В космосе только девушки

 
Среди космонавтов и астронавтов немало представительниц прекрасного пола.
 
 
Статья журнала ВКС, №3/4 (88/89) декабрь 2016
 
Но на МКС они работают в составе смешанных экипажей, вместе и наравне с мужчинами. А вот отправить на орбиту экипаж, состоящий из одних женщин, пока не рискнула ни одна космическая держава. Зато на такой эксперимент пошли в Институте медико-биологических проблем. Там собрали шесть женщин-испытателей и послали их сразу… «на Луну». За участницами изоляционного эксперимента «Луна–2015» пристально наблюдали психологи.
 
Cherchez la femme
В Институте медико-биологических проблем готовятся к новому масштабному изоляционному эксперименту, который начнётся в 2017 году. Подобрать для экспериментального смешанного экипажа мужчин-испытателей, которые смогут провести многие дни в изоляции, довольно просто. А вот с девушками всё обстоит сложнее. Как объясняет Ольга Карпова, психолог, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, старший научный сотрудник лаборатории «Психологический отбор и психологическое сопровождение лиц экстремальных профессий», член ВЭК по отбору кандидатов в космонавты, женщина – существо непредсказуемое, недостаточно «изученное». И для проекта это может стать проблемой. Поэтому участию женщин в этом эксперименте потребовалась отдельная репетиция, которую провели в 2015 году.
 

 

Земля, прощай!
Это был первый в истории Института медико-биологических проблем изоляционный эксперимент с женским экипажем. К отбору были допущены только сотрудницы ИМБП. Из 10 претенденток в «полёт» отправились шесть.
 
27 октября 2015 года Анна Куссмауль, Татьяна Шигуева, Инна Носикова, Полина Кузнецова и Дарья Комиссарова под предводительством командира экипажа Елены Лучицкой приступили к выполнению своей лунной миссии. За девушками задраили люк НЭКа – наземного экспериментального комплекса – того самого, что был воссоздан по чертежам Сергея Королёва. Именно здесь, в этих модулях, проходил широко известный эксперимент «Марс-500» (500 – количество дней, проведённых испытателями в изоляции).
 
Полёт на Луну гораздо короче по сравнению с путешествием к Красной планете – всего восемь суток: от Земли до лунной орбиты – три дня, облёт спутника без высадки на поверхность – два дня и возвращение домой – четыре дня. Из всех модулей в распоряжении женского экипажа оставили только спортзал, кухню, кают-компанию и отдельные каюты для каждого члена экипажа.
 
Цель эксперимента: изучить влияние краткосрочной изоляции на женский организм и на взаимодействие членов экипажа. За восемь дней девушки реализовали большую научную программу.
 
Исследования иммунной системы и болевой чувствительности; испытания приборов для телемедицины; бортовые эксперименты (такие как «кардиовектор» и «космокарт»); имитация в виртуальной реальности стыковки с космическим аппаратом, управление луноходом – вот неполный перечень задач, выполнением которых были заняты участницы эксперимента.
 
И все восемь дней за их поведением пристально наблюдали психологи. Камеры круглосуточно записывали всё происходящее. Их не было только в каютах и комнатах гигиены.
 
В 2017 году в Институте медико-биологических проблем стартует новый международный изоляционный эксперимент, который продлится до 2021 года. У него пока нет официального названия. «Модельные» исследования, как их называют специалисты, будут состоять из нескольких этапов разной длительности. Каждый этап моделирует условия космического полёта для международного экипажа смешанного состава. Заключительной точкой в эксперименте станет годовой «полёт».
 
 
 
 
 
Это не реалити-шоу
Это случилось в «пустыне». Самолёт упал на расстоянии 30 км от ближайшего населённого пункта. Что делать шести женщинам, оставшимся без связи? Пуститься в опасное странствие под лучами палящего солнца или остаться на месте и попытаться соорудить маяк, чтобы заметили и спасли? Если идти, то что взять с собой?
 
Вы ищете выход, настаиваете на своём, призываете отчаянных спутниц к благоразумию, а в это время всё происходящее снимают на камеру. Это не жестокое реалити-шоу, это – часть эксперимента, будни отряда испытателей.
 
Такую экстремальную задачу предложила решить девушкам Полина Кузнецова – психолог экипажа. Метод групповых дискуссий – одна из психологических методик, применяемых для членов «лунного» экипажа.
 
Полученный во время эксперимента видеоматериал до сих пор тщательно просматривается и анализируется.
 
– Метод групповых дискуссий позволяет понять, как человек принимает решения: конструктивно или неконструктивно; насколько активно участвует в беседе, тянет ли одеяло на себя или помогает другим организовать процесс. Кого предпочитают люди – более активных, более организованных или более спокойных? Что важнее для человека, когда он находится в изоляции, в монотонии, в тяжёлых условиях? Чтобы с ним рядом был спокойный и тихий человек, который один раз конструктивно высказался и замолчал, или тот, кто активно, бодро ведёт дискуссию, всех объединяет? – объясняет Полина Кузнецова суть своих исследований. 
 
