Космическое человечество создаётся здесь и сейчас

 
В начале XXI века, особенно в последние годы, уже казалось, что люди «зависли» на пути в космос, что «космическая мечта» угасает.
Сергей Владимирович Кричевский, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН, Москва, Россия, svkrich@mail.ru
 
 

Статья журнала ВКС, №3/4 (88/89) декабрь 2016

И вдруг 27 сентября 2016 года на Шестьдесят седьмом Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре (Мексика) американец Илон Маск заявил об экспансии в космос и реализации мощного и долгоиграющего марсианского проекта с перспективой переселения на Марс миллиона человек. А всего через две недели, 12 октября, российский учёный и общественный деятель Игорь Ашурбейли объявил о создании первого космического государства.

Осень 2016 года принесла небывалый урожай космических идей и проектов. Это очень удачный и обнадёживающий финал года, 55-летия первого
полёта человека в космос. У космонавтики вдруг открылось второе дыхание, причём на фоне острого глобального кризиса на Земле и кризиса развития космонавтики в России и мире.
Разучились мечтать или выдохлись на пути через тернии к звёздам?
 
«Космическая мечта» – идеальный образ будущего человека и человечества, связанного с освоением космоса. Но «космическое будущее» в XXI веке оказалось скромнее, чем представлялось в начале и середине века двадцатого.
 
В условиях нарастающего глобального кризиса мы движемся от космической утопии и эйфории космонавтики XX века ко всё более сложным реалиям жизни на Земле и освоения космоса в XXI веке.
 
И вот каковы эти реалии.
 
В связи с экономическим кризисом в России значительно сократилось финансирование новой Федеральной космической программы (2016–2025 гг.).
 
Парадоксально, что в год славного космического юбилея именно в нашей стране замыкается «критический» цикл, который нашёл своих выразителей сразу после первого полёта человека в космос (Н. Коржавин «На полёт Гагарина», 1961 год). И начинается новый «критический» цикл выступлений против пребывания человека в космосе.
 
Выходят публикации, где «космическая мечта» заменяется и подменяется «антикосмической мечтой» (В. Сурдин «Какие перспективы у пилотируемой космонавтики и космического туризма»//Газета.ru. 08.05.2016), делаются попытки обосновать этот откат низкой эффективностью пилотируемых полётов, высокими рисками пребывания человека в космосе, необходимостью его замены роботами и тому подобное.
 
Один из героев «Соляриса» А. А. Тарковского говорит: «Нам космос вообще-то не нужен, мы просто хотим Землю расширить до космоса». То есть мы хотим иметь там своё пространство, воссоздав всё, что необходимо для жизни: земную гравитацию, культуру и так далее. А по Циолковскому, человек в космосе должен превратиться в животное космоса, которое получает энергию от Солнца и живёт другой жизнью, отличной от жизни на Земле, и в пределе должен состояться переход в «лучистую» форму – возникнет «лучистое человечество».
В этих «вызовах отрицания» находят отражение закономерности и противоречия развития космической деятельности в России и в мире.
 
В качестве адекватного ответа на новые вызовы необходимы синтез новой «космической мечты», новых целей и технологий (технических и социальных) и на этой новой основе – коррекция и новый синтез всей космической деятельности.
 
Новые идеи и технологии могут дать второе дыхание космонавтике, создать условия для постановки и реализации новых целей космической деятельности и вариантов космического будущего. России и человечеству в XXI веке необходимы новые идейные и практические лидеры космонавтики, адекватная стратегия космической деятельности в балансе с земной деятельностью.
 
Расселение вне Земли представляется как сверхзадача человечества и как стратегическая цель пилотируемой космонавтики и освоения Космоса. Необходимо осмыслить итоги полётов людей в космос и дать новый импульс процессу космической экспансии, научному и практическому решению проблемы расселения человечества вне Земли. Ни шагу назад в движении в космос! (см. С. Кричевский «Расселение человечества вне Земли: проблемы и перспективы»//«Пилотирумые полёты в космос». 2012 г. №1.) 
 
«Только вперёд!» – призывал наш соотечественник Константин Циолковский. В начале XXI века, особенно в последние годы, уже казалось, что люди «зависли» на пути в космос и даже возможен обратный процесс. И вдруг новым космическим лидером стал американец Илон Маск, который в 2015–2016 годах начал возвращать ступени ракет-носителей Falcon-9 на Землю, а 27 сентября 2016 года на Шестьдесят седьмом Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре (Мексика) заявил об экспансии в космос и реализации мощного и долгоиграющего марсианского проекта с перспективой переселения на Марс миллиона человек.
 
Идея и проект космического государства – это именно то, чего не хватало, чтобы процесс космической экспансии пошёл всерьёз: возникает новый геокосмополитический субъект и актор, заинтересованный в освоении космоса (включая расселение в нём в далекой перспективе) как в своей главной цели и сверхзадаче, и сосредоточенный именно на этом процессе.
Создаётся Асгардия – государство космического человечества
 
Прошло всего две недели, и в ответ на выступление И. Маска в Европе прозвучало новое сенсационное заявление. 12 октября 2016 года гражданин России, доктор технических наук Игорь Ашурбейли на пресс-конференции в Париже кратко изложил идею и проект создания космической нации и первого космического государства Асгардия (ASGARDIA). По замыслу инициаторов и организаторов – международной группы учёных, инженеров, юристов и предпринимателей, планировалось объединить 100 тысяч человек и начать процесс оформления в ООН.
 
