02
№ 18 (682) 17–23 мая 2017 года
СТРАТЕГИЯ
Рассматривалась возможность разместить
на предприятии годовой заказ на выпуск 10
тысяч двигателей для стиральных машин,
притом что Минобороны требовалась по-
ставка всего тысячи в год. Помимо этого за-
казчик был готов вносить предоплату и заби-
рать двигатели партиями в течение года. Но,
разумеется, выставил и свои дополнительные
условия. У производителя стиральных машин
развернута в стране сеть из более 150 сервис-
ных центров, и соответственно заводчане
должны были обеспечивать их запчастями в
необходимом количестве и ассортименте, а
также обучить сервисный персонал обслужи-
ванию и ремонту своего двигателя. На этом
этапе переговоры и заглохли – завод оказался
попросту не готов к таким условиям работы.
У «оборонщиков» подход прост: мы делаем
и продаем качественную продукцию государ-
ству в нужном количестве и в рамках установ-
ленной заказчиком цены, а что дальше – нас
не касается. И вдруг от них требуют проявить
максимальную гибкость, изучить потребно-
сти рынка, определить структуру услуг. Одно
дело – просто наладить производство, другое
– обеспечивать заказчика запчастями, обучать
персонал, выстраивать новую логистику, сле-
дить за изменением спроса и т. д. Это отдель-
ный инвестиционный проект, требующий со-
ответствующей квалификации, системного
подхода и финансирования.
– Какие выводы из этой истории сделали
в «Финвале»?
– Понимая всю серьезность положения,
наша компания выстраивает систему промыш-
ленного маркетинга совместно с вновь создан-
ным Агентством по технологическому разви-
тию (АТР). Ищем образцы продукции, востре-
бованные рынком. Разрабатываем технологии,
которые помогут наладить производство по
конкурентоспособной цене. Будем предлагать
их предприятиям ОПК в качестве «комплекс-
ных решений» вместе с финансовыми инстру-
ментами, которые, надеемся, сможет обеспе-
чить АТР. Мы готовы реализовывать такие
проекты «под ключ» – от стадии формирова-
ния инвестпроекта до запуска производства.
– Где можно получить более подробную
информацию о сотрудничестве с вами?
– В ближайшее время на выставке «Метал-
лообработка», которая продлится до 19 мая в
Экспоцентре. Мы готовы обсудить там с ру-
ководителями предприятий ОПК все темы,
связанные с переходом на выпуск граждан-
ской продукции. И поскольку понимаем, что
с нуля построить компетентную рыночную
службу маркетинга крайне сложно, будем до-
полнительно предлагать предприятиям тако-
го рода услуги.
– Конверсия предполагает выпуск граж-
данской продукции на предприятии, заня-
том военным производством. Есть проблемы
в подобном совмещении?
– Нужно четко понимать: на оборонном
предприятии существует секретность, работа-
ет военная приемка, задействована совершен-
но иная логистика. Так что, по нашему мне-
нию, под гражданскую продукцию нужно
создавать новое на специально выделенной
территории производство «под ключ», таким
образом, оно будет лишено всех обремене-
ний, которые есть на предприятиях ОПК.
– На крупном заводе вполне реально соз-
дать новое производство, которое займется
выпуском гражданской продукции. Но есть
масса малых и средних предприятий, рабо-
тающих только на военные нужды. На них
не знают рынка, денег там тоже не особо
много. С ними как быть?
– Для начала понять, что они собой пред-
ставляют, какими компетенциями, коль скоро
мы ведем речь о продукции высокого пере-
дела, обладают. Далее смотрим все техноло-
гии, которые могут быть ими использованы.
Но в любом случае придется выделять произ-
водство, ориентированное только на выпуск
гражданской продукции.
И тут возникает важнейший вопрос о
средствах, которые нужно изыскать на подго-
товку к конверсионному переходу. Мы гото-
вы консультировать, но не можем оказывать
услуги бесплатно.
Однако консалтинг лишь часть предстоя-
щих затрат. Необходимо в дальнейшем про-
вести конструкторско-технологическую пере-
подготовку производства. Важнейшим стано-
вится финансовое обеспечение этого процес-
са. И мы надеемся двигаться совместно с
Агентством по технологическому развитию,
другими институтами развития, с Фондом
поддержки промышленности например.