Психологи учитывают каждую реплику и движение. На словах человек может сдержаться, а мимика и жесты выдадут внимательному специалисту истинные эмоции и отношение. 
 
Во время эксперимента наблюдатели скрупулёзно фиксировали: кто, с кем, сколько раз заговаривал или, наоборот, избегал общения; кто, сколько и при каких обстоятельствах смеялся и улыбался. Это позволяет «в полевых условиях» определить, насколько человек открыт к общению или, напротив, старается уединиться, и как это связано с его адаптацией в группе.
 
Наблюдения помогут в дальнейшем правильно подбирать состав экипажей. Ведь в условиях полёта, когда мир сужается до размеров космического корабля и рядом изо дня в день одни и те же люди, на первый план выходят не столько профессиональные навыки каждого, сколько человеческие взаимоотношения. Очень важно, насколько комфортно члены экипажа чувствуют себя в обществе друг друга, насколько они могут друг другу доверять.
 
 
«Лунное» похудение
 
Во время пребывания в изоляции членам экипажа предстояло «потерять» больше половины своего веса. «Худели» девушки благодаря Татьяне Шигуевой, сотруднице лаборатории гравитационной физиологии и сенсомоторной системы, и специальному оборудованию. Шигуева изучала, как будет изменяться поведение организма в условиях остаточной гравитации других планет. Для имитации лунной нагрузки испытательницы «потеряли» 80% веса, а моделирование марсианской гравитации сделало членов экипажа невесомее на 60%. Как видно на фотографиях, походке это грациозности не прибавило...
Татьяна Шигуева и Полина Кузнецова (на дорожке) проводят изучение движения в условиях лунной гравитации
Татьяна Шигуева и Полина Кузнецова (на дорожке) проводят изучение движений в условиях лунной гравитации
 
Анна Куссмауль проводит ежедневный мониторинг ЭКГ и давления
Анна Куссмауль проводит ежедневный мониторинг ЭКГ и давления
 
Полина Кузнецова выполняет психологические тесты
Полина Кузнецова выполняет психологические тесты
 
Исследования на центрифуге короткого радиуса
Исследования на центрифуге короткого радиуса
 
Елена Лучицкая, Полина Кузнецова и Анна Куссмауль выполняют эксперимент по изучению функций дыхания и состава выдыхаемого воздуха
Елена Лучицкая, Полина Кузнецова и Анна Куссмауль выполняют эксперимент по изучению функций дыхания и состава выдыхаемого воздуха
 
Осторожно: женщины!
– Если речь идёт о женском экипаже, тут вопрос даже не в том, как его подготовить, а в том, как отобрать женщин, чтобы экипаж не превратился в коммунальную кухню с лозунгом, который гениально сформулировала Фаина Раневская: «Против кого дружите, девочки?», – комментирует психолог Ольга Карпова.
 
Благодаря природной импульсивности и физиологическим особенностям организма женщина может в какой-то момент неожиданно эмоционально отреагировать. На что угодно. Без всякой видимой причины. Именно эта непредсказуемость слабого пола может привести к нежелательным и в принципе недопустимым на борту космического корабля отношениям.
 
– Женщины очень редко дружат бескорыстно и часто сплачиваются, чтобы «дружить» против другой группы. Когда у них появляется то, что можно делить, начинается такая… неосознанная война. А теперь представьте, что две амбициозные женщины, с определёнными навыками, одного уровня интеллекта и подготовки, попадают на одну ступень. Даже если они хорошо относятся друг к другу, всё равно будут соперничать. Они могут вместе пить чай, улыбаться.Но это не значит, что нет скрытой борьбы за повышение на одну ступенечку, – раскрывает тайны женской психологии Ольга Карпова.
 
Эксперимент «Луна–2015» прошёл успешно – девушки выдержали испытание достойно, без «кухонных разборок». Правда, учёные полагают, что серьёзного инцидента не было только потому, что «полёт на Луну» был слишком коротким. Возможно, будь отбор чуть менее тщательным, а условия чуть более жёсткими, члены экипажа успели бы поссориться и за восемь дней. Поскольку это был первый подобный эксперимент для женщин, участниц старались не «перегружать» нештатными ситуациями.
 
Чтобы представить атмосферу, которая может возникнуть на борту «женского» космического корабля, когда «что-то пошло не так», достаточно понаблюдать за игрой любой женской спортивной команды.
 
– Пока игра «идёт», – комментирует Ольга Карпова, – все друг друга подбадривают, радуются успеху. А когда не складывается, то поддерживают друг друга уже единицы. У большинства на лицах негативные эмоции, слышатся резкие реплики. Спортивные сборные сыгрываются годами, годами отрабатываются слаженные действия игроков. Но критическая ситуация всё равно приводит к неконструктивным эмоциональным вспышкам.
 
