Авария ракеты-носителя «Союз-ФГ»: как это было
English
The failure of “Soyuz-FG” launch vehicle: how it was
Смотреть страницы статьи в формате PDF.
«Быстро мы долетели…» - так прокомментировал экспедицию космического корабля «Союз МС-10» командир экипажа Алексей Овчинин. О нештатной ситуации, случившейся 11 октября 2018 года после запуска с Байконура, рассказывают непосредственные участники событий – люди, проявившие необыкновенный героизм.
Алексей Овчинин
Алексей Овчинин, космонавт, Герой Российской Федерации, комментирует случившееся:
- После отделения первой ступени произошла авария ракеты-носителя. Мы сразу почувствовали толчок, сработала система аварийного спасения. На тот момент двигательная установка САС была уже отстрелена, и в работу вступила система, которая отстрелила головной обтекатель вместе со спускаемым аппаратом, где находился экипаж. Приземлялись по баллистическому спуску – по баллистической траектории.
Едва осознав, что полет не состоится, мы начали действовать в соответствии с ситуацией. В бортовой документации расписано, как экипаж должен работать на этом этапе.
САС – система аварийного спасения. Ее главная задача - обезопасить экипаж космического корабля на активном участке полета. Система работает до самого выведения корабля на орбиту и даже в космосе, если не была произведена стыковка с орбитальной станцией.
Посадка, на мой взгляд, прошла несколько жестче, чем после моего первого полета. Это зависит от местности, от скорости ветра на данный момент.
Более серьезной нештатной ситуации в моей жизни, пожалуй, не было, хотя, конечно, случалось всякое и во время летной работы. Тот опыт, который я приобрел, будучи летчиком, знания, полученные в Звездном городке и во время первого полета, мне очень помогли. Все виды подготовок направлены на то, чтобы в сложной ситуации космонавт не замыкался, чтобы он мог комментировать все свои действия. Это и позволило мне не растеряться.
Переговоры экипажа в момент аварии:
- Авария носителя, авария носителя, 2 минуты 45 секунд.
- Авария носителя. Есть БС – баллистический спуск.
- По ощущениям находимся в невесомости.
- Головной обтекатель сошел у нас. Самочувствие экипажа хорошее.
- Какие будут рекомендации?
- Да, разделение прошло.
- Пошла перегрузка. Сейчас пойдет.
- Время 11:46. Перегрузка 6,7.
- Ощущается вращение. Перегрузка падает.
- Притянуть ремни.
- Быстро мы долетели…
«Мы не попадем на орбиту сегодня!
Ник Хейг
Ник Хейг, астронавт НАСА, член экипажа, продолжает:
- Я готовился к этому полету много лет, в том числе на тренировках в Звездном городке, где с нами отрабатывали все возможные ситуации, включая перегрузку и нештатную посадку.
В тот день все мое внимание было приковано к командиру нашего экипажа Алексею и к системам космического корабля. Когда появился сигнал от системы аварийного спасения, Алексей был спокоен, и я понял, что все будет хорошо.
У корабля
Нас очень сильно затрясло – буквально болтало из стороны в сторону. Как я понял, система спасения очень быстро отвела нас от ракеты.
Я пытался наблюдать за панелями. На панели управления светился индикатор, извещающий о том, что произошла авария. Нас трясло, и в глазах у меня стояла размытая картинка об отказе ракеты-носителя. Именно в тот момент я осознал, что мы не попадем на орбиту сегодня.
Я вспомнил американские горки – много движения в разные стороны. Правда, на сей раз было совсем не весело.
Перегрузка случилась довольно сильная, но кратковременная. Система спасения срабатывает мгновенно. Как только появляется намек на какую-либо неисправность ракеты, система сразу же старается увести корабль от носителя. И она спасла наши жизни.
Сергей Крикалев, летчик-космонавт, Герой СССР и Российской Федерации:
- По окончании работы первой ступени произошло соприкосновение одного из блоков с центральным, что привело к разрушению элементов второй системы. Скорость набрали относительно небольшую. Перегрузка была 6,7 G – подобные отрабатываются на тренировках экипажа.
Болтанка закончилось, и мы приступили к выполнению нашей новой миссии: безопасно вернуться на Землю. Я должен был постоянно контролировать высоту, глядя в иллюминатор, потому что для Алексея на тот момент это было недоступно.
Удивительно, насколько быстро к нам прибыли спасатели, просто невероятно. Еще до приземления нам передавали информацию, что нас наблюдают. Посадка произошла под Джезказганом, в 450 км от Байконура. Нас там не ждали, но спасатели-парашютисты добрались очень быстро.
Да, я должен был быть уже в космосе, на орбите. Более того, я уже мог бы совершить выход в открытый космос. Но понимаю, что жизнь дала мне уникальный шанс, который нельзя игнорировать. Сейчас я в отличной форме. И когда понадобится – готов к новому полету.
Спускаемый аппарат после посадки
Что дальше?
Ситуацию расследовала специальная государственная комиссия Роскосмоса. Было принято решение приостановить все пилотируемые пуски к Международной космической станции, которые сейчас проводятся только с космодрома Байконур и только на российских «Союзах».
Новый план запусков ракеты «Союз» таков:
- Запуск РН «Союз» с КК «Прогресс» - 16 ноября 2018 г.
- Запуск РН «Союз» с КК «Союз МС-11» - 3 декабря 2018 г.
Экипаж КК «Союз МС-11»: Олег Кононенко, командир, космонавт Роскосмоса, Давид Сен-Жак, астронавт канадского космического агентства, Энн Макклейн, астронавт НАСА.
© Бурцева Н. Л., 2018
История статьи:
Поступила в редакцию: 24.10.2018
Принята к публикации: 15.11.2018
Модератор: Гесс Л. А.
Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования:
Бурцева Н. Л. Авария ракеты-носителя «Союз-ФГ»: как это было // Воздушно-космическая сфера. 2018. №4. С. 46-51.