Русский Перл-Харбор

 
В статье рассказывается об уникальном полете пары самолетов-разведчиков Ту-16Р в район Курильских островов с целью поиска и определения местоположения кораблей авианосно-ударной группы военно-морских сил США в 1982 году. Тактические бомбометания палубной авиации по восточным территориям нашей страны могли быть использованы как прикрытие для реального нападения. Вместе с тем любое нарушение воздушного пространства СССР – спусковой крючок для развязывания военного конфликта, который мог бы перерасти в ядерную войну. О драматических событиях во время американских военных учений «Флитекс-82» рассказывает их непосредственный участник, постоянный автор журнала ВКС, служивший в то время оператором РТР подполковник авиации В. П. Михайлов.
Владимир Петрович Михайлов, подполковник авиации, Москва, Россия, mixailov50@mail.ru
 
 


English

Russian Pearl Harbor

The article deals with a unique flight of two Tu-16R reconnaissance aircraft to the region of Kuril Islands in order to search and pin down the location of the United States Navy carrier striking group in 1982 Sea-based aviation tactical bombing of this country’s eastern territories could be a front for a real attack. At the same time any air intrusion into the USSR territory was a trigger to a military conflict which could spiral into a nuclear war. Aviation lieutenant colonel V.P. Mikhaylov, who is Aerospace sphere journal permanent author, describes the dramatic events of Fleetex-82 American military manoeuvres in which he participated himself as he served an electronic reconnaissance operator at that time.
Vladimir Petrovitch Mikhaylov, aviation lieutenant colonel, Moscow, Russia, mixailov50@mail.ru.
 

Смотреть страницы статьи в формате PDF.

 

Политическая обстановка

 

Проведение в сентябре 1982 года масштабных учений авианосной группы военно-морских сил США, с запланированными провокациями возле северных территорий СССР, должно было послужить основанием для создания военного напряжения, переходящего в противостояние двух ядерных держав. Цели США - разместить в Западной Европе баллистические ракеты «Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базирования BGM-1094, сократить ракеты средней и меньшей дальности, чтобы обезопасить Европу от ядерной атаки низколетящими крылатыми ракетами с подлетным временем, почти равным нулю. Эти цели вскоре будут достигнуты - в 1983 и 1988 годах.

 

Начало операции «Флитекс-82»

 

12 сентября 1982 года 219-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк самолетов-разведчиков Ту-16Р поднят по тревоге. Летный состав на контрольно-диспетчерском пункте, в классе предполетной подготовки. Командир полка полковник Владимир Филиппович Бычков доводит обстановку и ставит задачу:

 - По данным разведки Тихоокеанского флота в районе Сан-Диего, у западного побережья США, сформированная авианосная группа во главе с авианосцем «Энтерпрайз» прошла скрытно южным маршрутом по дуге большого круга и разворачивается в северо-западном направлении в районах Камчатки и Курильских островов. Вторая авианосная группа «Мидуэй» 9 сентября вышла из базы Йокосука (Япония) и скрытно перемещается в район формирования авианосного соединения «Энтерпрайз» - «Мидуэй». С 11 сентября по настоящее время данных о местонахождении авианосцев нет. Перемещаются они по акватории Тихого океана в режиме радиомолчания, с выключенными корабельными радиолокационными станциями, прикрываясь гражданскими судами. Поэтому основная тяжесть по поиску кораблей ложится на штурманский состав и операторов радиотехнической разведки.

Рис. 1. Командир разведывательного полка полковник Владимир Филиппович Бычков

Рис. 2. Заместитель командира разведывательного полка подполковник Владимир Михайлович Шканов

Выходить из подобных ситуаций нам уже приходилось, поэтому считаю, что поставленная задача будет выполнена успешно. Первая пара - мой экипаж и экипаж подполковника Шканова. Запасная пара - экипажи подполковника Антонова и майора Елисеева. Танкеры-экипажи майора Гмызова и капитана Кулешова. Вопросы? Вопросов нет, по самолетам.

Рис. 3. Карта района Курильских островов

Рис. 4а. Штурманская карта

Рис. 4б. Штурманская карта

 

Вылет в район поиска

 

Легкую тревогу испытывал каждый из экипажа: смогут ли сходу обнаружить морскую цель - авианосец, не зная точного квадрата в районе поиска размером около 3000 кв. км, забитого гражданскими, рыболовецкими и другими судами? Последние указания командира корабля экипажу перед вылетом. Лязгнув замками, закрылись входные люки. Потрескивание атмосферных помех в наушниках шлемофонов растворилось в шуме работающих реактивных двигателей. Осмотр самолетов выпускающим техником на предварительном старте прошел штатно, замечаний нет. На исполнительном старте в эфире прозвучала команда руководителя полетами:

 - Взлет разрешаю!