Участницам эксперимента «Луна–2015» наблюдатели подготовили только один действительно неожиданный «сюрприз» – одну, по-настоящему сложную, нештатную ситуацию. В день запланированного «возвращения» на Землю им сообщили, что из-за «бури на космодроме Восточный» завершение эксперимента откладывается на сутки. Среди членов экипажа, уже готовых к выходу, раздался ропот...
 
– Тот факт, что выход из изоляции откладывается, вызвал у них негативную эмоциональную реакцию, недовольство. Как же так: мы уже собрались, мужья и дети ждут, а мы не выходим. Это тоже говорит о том, что женщина требует особого подхода, а её поведение – отдельного изучения, – считает Ольга Карпова.
 
Учёные уверены: к отбору кандидатов для женского экипажа надо разрабатывать дополнительные оценочные критерии. Кому-то это может показаться перестраховкой, ведь в отечественной космонавтике были прекрасные примеры женщин, успешно работавших на орбите в смешанных экипажах. А астронавток в истории ещё больше...
 
 
Как подобрать бесконфликтный экипаж
 
Тест ПСПА – экспериментальная методика, которая помогает психологам вычислить, кто из членов экипажа находится на одной волне, кому будет легче сотрудничать. Испытателя просят выбрать 12 пар критериев, с помощью которых он оценивает наличие важных для него качеств в другом человеке, например «добрый – злой» и так далее. Далее он указывает, насколько те или иные качества, на его взгляд, присущи ему самому и другим членам экипажа. А также описывает, какими качествами он хотел бы обладать. С помощью математических методов можно просчитать, кого из коллег испытуемый считает похожим на свой идеал и на себя нынешнего. Такое исследование можно проводить несколько раз в течение полёта, чтобы проследить динамику изменения взаимоотношений, потому что со временем лидеры и аутсайдеры могут поменяться местами. Особенно в женском коллективе.
 
 
Проводы и встреча лунного экипажа в Институте медико-биологических проблем
 

В центре внимания: пресс-конференция перед началом эксперимента

В центре внимания: пресс-конференция перед началом эксперимента

Свой парень в космосе
– Да, наши космонавтки – хорошо обученные и отобранные по определённым требованиям специалисты. Но собрать их всех в один экипаж я бы не рискнула, – сомневается Ольга Карпова. – Потому что они абсолютно разные: у Валентины Терешковой одно воспитание – одна идеология, у Светланы Савицкой – другие. А Елена Кондакова, например, которая в общении обычная женщина, при исполнении задания показывала хорошо организованный мужской характер.
 
К тому же наши космонавтки летали только в составе смешанных экипажей, где успешное сотрудничество возможно, только если поведение женщины не слишком отличается от мужского. И женщина при таких условиях волей-неволей становится «своим парнем».
 
Психологи считают, что в мужской компании менее вероятна подковёрная борьба или поиски козла отпущения. Да, там постоянно придётся доказывать свою профессиональную состоятельность и право находиться в космосе, но это лучше, чем приветливая улыбка в лицо и косая усмешка за спиной. Так что, может быть, в женский экипаж стоит отбирать представительниц слабого пола с мужским характером? «Не уверена», – отвечает Ольга Карпова.
 
Конфликт возможен
Проект «Луна–2015» выявил одну примету времени: мотивом участия в эксперименте для многих кандидаток стало желание повысить свой личный статус в институте, в науке. В то время как советские космонавтки стремились в полёт не ради личной выгоды, а с искренним желанием принести благо своей стране, народу. Те преференции и карьерные высоты, которых они достигли впоследствии, изначально никак не ставились во главу угла.
 
Участницам лунного эксперимента нечего было делить. Каждая из них отрабатывала свою программу исследований, поэтому конфликтов на почве амбиций не возникало. Да и психологи сделали всё от них зависящее, чтобы экипаж получился бесконфликтным. Получается, вертикаль власти практически отсутствовала. Правда, был командир корабля. Но остальные были между собой равны.
 
К выбору командира экипажа подошли со всей тщательностью. Оказалось, что Елена Лучицкая удачно совмещает в себе качества командира и души компании, то есть неформального лидера. В результате ей не пришлось «давить авторитетом». «Хотя, – замечает Ольга Карпова, – в экипаже были девушки, которые тоже рассчитывали получить статус командира, и иногда это давало о себе знать». 
 
Как вспоминает психолог Полина Кузнецова, большинство членов экипажа выступали в роли эмоциональных лидеров, оказывающих поддержку, эмоционально откликающихся на ситуацию. Претенденты на командирские погоны не перессорились благодаря методике, которая не раз помогала психологам подобрать гармоничный состав экипажа и следить за взаимоотношениями в коллективе.
 

Фото предоставлены Институтом медико-биологических проблем

ранее опубликовано

все статьи и новости