Статья журнала ВКС, №1 (90) февраль 2017
Однако после удачного запуска судьба одного из самых дорогостоящих космических проектов – многоразовой системы «Энергия» – «Буран» – сложилась парадоксально: программу закрыли. «Энергия» побывала в космосе два раза – в 1987 и 1988 годах, многоразовый ОК «Буран» – всего один. Может быть, именно сегодня, когда дальнейшее изучение и освоение космоса во многом зависит от сверхтяжелых и тяжелых носителей, пришло время вспомнить и возродить «Энергию» – «Буран». Поговорим об этом с Олегом Баклановым, который в 1988 году, будучи секретарем ЦК КПСС, отвечал за всю советскую оборонку. Этот космический проект Олег Дмитриевич считает главным делом своей жизни.
Ответная мера, опережающая время
– Проект «Энергия» – «Буран» по сей день остается уникальным в истории отечественной и зарубежной космонавтики. Олег Дмитриевич, как вы считаете, что послужило причиной свертывания программы и целесообразно ли ее возобновление в наше время?
– Да, это был уникальный проект, который опе-редил свое время. Он создавался для выведения на орбиту орбитального корабля «Буран» массой 105 т, внутри которого можно было разместить до 30 т полезного груза. Орбитальный корабль мог вернуть с орбиты 20 т.
Лишь в последние годы появились сведения о создании американского сверхтяжелого носителя SLS, который будет обладать грузоподъемностью, сопоставимой с той, что могла выносить на опор-ную орбиту «Энергия». А между тем, МКС «Буран» разрабатывали в качестве ответной меры на запу-щенную в США военную программу «Спейс шаттл».
В начале 1972 года Никсон поставил перед НАСА задачу разработать экономичную многоразовую космическую систему грузоподъемностью примерно 50 тонн, способную также возвращать половину груза на Землю. Было понятно – это не что иное, как подготовка к отработке оружия на новых физи-ческих основаниях, в естественных условиях космоса. Подготовка к более эффективным способам борьбы с нашей системой сдерживания... Наше правительство сделало ответный шаг – приняло решение по «Энергии» – «Бурану» в 1977 году. Че-рез 10 лет в космос впервые отправилась РН «Энергия», утверждая наше техническое превосходство.
15 мая 1987 года в 21 час 30 минут московско-го времени с космодрома Байконур осуществлен первый пуск универсальной РН «Энергия»
В детстве я засыпал под открытым небом на сеновале. Вокруг темень, а над головой – необъятный небосвод, полный мерцающих звезд. Я смотрел, как они иногда срываются и падают, как рождается рассвет, я впитывал все это, чувствовал всем нутром, всеми фибрами души, которая рвалась туда, в эту загадочную красоту. И это чувство не покидает меня до сих пор. Я хочу, чтобы люди поняли, что космос бесконечен и добр. Его нельзя «покорять», но можно изучать, ибо он полон загадок... В космосе нас ждут чудеса.
– Получается, мы создали ракету-носитель в два раза мощнее и намного быстрее, чем аппарат оппонентов, которые, к тому же, идут к воплощению своей цели уже более 30 лет...
– На самом деле грузоподъемность нашей «Энергии» была гораздо выше 105 тонн – она могла варьироваться до 380! Ракетаноситель проектировалась не только для выведения орбитального корабля. Думаю, эти факты и являются тем самым веским доводом, подтверждающим целесообразность возоб-новления проекта.
Завершение транспортировки РН «Энергия» на стартовый компелекс
– Олег Дмитриевич, расскажите, каким образом добивались такого существенного увеличения грузоподъемности?
– Пакетная сборка РН, которая состояла из двух ступеней, позволяла осуществлять ее трансформацию. На центральный блок – вторую ступень – крепились четыре «боковушки» первой ступени, каждая из них, по сути, являлась прототипом РН «Зенит», которая разрабатывалась для запуска с «морского старта» и полигона Байконур. По грузоподъемности она могла заменить королевскую семерку.
Конструкция центрального блока позволяла варьировать количеством «боковушек» – от четырех до восьми, а также увеличивать их емкость за счет длины. В такой трансформации груз мог крепиться не горизон-тально, как «Буран», а по вертикали.
Монтажно-испытательный корпус космодрома. Участок сборки РН
– Может быть, РН в самой крупной модификации была слишком дорогой в производстве и не окупалась?
– Нет, все элементы проектировались многоразовыми. «Боковушки» первой ступени должны были планировать на парашютах – таким образом, спасались ценные 740-тонные двигатели РД-170, разработанные специально для РН «Энергия». Вторую ступень оснастили крыльями, которые распрямлялись после отстыковки полезной нагрузки.