– Шутят, что у нас в стране институтов
развития…
– Да-да, уже больше, чем бизнесов, кото-
рым они помогли развиться. Но мы уверены
в том, что именно государственные институ-
ты должны формировать среду финансовых
услуг и поддержки промышленных предпри-
ятий. Среду, позволяющую малым и средним
предприятиям обращаться с конкретными
инвестпроектами и получать на приемлемых
условиях кредитование для приобретения
консалтинговых, инжиниринговых услуг по
проектированию и подготовке производства
нового продукта, закупки оборудования, обу-
чения персонала и т. д.
– Какие вы видите перспективные ры-
ночные ниши?
– В первую очередь это все, что связано с
импортозамещением.
Причем на рынке сложилась сейчас уни-
кальная ситуация, связанная с тем, что под
влиянием действующих двухсторонних санк-
ций многие ведущие высокотехнологичные
иностранные компании сами ищут партне-
ров в России для организации совместных
производств. И немцы, и итальянцы соглас-
ны открывать здесь свои производства и на-
ходятся в поиске партнеров. Эти производ-
ства могли бы выпускать различного рода
нефтегазодобывающее оборудование, насо-
сы, комплектующие для станкостроения (на-
пример направляющие, привода, системы
управления, измерительную технику) и мно-
гое другое.
Еще одной перспективной нишей являет-
ся производство запасных частей для ино-
странной техники. Cегодня на рынке суще-
ствует огромная потребность в комплектую-
щих изделиях и запасных частях на закуплен-
ную нашей страной в больших объемах
иностранную дорожно-строительную и иную
спецтехнику. Эти запчасти сейчас закупаются
либо в Европе, либо в Китае и других странах.
И если настроить кооперационные связи
между оборонными предприятиями, то прак-
тически все необходимое можно разработать
и выпускать у нас, на заводах ОПК.
Но российские предприятия, претендую-
щие на партнерство в такого рода проектах,
должны продемонстрировать определенный
уровень организационной и бизнес-зрелости,
быть готовыми к формированию и реализа-
ции крупного инвестпроекта, направленного
на создание нового производства. При этом
частично доля инвестиций в проект со сторо-
ны российского партнера может быть внесена
как раз высвобождающимся высокотехноло-
гичным оборудованием.
– Компания «Финвал» готова навести
такие мосты?
– Безусловно. Без этого ничего не полу-
чится. Именно построение таких мостов по-
зволит рационально и эффективно задейство-
вать имеющееся у предприятий ВПК высоко-
технологичное оборудование. Но это не толь-
ко наша задача. В этом направлении мы
работаем в тесном контакте с Военно-
промышленной коллегией РФ, Минпромтор-
гом, различными агентствами, поскольку
предприятия находятся в ведомственном под-
чинении и должны быть мотивированы опре-
деленным регламентом.
За пять последних лет всеми заводами
ОПК страны куплено несколько десятков
тысяч современных высокотехнологичных
импортных станков и технологических линий.
Но это не означает, что они провели ком-
плексное перевооружение, стали центрами
компетенций. Вовсе нет.
– Что же такое центры компетенций и
как следует продвигать их услуги в сфере
разработки и производства гражданской
продукции?
– Многие предприятия ОПК в свое время
получили от государства немалые деньги под
организацию центров компетенций. Кто-то
справился с этой задачей лучше, кто-то хуже.
Было куплено большое количество самого со-
временного оборудования. Но это только на-
чало пути. Центрам компетенций необходи-
мо развиваться в двух направлениях: прежде
всего в сторону усиления научной составляю-
щей и в сторону развития рыночной, марке-
тинговой активности, изучения спроса и ин-
формирования участников рынка о своих
технологических, производственных, науч-
ных возможностях и наработках.
Что касается научной составляющей, то
любой серьезный инвестор или заказчик,
изучая возможность сотрудничества с пред-
приятием, в первую очередь пытается по-
нять наличие у предприятия серьезной науч-
ной базы, перспективных разработок и спо-
собность коллектива работать над новыми
задачами. В центрах компетенций должно
быть сосредоточено не только современное
оборудование, но и научные кадры, должна
быть организована работа с молодежью, сту-
дентами по передаче и развитию этих самых
компетенций. Ценность центра компетен-
ций, его конкурентоспособность определя-
ются способностью разрабатывать и выпу-
скать продукт, отвечающий самым послед-
ним требованиям рынка, постоянно совер-
шенствовать свой товар, всегда быть на шаг
впереди, понимать и формировать тренды
развития технологии и продукта на пять –
десять лет вперед.