 Два разведчика и два танкера для проведения попутной заправки взлетели с интервалом в три минуты и направились в район заправки - траверз Корсаков, остров Шикотан. На эшелоне 6000 метров прием девяти тонн топлива прошел успешно. Танкеры с левым разворотом взяли направление на базу, а пара разведчиков Ту-16Р ушла на поиск авианосцев в районы Камчатки и Курильских островов. Протяженность маршрута в одну сторону - более полутора тысяч километров в условиях поиска цели. Экраны радиолокационного бомбардировочного прицела второго штурмана и разведывательного оборудования оператора радиотехнической разведки - чистые. Отметки морских целей и пеленги работающих РЛС дальнего обнаружения авианосцев и кораблей охранения отсутствуют. Разведчики понимают, что долго авианосцы прятаться не смогут. Тем более что заканчиваются вторые сутки их пребывания в данном районе. Цель американцев - вскрыть местонахождения наших средств ПВО и отработать взаимодействие авианесущих соединений в непосредственной близости от наших границ.

Командиры разведчиков знали, что будет, и ожидали перехваты Ту-16Р истребителями F-4 «Фантом-2» с авианосца «Мидуэй», а истребителями F-14 «Томкэт» - с авианосца «Энтерпрайз». Это как подсказка для командиров, чтобы увязаться за истребителями и выйти на цель – авианосец.

Надо отметить, что американцы серьезно подошли к маскировке своих авианосных группировок. Разведывательный Тихоокеанский флот - самолеты, корабли и подводные лодки - принимали их за гражданские суда. Данные разведывательных спутниковых систем из-за плотной облачности не имели значения. Поиск таких группировок сопряжен с большими трудностями, а порой невозможен.

 

Поиск цели

 

Половину пути мы прошли в полном молчании. Как вдруг - доклад второго штурмана, что он наблюдает крупные засветки на радиолокационном прицеле, похожие на группу кораблей. Ведомый тоже видит засветки, но только северо-восточней. Командир запрашивает оператора, что у него на экране. Ответ разочаровывает всех - экран монитора чист, излучений корабельных РЛС на известных частотах авианосцев нет. С ведомого по внешней связи вышел правый летчик Юрий Никитюк для передачи просьбы командира экипажа Шканова изменить эшелон для визуального определения цели. Два разведчика уходят вниз под облака, высота 5000 метров, засветка есть, а кораблей нет. Принимается решение – ходить зигзагами, охватить как можно больше территории поиска. Обнаружили еще засветки, но океан пуст.

Рис. 5. Ту-16Р над морем в поиске цели

Становится ясно: нас провели, бросив приманку в виде дипольных отражателей, сбили с пути и заставили понапрасну жечь горючее. Надо понять: или американцы намеренно выкладывают нам дорожку к жертвенной цели – авианосцу, прикрывающему собой другой авианосец, который без помех проведет массированный удар по военным объектам, расположенным на дальневосточных территориях. Или все же маскируются и целенаправленно уводят разведчиков в сторону до полной выработки топлива? Океан огромен, а приземлиться негде. Командир по самолетному переговорному устройству просит оператора искать корабельную РЛС. Я понимаю, что корабельная станция должна включиться, но только когда запахнет жареным. На командира вышел радист с информацией с командного пункта, что сегодня, 12 сентября, пара разведчиков Ту-16Р авиации Тихоокеанского флота была перехвачена «фантомами», базирующимися на авианосце «Мидуэй», которого по непонятным причинам обнаружить не удалось.

 – Сегодня кто-нибудь принесет мне хорошую весть? - воскликнул командир.

 Оператор радиотехнической разведки докладывает, что видит точное направление излучения РЛС. Анализ данных подтвердил частоту, длину импульса, конфигурацию и дальность работы корабельной станции дальнего обнаружения авианосца «Мидуэй». Через две минуты работы станция отключилась, но этого достаточно - по курсу следования, справа 20 градусов, на удалении 300 километров стоит «Мидуэй». Правее 35-40 градусов на экране в том же направлении мелькнула еще одна засветка. Случайность или нет? Через пять секунд она пропала, провести анализ спектра частоты не представлялось возможным. Больше отметка не появлялась. Возможен перехват истребителями, просто так корабельную станцию обнаружения они не включают. Неожиданно срабатывает система предупреждения о радиолокационном облучении истребителем. Командир огневых установок наблюдает подход «фантомов».