На нее была установлена система управления, аналогичная разработанной для орбитального корабля «Буран». Отработка спасения ступеней должна была начаться с 3–4 запусков. Но нам не дали планомерно, шаг за шагом подвести проект к полноценному раскрытию его возможностей, хотя в тот момент на космодроме уже находились в различной стадии готовности не менее пяти РН «Энергия».
Монтажно-испытательный корпус космодрома. Участок сборки РН
МКС «Буран» разрабатывали в качестве ответной меры на запущенную в США военную программу «Спейс шаттл»
– Так почему же программу закрыли?
– Проект «Энергия» – «Буран» не закрыли, а перестали финансировать по указанию Михаила Сергеевича Горбачева. Но давайте вернемся к вопросу целесообразности возрождения проекта в наши дни. Замечу, что восстановление и использование РН «Энергия», которая унифицирована под решение многих задач, будет очень актуальным. Что до воссоздания орбитального корабля, то это вопрос, требующий дополнительного рассмотрения.
Двигатель РД-170 первой ступени РН
Как Волк научил «птичку» летать
– Вспоминая о МКС «Энергия» – «Буран», нельзя обойти вниманием и орбитальный корабль «Буран». Это же интереснейшее явление в истории космонавтики. Например, зачем для пилотирования «Бурана» понадобился летчик-ас?
– Мы прибегли к помощи пилота для того, чтобы научить «птичку» летать. Автоматика тогда такой посадки сделать не могла. Мы поставили дополнительные двигатели на «птичку», с их помощью Игорь Волк взлетал с аэродрома, потом, достигнув предельных высот стратосферы, выключал двигатели и садился без них. Только человеку, наделенному талантом от Бога, такое под силу. И этот талант мы вогнали в «цифру». Но сначала предстояло убедить Волка, чтобы он помог нам это сделать. Он-то рвался пилотировать «Буран» самостоятельно. Убеждал, что машине без пилота такое не под силу.
Мы честно спорили: он отстаивал свою позицию, я свою, и всегда в этих спорах побеждал здравый смысл. Он не обижался, когда я его посылал куда-то, и я не обижался, когда он написал на меня жалобу в ЦК, что я хочу добиться невозможного – посадить самолет на автомате.
Кислородно-водородный двигатель второй ступени РН
Кислородно-водородный двигатель второй ступени РН
– Как после этого складывались ваши отношения с Волком?
– Мы подружились. Я его спросил: «А ты посадил бы?» Он ответил: «Посадил...» И я сказал: «Вот и сажай, а мы будем записывать все твои эволюции». Я убедил его, что мы сможем воспроизвести каждое движение тела и даже мысли на автоматическом пилоте. Мы поставили туда очень мощную вычислительную машину, и она впитывала в свою программу каждое движение, абсолютно все, даже положение рулей в зависимости от скорости и по-годы! И он подарил свой талант нашей «птичке». Такой подход оправдался на 100%!
Во время запланированного пуска МКС «Энергия» – «Буран» погода была, можно сказать, нелетная. А к моменту посадки «Бурана» стала надвигаться самая настоящая гроза. Так вот, программа почувствовала это, развернула «Буран» на второй заход в автоматическом режиме и посадила машину...
15 ноября 1988 г. ОК «Буран», выполнив двухвитковый полет по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур
Я даже сейчас, когда об этом вспоминаю, волнуюсь. В первый момент, когда «Буран» развернулся, некоторые, наблюдавшие за ним, решили, что это авария. Рассказывают даже, что одна дама, на эмоциях, не выдержав, прокричала ему вслед: «Вернись!»
Я бы сказал, что и «Энергия», и «Буран» – это квинтэссенция таланта, творческой мысли и самоотверженного труда каждого из 1 200 000 людей, которые работали над их созданием! Более 500 разработок, сделанных за время создания проекта, были внедрены в производство. Это тоже воплощение творческой мысли создателей МКС «Энергия» – «Буран».
В моем трехтомнике «Космос – моя судьба» мне удалось описать около 1600 персонажей – людей, которых я знаю лично, с которыми мы вместе прожили эти годы. Но я помню вклад и чту труд каждого из тех, кто принимал участие в этой работе.
Многие до сих пор работают в РКК «Энергия», я их вижу, общаюсь с ними. Насколько я могу судить, они остались верны своим идеям и ценностям и по-прежнему мечтают о том, чтобы наша Родина была лидером научно-технического прогресса.
РН «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран»
Сверхзадачи для сверхтяжелой
– Какие современные задачи можно было бы решить с помощью РН «Энергия»?