Если говорить о рыночной составляю-
щей, то центры компетенций должны актив-
но продвигать свои услуги, в том числе регу-
лярно участвуя в международных выставках.
Предприятиям необходимо рекламировать
свои компетенции и достижения, внедрять
лучшие практики. Как было в Китае – снача-
ла шили одежду, потом взялись за изготов-
ление изделий машиностроения, сейчас про-
изводят самую современную электронику.
Китайцы активно продвигают свои произ-
водства, технологические достижения и воз-
можности. Руководство КНР системно ока-
зывает самую серьезную поддержку местным
производителям в выходе на международные
рынки. Нашему государству необходимо
учиться оказывать такую же поддержку оте-
чественным производителям. Поддержка
должна быть реальной и ощутимой. Непло-
хо, например, было бы компенсировать за-
траты предприятий на участие в междуна-
родных выставках.
Еще одной серьезной проблемой и, с
другой стороны, резервом развития центров
компетенций является их кооперация. Зада-
ча состоит в том, чтобы обеспечить регио-
нальное или отраслевое взаимодействие в
центрах коллективного пользования, чтобы
все наработанные приемы и навыки не замы-
кались внутри одного предприятия. Ведь в
этом случае оборудование может быть недо-
гружено или использоваться не очень эф-
фективно. Поэтому большое внимание
должно быть уделено качеству проведения
технологических и технических аудитов для
выявления свободных мощностей, которые
могут быть уже сегодня использованы в коо-
перации.
– Как компания «Финвал» взаимодейству-
ет с экспертным сообществом для решения
системных задач, стоящих перед отраслью?
– В советское время существовала непло-
хая система организации технического пере-
вооружения, которая сейчас нарушена. Се-
годня создание любого нового объекта
недвижимости, в том числе и производ-
ственного предприятия, регламентиру-
ется Градостроительным кодексом. Но
его реформировали, исключив полно-
стью требования о разработке техноло-
гической части проекта. А ведь именно
технологическое проектирование долж-
но лежать в основе создания любого
объекта промышленности. Без этого
невозможно судить об эффективности
производства.
Так что когда мы говорим о новой
волне конверсии, то перепроектирова-
ние предприятий на гражданские рель-
сы должно идти с обязательным требо-
ванием наличия качественно прорабо-
танного технологического раздела в
проектной документации. Наша компа-
ния активно работает в этом направле-
нии в экспертном сообществе, мы со-
трудничаем с Национальной палатой
инженеров (НПИ), где создана рабочая
группа по технологическому проекти-
рованию и аудиту, занимающаяся во-
просами подготовки изменений Градострои-
тельного кодекса. И совместная деятель-
ность экспертов группы и руководства НПИ
привела в прошлом году к созданию при
Росстандарте специального технического ко-
митета № 142 «Технологический инжини-
ринг и проектирование», в обязанности ко-
торого входит формирование новой методо-
логии норм технологического проектирова-
ния. Сейчас на повестке дня остро стоит
вопрос обеспечения финансирования его ра-
боты. Почему мы выступаем за внесение по-
правок в Градостроительный кодекс? Да по-
тому, что в нем корень многих проблем. Не
стоит ждать эффективности от предприятия,
в основе которого не лежит качественный
организационно-технологический проект. Если
не решить эти вопросы, мы обречены повто-
рить негативный сценарий развития ОПК
прошлого века.
– Что делать заводам, которые давно по-
строены, их руководству?
– Создавать новое, поскольку выпуск
гражданской продукции не может начаться
как факультативный проект – это должно
быть четко спроектированное и адаптиро-
ванное к условиям рынка производство.
Иначе нельзя, ведь здесь эффективность
стоит на первом месте. Определиться в пер-
вую очередь с тем, что производить, затем
оценить, что для этого уже имеется на пред-
приятии и что (какое оборудование, техно-
логии, компетенции) необходимо будет до-
купить. Это понимание послужит основой
для формирования полноценного инвести-
ционного проекта, под который еще нужно
будет найти инвестора.
Под гражданское производство необходи-
мо выделить отдельную территорию, там
должна быть своя администрация, другой ме-
неджмент, знающий, как работает рынок. На-
кладные расходы должны стать существенно
меньше. Задача реорганизации заключается в
том, чтобы избежать объективно высоких из-
держек оборонного предприятия.