 - Все-таки достали нас, - с досадой произнес командир, - и главное, откуда не ожидали.

Его беспокоила мысль, что оператор ошибся и выводит пару разведчиков на ложный маяк, излучающий частоты станции авианосца. Тем временем «фантомы» пристроились в нескольких метрах. Американские летчики через сверкающий блистер, улыбаясь, знаками приглашали следовать за ними. Затем резко взмыли вверх и с правым разворотом ушли на юг, откуда и пришли. Штурман тут же предложил идти за ними, они точно выведут на авианосец. Командир:

 - Все может быть. «Фантомы» базируются только на «Мидуэй», перехват разведчиков за 200 километров - нормальный прием, чтобы отвлечь от авианосца, уводя в противоположную сторону.

Рис. 6. Палубный истребитель F-4 Phantom-II

Именно так и произошло с разведчиками Ту-16Р Тихоокеанского флота: их просто обманули. С нами не получится. Мы принимаем их игру. Пара разведчиков взяла курс на юг за «фантомами», зная, что те ждут этого. Как только истребители исчезли из поля зрения, разведчики заняли прежний курс на север, чтобы по данным оператора радиотехнической разведки выйти на «Мидуэй». Правильность выбранного командиром решения подтвердил доклад второго штурмана: на экране радиолокационного прицела наблюдаются отметки авианосца и группы кораблей охранения на удалении 180 километров. Все переживания улетучились тут же. Пара разведчиков ушла вниз на эшелон 2000 метров. Впереди цель, она притягивала, как магнит.

 

Вижу цель

 

За 150 километров до цели заработала станция ближнего обнаружения, разведчики уходят на эшелон 600 метров. На рубеже 50 километров до цели ведущий дает команду ведомому встать «в коробочку» на 1200 метров, включить помехи и внимательно наблюдать за противником – и больше никакой инициативы, будем работать одним экипажем.

Командир вдруг вспомнил, как в мае 1968 года экипаж Плиева, выполняя поиск в Норвежском море авианосца США «Эссекс», потерпел катастрофу, упал в море, экипаж погиб. Его ведомый так и не смог рассказать: сбили ведущего или при развороте тот зацепил крылом за воду.

Все. Ловушка захлопнулась, перехвата истребительной авиации нет, через пять минут мы над «Мидуэем». Штурман докладывает о готовности фотоаппаратов для планового фотографирования с проходом над авианосцем и просит держать курс. Небольшое волнение моря превратилось в светящуюся дорожку, а горизонт слился с морской пеной. Адреналин зашкаливал. Правый летчик докладывает, что наблюдает по курсу два вертолета. Стало понятно, почему работает станция ближнего обнаружения. Командир понимает, что заход сходу на авианосец сорван, и принимает решение уйти на 100 метров, с левым разворотом «на коробочку» для перспективного фотографирования, то есть сбоку, затем - набор до 600 метров для выполнения планового снимка. Противодействия со стороны истребителей нет. Палубная авиация «Мидуэй» уходит в зону, чтобы не мешать Ту-16Р работать. Радист передает данные на КП - квадрат и точные координаты цели. Есть возможность «поводить хоровод» вокруг авианосца дежурным экипажам Ту-16Р, да и «стратеги» - Ту-95К - не упустят момент поклевать морскую добычу, но смеркается. Утром прилетят.

Рис. 7. Перспективная съемка АФА-42/75 авианосца «Мидуэй» с разведчика Ту-16Р

Рис. 8. «Мидуэй», плановый снимок

Рис. 9. «Мидуэй» с кораблями охранения

 «Идем домой, идем домой», - проходит команда для разведчиков по внешней связи в эфире.

Пара «фантомов» пристроилась справа в десяти метрах для фотографирования разведчиков. Экипаж старается быть вежливым, усердно улыбались в направленные объективы американских летчиков, понимая: без этого им нельзя - это отчет истребителей высшему начальству для Пентагона.

 Я выхожу на связь с докладом, что, когда шли на «Мидуэй», в течение пяти секунд облучала еще одна РЛС в том же направлении, только ближе. В настоящее время ее расположение в направлении острова Парамушир (Курильские острова). Хорошая весть, но поздновато - горючего в обрез.