– У меня не хватит пальцев на руках и на ногах, чтобы их перечислить! Вот вы, когда идете в лес, какие задачи перед собой ставите?
– Самые разнообразные: ощутить физическую нагрузку или полюбоваться красивым видом, пособирать грибы-ягоды или послушать птичек...
– Вот все то же самое происходит, когда мы идем в космос... Мы хотим познать окружающий мир: где мы живем, что вокруг нас, какое будущее у нас. РН тяжелого класса может помочь в изучении Солнца, проведении межпланетных исследований Луны, Марса, среды неестественной для человека, до конца не опознанной нами, в то время как мы являемся ее частью. Пусть даже вся наша огромная планета – всего лишь крошечная пылинка в этом огромном звездном мире, но мы – его неотъемлемая часть. Как хлебная крошка – часть целого каравая. И мы хотим увидеть, какую можем привезти оттуда, из космоса, пользу человечеству, какие новшества.
Например, с помощью тяжелой РН можно обеспечить противометеоритную защиту Земли, наладить удаление радиоактивных отходов, решать оборонные задачи, осуществлять экспедиции в точки либрации, обеспечить человечество глобальной связью, проводить мониторинг Земли с геостационарных орбит с орбитальных станций, построенных благодаря тяжелой РН. Это же страшно интересно и полезно для нашего будущего. Я считаю, что путешествия в целом – возвышают человека, а уж путешествия в космосе такие раскрывают интересы!
Но изучать другие планеты (не приемлю слова «покорять»!), осваивать другой мир можно только тогда, когда люди перестанут быть алчными и жад-ными и будут думать о будущем всего человечества, о своих детях, о своих коллегах. И не станут воевать просто потому, что чего-то не поделили.
Я бы сказал, что и «Энергия», и «Буран» – это квинтэссенция таланта, творческой мысли и самоотверженного труда каждого из 1 200 000 людей, которые работали над их созданием
– Как вы думаете, может ли космическое государство, такое, каким задумана Асгардия, помочь человечеству почувствовать это единство и понять, что все мы, люди, равны и едины в этом мире?
– Да, надеюсь, это возможно. Если удастся заложить основы и придерживаться той самой концепции, которая изложена в вашем журнале. Но, думаю, надо разбить создание космического государства на этапы – сначала в рамках Солнечной системы, а уже по-том расширить на всю галактику.
15 ноября 1988 года. Старт универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» – «Буран»
Как воссоздать «Энергию»
– Олег Дмитриевич, как можно воссоздать «Энергию»? Все же прошло 30 лет...
– Просто воссоздать РН «Энергия» было бы нелогично. За 30 лет мы еще поумнели, произошел качественный скачок в области техники, особенно вычислительной. У нас есть некоторые новые достижения. Вот, в частности, «Ангара», которая впитала в себя новые решения. Если мы ее сочленим с 30-летней «Энергией», то получится, как говорят, ни то ни се. Надо сделать это по-умному, исходя из нашего опыта 30-летней давности, который себя оправдал.
«Энергия» – это надежный рабочий проект, он был проработан с большой тщательностью.
До первого запуска испытания были проведены на 232 экспериментальных установках и 30 прочностных блоках! На мой взгляд, этим опытом стоит воспользоваться по максимуму (хотя не все со мной согласны). Такой подход сократит сроки запуска РН в производство, а также и расходы, потому что испытания стоят очень дорого. Мы же находимся сейчас между Сциллой и Харибдой.
Панорама комплекса «стенд-старт» с ракетой-носителем «Энергия»
– Как же в таком случае достичь успеха?
– Это очень сложно, но надо пройти этот путь. Та-кая вот задача. И времени у нас уже нет, потому что американская SLS – новая машина, которая имеет параметры «Энергии», – нас уже догоняет. К счастью, нам есть куда расти, и потенциал того проекта может снова помочь нам сработать на опережение.
Я считаю, что новый проект нужно создавать, понимая, какие задачи он должен будет решать, чего же мы хотим достичь этим очередным пуском.
Все задания следует пропустить через решения научно-технических советов, потом на НТС «Роскосмоса» и НТС ВПК.
После, по моим представлениям, должно выйти решение по технике, с графиком работ и предписанием, кому и что делать. А наша задача на местах – неукоснительно это выполнять.
ВПК ведь находится под непосредственным руководством президента, значит, то, что там решено, он благословляет, значит, это нужно государству. Вот какой принцип: первое – забота о государстве, а потом уже о выгоде думать. Вот и все. Просто, как яблоко.
Беседовала: Марина Лев