– Возможно и частно-государственное
партнерство?
– Конечно, есть ведь еще и инвесторы, го-
товые вкладывать средства в производство
гражданской продукции. Но на военное пред-
приятие им просто так не зайти.
– И «Финвал» может принять в этом ак-
тивное участие?
– Да, как инжиниринговая компания, разра-
батывающая организационно-технологические
и конструкторские решения, формирующая на
их основе инвестпроекты и обеспечивающая
их реализацию «под ключ». В части маркетинга
мы тоже готовы поучаствовать. В любом слу-
чае президентом перед предприятиями ОПК
уже поставлены задачи, их нужно выполнять.
Мы готовы подключаться, искать совместные
решения. На первом этапе мы поможем пред-
приятиям провести технологический аудит
имеющихся производственных мощностей и
разработать проект производства под выпуск
гражданской продукции.
– А что у вас для этого есть?
– Есть видение того, как это можно сде-
лать: многие заводы российского ОПК мы
знаем достаточно глубоко, потому что по-
ставляем туда технологии, оборудование,
оказываем инжиниринговые услуги, обучаем
персонал. Кроме того, у нас хорошие рабо-
чие отношения с государственными структу-
рами, отвечающими за развитие «оборонки»:
Минпромторгом, ВПК РФ, АТР и др. Плюс
отлично налаженные контакты с обществен-
ными, в основном инженерными организа-
циями – РСПП, Национальной палатой ин-
женеров, Союзмашем, Российским инженер-
ным обществом и другими профессиональ-
ными объединениями схожей с нашей
идеологии.
Есть бизнес-опыт: поскольку предприятия
ОПК должны так или иначе войти в рынок, а
«Финвал» 25 лет работает в рыночных услови-
ях, в постижении тонкостей которых мы
также можем помочь. Есть большой техноло-
гический опыт, нужные компетенции, боль-
шая партнерская сеть.
Мы умеем организовывать высокопро-
фессиональные проектные команды. Боль-
шинство оборонных компаний работают по
функциональной схеме управления, а в бизне-
се чаще всего применяется проектная. Оттал-
киваясь от целей проекта, формируется ко-
манда, а поскольку мы имеем серьезные соб-
ственные возможности и обширные связи в
экспертном сообществе, то подобрать все не-
обходимые компетенции для решения кон-
кретной задачи нам труда не составит.
Есть еще одна важная вещь – налаженное
взаимодействие с иностранными партнерами,
поскольку нужно привлекать новые техноло-
гии, обеспечивать их внедрение в отечествен-
ную практику.
Но главное – это нам интересно и мы го-
товы идти этим путем.
– Тогда такой вопрос: а чего у вас нет?
– Сложный вопрос. Нет у нас четко регла-
ментированной государственной промыш-
ленной политики, и это серьезный сдержива-
ющий фактор. Пока нет и внятных финансо-
вых инструментов. Хотя появляются наметки,
которые уже обсуждаются, в российских бан-
ках еще не понимают, кто и на каких условиях
будет осуществлять проектное финансирова-
ние данной программы.
Среди институтов развития нет явного
лидера, способного взять на себя ответствен-
ность за формирование технологической по-
литики. До недавнего времени мы даже не
видели людей, с которыми было можно об-
суждать эти темы, поскольку в организациях
такого рода крайне мало инженерных специа-
листов хорошего уровня и подготовки. К сча-
стью, такие люди стали появляться.
Не хватает четкого регламента обеспече-
ния заказа. Что имеется в виду? Сегодня
оплатить инжиниринговую услугу, связанную
с техническим проектированием, – проблема.
Нет статьи, по которой можно провести
оплату. И мы зачастую сталкиваемся с ситуа-
цией, когда клиент просит разработать про-
ект, но его стоимость включить в цену обо-
рудования. Потом открывается тендер на
поставку, но поскольку в нашем предложе-
нии оборудования заложена стоимость уже
проделанной работы, оно объективно стано-
вится дороже. И это также следует регламен-
тировать, системный спрос должен регули-
роваться государством. Поставщиком ком-
плексных решений «под ключ» должна стать
именно инжиниринговая компания, которая
готова взять на себя ответственность за весь
комплекс работ, начиная со стадии разработ-
ки инвестпроекта и заканчивая поставкой и
запуском в эксплуатацию всего набора обору-
дования, выводом создаваемого производства
на запланированные целевые производствен-
ные и экономические показатели. Это долж-
но стать общепринятым правилом. Как се-
годня это происходит, например, в нефтегазо-
вом секторе и энергетике, где никому не при-
дет в головупокупать отдельно оборудование,
инструмент, расходные материалы и т. п. А в
машиностроении, к сожалению, это обычная
практика. Ее необходимо менять.