После выполненной работы идем на базу, входим в зону нашего ПВО, включаем код опознавания. Ведомый по связи передает ведущему, что под прикрытием их самолетов наблюдает два истребителя, предположительно F-15 наземного базирования c воздушных баз Южной Кореи или Японии. Разницы большой нет, откуда они, лишь бы парни хорошие попались, без выкрутасов. Может, это заказ от моряков с «Мидуэй», насолить разведчикам за то, что их раскрыли? Вспомнился случай, как два года назад, в июне 1980 года, во время воздушной разведки японских кораблей в районе острова Садо был сбит экипаж майора Каракозова. Из-за облачности ведомый потерял визуальный контакт с ведущим, только и увидел яркую вспышку, затем падающий в штопоре без крыла самолет.

Рис. 10. Истребитель наземного базирования F-15 Eagle

 Ведущий передает на КП ПВО воздушную обстановку: при входе в плотные облака два истребителя встали под нами вплотную. Отвечают:

 – Наблюдаем их. Если нарушат воздушную границу, сшибем наглецов.

 Пара МиГов показалась на встречном курсе Ту-16Р, и F-15 с левым разворотом резво ушли вверх.

 

На войне как на войне

 

 Утром 13 сентября самолеты-разведчики Ту-16Р Тихоокеанского флота вылетели на выявленную цель - «Мидуэй». Вылет прошел впустую, авианосец не обнаружен. Ночью, снявшись с якорной стоянки, он ушел в район формирования авианосной группы. И только 14 сентября результаты радиопеленгования показали, что «Энтерпрайз» и «Мидуэй» маневрируют восточнее острова Парамушир. Потом они не спеша прошли все восточное побережье, выявляя возможности нашей ПВО, нарушили воздушное пространство в районе Малой Курильской гряды, выполняя полеты палубной авиации. Затем, не испытывая противодействия нашей истребительной авиации, через Сангарский пролив вошли в Японское море.

 Впоследствии эту операцию американцы назовут «Русский Перл-Харбор». Итоги прошедших учений «Флитекс-82» стали стимулом для проведения еще более агрессивных учений «Флитекс-83», которые принесут серьезные обострения международной обстановки в связи со сбитым гражданским самолетом «Боинг-747».

 

Историческая справка

 

Атака японских ВМС на Перл-Харбор вынудила США вступить во Вторую мировую войну. Шесть авианосцев - более 400 боевых самолетов - отправились в центр Тихого океана, к Гавайским островам, чтобы нанести неожиданный удар по главной базе американского флота в гавани Перл-Харбор. 7 декабря 1941 года японские авианесущие корабли осуществили самый впечатляющий разгром флота США, поразив два десятка кораблей и свыше трех сотен самолетов. В отместку был осуществлен знаменитый пропагандистский «рейд Дулитлла»: в апреле 1942 года группа бомбардировщиков Б-25 атаковала пригороды Токио. Погибли все самолеты, участвовавшие в рейде, кроме одного - экипаж капитана Эдварда Йорка приземлился на территории Приморского края.

 P.S. Дальний Восток - зона прямого соприкосновения с вероятным противником, вокруг которого с севера на юг были разбросаны многочисленные базы США и их союзников. Всего за время холодной войны Запад потерял по меньшей мере 21 самолет, из них 18 разведывательных самолетов различных типов, погибло 250 летчиков. В битве над океаном погибло немало и наших пилотов. Но о них нет данных: они до сих пор хранятся в секретных архивах.

 

Интересные факты:

 

1. ДПРО – дипольный противорадарный отражатель - одно из средств радиоэлектронного подавления, разновидность пассивной ложной цели для противодействия радиолокационным системам наведения, обнаружения и целеуказания. Представляет собой полоску из фольги или металлизированной бумаги или отрезки металлизированного стекловолокна

2. Станция СПО-15 «Береза» предназначена для предупреждения экипажа об облучении их летательного аппарата (с любого направления) радиолокационными средствами управления зенитных управляемых ракет, бортовыми радиолокационными средствами перехвата и прицеливания, а также любыми радиолокационными средствами, работающими в диапазоне данной станции

© Михайлов В. П., 2018

Смотреть страницы статьи в формате PDF.

 

История статьи:

Поступила в редакцию: 23.12.2018

Принята к публикации: 14.01.2019

Модератор: Плетнер К. В.

Конфликт интересов: отсутствует

Для цитирования:

Михайлов В. П. Русский Перл-Харбор // Воздушно-космическая сфера. 2019. №1. С. 108-115.
 

ранее опубликовано

все статьи и новости