Но уже в течение первых трёх недель желание стать гражданами Асгардии (при этом сохранив основное земное гражданство) изъявили около 532 тысяч человек из более чем 200 государств. Лидировали представители Китая (~ 24 %), США (~ 11 %), Турции (~ 8 %), затем Бразилии (~ 5 %), Великобритании (~ 4 %), на 10 месте – Роcсия (~ 2 %).
 
Идёт чрезвычайно важный процесс превращения почти фантастической и сверхглобальной утопии первого в истории земной цивилизации космического государства людей – космического интернационала – в реальность принципиально нового общественного договора.
 
Асгардия сейчас, по сути, – это государство для будущего космического человечества, которое уже начало самоорганизовываться на Земле.
Выход из земного тупика
 
Важность, новизна и мощный потенциал идеи и проекта ASGARDIA в том, что найден и предложен выход из земного тупика космического развития человечества: не надо больше ждать, когда всё человечество созреет и решит земные проблемы. Здесь и сейчас создаётся критическая масса
людей, идей и ресурсов, которые достаточны для образования нового космического человечества, которое сначала будет жить на Земле и создавать правила игры и инфраструктуру для жизни в космосе, а затем переселится в космос.
 
Игорь Ашурбейли выдвинул гениальную идею. В космос надо идти не хаотичными и аморфными рядами мечтателей, а выстроить сначала некий институт под названием «космическое государство». Организовать его, найти ресурсы и так далее. Действительно, государство – это социальная технология, отработанная тысячелетиями. Да, не бывает идеального государства, но всё-таки это машина, которая работает. Создать государство с чистого листа не так просто, и все это понимают. Надо преодолеть бюрократические препоны, убедить ООН. Существует сложнейшая правовая коллизия, связанная с тем, что космос – общее пространство, наследие человечества, всего мирового сообщества Земли. А новое космическое государство будет претендовать на часть космического пространства, чтобы взять его под свою юрисдикцию.
 
Да, это противоречит и классической космонавтике, начиная с идей Константина Циолковского, считавшего, что экспансия в космос потребует предварительного объединения усилий всего человечества, и современной практике космической деятельности, которая пока зациклена на решении земных проблем и исследованиях космоса с применением космических технологий в формате сугубо земной цивилизации.
 
Этот проект гораздо шире, перспективнее и сложнее, чем просто полёт человека на Марс и колонизация Марса в русле новейших идей и проектов Илона Маска, его корпорации SpaсeX, а также заявлений президента США Б. Обамы и др.
 
При этом реализуется новая социальная технология, в идеале и пределе направленная на расселение людей вне Земли, колонизацию Луны, Марса и других пространств Солнечной системы.
 
Первые результаты обнадёживают уже тем, что на наших глазах и при нашем участии создаётся интересная социологическая модель, основанная на анализе статистических соотношений нынешнего земного и перспективного космического человечества. Проводится первый, своеобразный, но очень важный и уникальный космический референдум на Земле.
 
Видимо, темпы освоения космоса зависят не столько от количества государств, активно участвующих в этом процессе, и не столько от количества денег, выделяемых на космические программы, сколько от количества людей на Земле, заинтересованных в том, чтобы полноценное космическое будущее человечества состоялось.
 
Полагаю, что проект ASGARDIA даст новый импульс для междисциплинарных исследований всего комплекса проблем, связанных с освоением космоса: естественно-научных, технических, социально-гуманитарных, а также для междисциплинарных исследований технологий (в том числе NBICS и др.). В перспективе возможен синтез идей и технологий двух проектов космического будущего человека и человечества: ASGARDIA и «Аватар». 
 
Для успешной реализации интересного, рискованного и очень сложного проекта, который имеет и плюсы, и минусы, предстоит преодолеть колоссальные препятствия: «земную» зацикленность, косность и бюрократию; убедить ООН; создать новые правила игры, новую технику и технологии; найти ресурсы; купировать и минимизировать риски, негативные последствия и так далее.
 
Всё только начинается: новый космический социально-политический процесс пошёл. Космическое человечество создаётся здесь и сейчас. Приглашаются все!
 
Сейчас можно, хотя пока очень грубо и приблизительно, рассчитать условный «коэффициент космичности» (Кspace) для государств Земли как соотношение доли (%) представителей конкретного государства в создаваемом космическом государстве ASGARDIA (~ 532 тыс.) к доле ( %) населения данного государства в общем населении Земли (~ 7,4 млрд) в 2016 г.
Относительной нормой (условно) будем считать Кspace = 1, и чем он будет больше, тем выше «космичность» государства, и наоборот.
Рассчитаем значения Кspace с учётом общего количества и структуры «населения» Асгардии по отношению к общему количеству и структуре населения Земли (на 1 ноября 2016 г.) и получим интересное перераспределение в лидерстве государств по оценке «космичности» их граждан, заявивших о вхождении в космическое государство:
Кspace
Турция: ~ 8,0;
США: ~ 2,75;
Китай: ~ 1,26;
Россия: ~ 1,0;
Индия: ~ 0,1.
При этом для ASGARDIA как «космического
человечества»:
Кspace = 100% : 0,007% ~ 14285,7 (!)

 

ранее опубликовано

все статьи и новости