Следует обратить внимание и на такой
аспект – сейчас условия для конверсии гораз-
до суровее, нежели 25 лет назад. Тогда у
Китая, например, не было такой мощной эко-
номики и развитой обрабатывающей про-
мышленности. Мы будем вынуждены с само-
го начала работать на высококонкурентном
глобальном рынке, чего не было четверть
века назад, и наши предприятия должны сразу
ориентироваться на жесткую конкуренцию.
Только тогда мы сможем совершить рывок.
– Есть опыт конверсии на Западе. Он
может быть использован у нас?
– Там изначально было в ходу частно-
государственное партнерство, то есть идея
рынка присутствовала всегда. У нас многие
ментально не готовы вести дела в условиях
реальной конкуренции. Рынок нужно постро-
ить и в первую очередь – у себя в голове.
На Западе изначально идут от того, что
нужно потребителю, и никому не придет в го-
лову затевать производство того, что не най-
дет спроса. Так что вопрос для отечественной
промышленности стоит просто – подходить к
выбору продукта, который предприятие со-
бирается выпускать, прежде всего с точки
зрения его востребованности мировым рын-
ком, поскольку на объемах продаж только
внутри России обеспечить сбыт серьезного
количества продукции с низкой себестоимо-
стью крайне сложно.
Если мы хотим развивать новые техноло-
гии, быть лидерами, нужна определенная
промышленная и протекционистская поли-
тика. Невозможно развивать индустрию без
совершенствования тяжелого машинострое-
ния и совершенствовать технологии без уча-
стия академической и вузовской науки. Речь
идет о комплексном подходе к технологиче-
ской и промышленной политике государства,
и наше профессиональное сообщество пыта-
ется эти вопросы решать.
Россия производит массу хороших това-
ров, иное дело, что их должно быть больше.
– Плюс маркетинг?
– Государство может создать условия
для его развития, а дальше в рынке ра-
ботать предприятиям, которым следует
изменить свои подходы, поскольку
наши оборонные заводы никогда не бо-
ролись за заказчика. Государство сегод-
ня честно говорит о том, что гособо-
ронзаказ будет уменьшаться, и преду-
преждает об этом заранее, чтобы у
предприятий было время разработать
программу действий.
– Сейчас в «оборонку» приходят
новые кадры. Смогут они провести пе-
реналадку отрасли?
– Новые кадры нужны, это очевид-
но. Но тут важно не допустить переги-
ба, когда на место специалистов с боль-
шим производственным опытом прихо-
дят менеджеры, знающие работу в ры-
ночных условиях, понимающие толк в
маркетинге, но ничего не смыслящие в
технологии. Нужен правильный симби-
оз рыночной ориентированности и ин-
женерных компетенций. Так что свои
возможности и наработки в обеих областях
мы можем предложить новым управленцам.
Кстати говоря, запрос на такого рода услуги
у нас уже есть.
– Сколько времени может занять пере-
форматирование «оборонки»?
– В поручении президента Путина указа-
ны конкретные сроки и цифры. К 2020 году
выпуск гражданской продукции должен со-
ставлять 17 процентов, к 2025-му – не менее
30, к 2030-му – как минимум 50 процентов
от объема выпуска оборонной продукции. За-
дача очень амбициозная – у нас 1300 пред-
приятий ОПК. Современные технологии по-
зволяют развернуть производство быстро, в
течение года, но прибыльным оно станет
только при одном условии – если есть внят-
ная маркетинговая и производственная поли-
тика предприятия и понимание того, куда
следует приложить усилия.
– Главное – все тщательно обдумать, под-
готовиться, составить план действий и четко
ему следовать.
Беседовал Сергей КАРПАЧЕВ
КОНВЕРСИЯ ИЛИ СМЕРТЬ!
Выпуск
гражданской продукции
не может начаться
как факультативный проект.
Это должно быть четко
спроектированное
и адаптированное
к условиям рынка
производство
ТЕНДЕНЦИИ
Начало на стр. 01