёре ДОС «Салют-7», 1982 г.
Александр Волков
Герой СССР, лётчик-космонавт
Порядковый номер – 183 (60)
Количество полётов – 3
Продолжительность полёта – 391 сутки 11 часов 52 минуты 16 секунд
Число выходов в открытый космос – 2
Продолжительность работ в открытом космосе – 10 часов 12 минут
Всего несколько человек родом с Донецкой земли побывали в космосе: Леонид Кизим, Георгий Береговой, Владимир Ляхов и я. Я равнялся на Георгия Тимофеевича Берегового с самого детства и в юности – когда готовился стать космонавтом.
Береговой – это пример крепости нашего донбасского шахтёрского духа. На родине он пользуется большим уважением. Многие школы и улицы носят его имя.
Он с детства мечтал стать лётчиком. Будучи школьником, уже возглавлял кружок авиамоделистов в местном Доме пионеров в Енакиево.
К началу войны Георгий Тимофеевич окончил лётное училище и был готов воевать. Но так как он хорошо летал, его и ещё несколько человек произвели в сержанты и направили обучаться летать именно на боевых самолётах. В 1942 году в августе он ушёл на фронт и уже в конце этого месяца заслужил первый орден за 10 боевых вылетов. Мужеством обладал сверхчеловеческим. 186 вылетов за войну, из которых он три раза был сбит. Однажды его даже сочли погибшим, так как он три дня не возвращался. Оказалось, он тогда выпрыгнул с парашютом и только на третий день пришёл.
Береговой по праву считался одним из лучших пилотов штурмовика Ил-2.
Сразу после победы он окончил командирские курсы. А в 1948 году – и Липецкую школу, где стал лётчиком-испытателем. Приступил к испытаниям первых реактивных самолётов – это были МиГ-15 – и первым научился на них «штопорить». Сложнейшая фигура – «штопор»! По сути, неуправляемое падение самолёта. И он начал этой фигуре обучать лётчиков в строевых частях. Затем испытывал сверхзвуковые самолёты. Некоторое время спустя он понял, что достиг максимума в профессии, и решил попробовать себя на космическом поприще.
Так получилось, что первый его испытательный полёт оказался последним. Были проблемы со стыковкой, но он всё же провёл испытания этого корабля и через три дня благополучно приземлился.
Пять лет он руководил Центром подготовки космонавтов, помогал людям в совершенствовании этой сложной профессии. По его инициативе был собран отряд из девяти человек для подготовки к программе «Буран», и я входил в эту группу. Он считал, что на «Буране» нужны очень сильные профессионалы – минимум лётчики-испытатели второго класса. Поэтому нашу группу отправили в Ахтубинск в Центр подготовки лётчиков-испытателей. Он всех нас внимательно контролировал и много помогал.
Экипаж А. А. Волкова
Для меня Георгий Тимофеевич – учитель, друг и достойный пример. Я всегда шёл по жизни с его принципом – добиваться невозможного.
Валерий Корзун
Герой России
Космонавт-испытатель, космонавт России № 85, космонавт мира № З51
Число полётов: 2, продолжительность: З81 сутки 15 часов 40 минут
Выходов в открытый космос: 4
Когда мы – восьмой набор космонавтов: Василий Циблиев, Юрий Маленченко, Сергей Авдеев, Юрий Гидзенко и я – пришли в отряд, ЦПК уже руководил Владимир Шаталов, а Георгий Береговой был на пенсии. Но мы с ним часто встречались. Он уже не был начальником, но всегда знал о наших делах, помогал во всём.
Георгий Береговой был уникальным человеком с многих точек зрения. Всего два летавших космонавта воевали: Георгий Береговой и Павел Беляев. Береговой был настоящим фронтовиком, начал боевые вылеты в 1942 году. А Павел Беляев застал войну уже в 1945-м.
Г. Т. Береговой и В. А. Шаталов
Это был необычайной храбрости человек. Есть люди, которые после дорожной аварии не могут заставить себя сесть за руль автомобиля, а его трижды сбивали. И он покидал самолёт, приземлялся и опять летал. Люди, работавшие с ним, восхищались его мастерством. Когда он стал начальником Центра подготовки космонавтов, у него не было опыта руководящей работы, но он очень быстро адаптировался и руководил успешно.
Как и многие фронтовики, он был требовательным, но справедливым. Береговой убеждал Каманина, что его нужно взять в космонавты, потому что был уверен: космонавтом должен стать лётчик-испытатель. Ведь у американцев первый отряд был сформирован из лётчиков-испытателей, а у нас отдали предпочтение молодым истребителям.
Его полёт, конечно, с точки зрения результата не совсем удался.
Но нужно быть объективными: сразу после старта его вывели в район беспилотного «Союза», без телеметрии, без связи с Землёй: никто не мог ему ничего подсказать. Да, он перепутал крен на 180 градусов, поэтому корабль не шёл на стыковку даже в ручном режиме. Это был его первый космический полёт, дело осложнялось тем, что он был без скафандра, всё происходило в тени Земли, а работу надо было выполнять немедленно. Но человеку всё-таки нужен период адаптации.
Когда у корабля закончилось топливо, он пролетал трое суток и вернулся на Землю. Когда полетели «Союзы» с Владимиром Шаталовым, Алексеем Елисеевым, Борисом Волыновым и Евгением Хруновым, они уже делали всё на свету, в сеансе связи, и не на первом витке. Опыт Георгия Берегового послужил для разработки правильной системы принятия решений!
Георгий Береговой был необычайного мужества человек. Есть люди, которые после одной автомобильной аварии не могут заставить себя сесть за руль, а его трижды сбивали. И он покидал самолёт, приземлялся и снова летал.
Павел Виноградов
Герой России, лётчик-космонавт. Порядковый номер – 363 (87)
Количество полётов – 3
Продолжительность полётов: 546 суток 22 часа 32 минуты 03 секунды
Число выходов в открытый космос – 7
Продолжительность работ в открытом космосе – 38 часов 24 минуты
Мне посчастливилось работать с Георгием Тимофеевичем, учиться у него, впитывать уникальные знания и опыт, которыми он обладал. Хотя он был руководителем ЦПК, а я – только начинающим космонавтом. Его отношение ко всем было отеческим, он знал, как казалось, все наши проблемы: житейские, профессиональные, даже медицинские.
Мне повезло дважды: я учился (на одной кафедре в МАИ) и позже работал с Виктором Береговым, сыном Георгия Тимофеевича. Это было прекрасное время. А Береговой был человеком, руководителем и профессионалом, на которого хотелось равняться, за которым хотелось идти. Он был примером для всех нас – начинающих космонавтов.
Георгий Береговой – это человек, руководитель и профессионал, на которого хотелось равняться, за которым хотелось идти.
Георгий Береговой
© Бурцева Н. Л., 2021
История статьи:
Поступила в редакцию: 03.05.2021
Принята к публикации: 26.05.2021
Модератор: Гесс Л. А.
Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования:
Бурцева Н. Л. Наука добиваться невозможного: космонавты о Г. Т. Береговом // Воздушно-космическая сфера. 2021. №2. С. 116-120.